От деревянных кварталов до бума новостроек: как менялся облик района Южный автовокзал последние 40 лет
Южный автовокзал — зеркало перемен Екатеринбурга. Здесь можно увидеть, как от деревянных кварталов и вещевых рынков город шагнул к современным жилым комплексам, школам и метро: каждое десятилетие район становится комфортнее для жизни. Для жителей это всегда новые возможности для образования, работы и досуга, а привычные маршруты и места постепенно менялись.

Сегодня эта часть Чкаловского района переживает новый этап перемен. Вместе с компанией «Атлас Девелопмент», которая продолжает линию развития территории и строит здесь жилой комплекс «Атлас Лайн», собрали этапы изменения района — от бараков, где хранили сено и кормили лошадей, до новой французской гимназии, ресторанов и современных домов с панорамными окнами и приватными дворами.
Историю района начнем с 1980-х, когда он пережил первый заметный рывок в развитии. В этот период Южный автовокзал, который местные жители нежно называют «Автик», привлек внимание властей и застройщиков. В конце расскажем, что ждет один из самых перспективных районов Екатеринбурга в ближайшем будущем.
В это десятилетие Южный автовокзал походил на пригород — тихий, заспанный, с огородами за заборами, свободно гуляющими петухами и гусями, редкими фонарями. На месте современных улиц стояли частные дома, а воздух пах свежим хлебом из ближайшей булочной. Тогда район только формировался, но уже задавал ритм будущего: сюда приезжали автобусы из Каменска-Уральского, Алапаевска или Челябинска, и для многих приезжих именно эта часть города была стартом в новую жизнь.
После распада СССР район словно застрял между эпохами: старые дома доживали свой век, а новых почти не строили. На пустырях вырастали стихийные рынки — со смешением запахов соленой рыбы, китайских кроссовок и пирожков с капустой. Частные домики, которые когда-то считались украшением места, заметно обветшали. Экономические кризисы тех лет не позволяли людям вкладываться в ремонт, и район постепенно приобретал мрачный и запущенный вид. Южный автовокзал был больше про выживание, чем про развитие.
На фоне деревенских пейзажей в 1979 году вырастает первая архитектурная звезда — знаменитый «Дом-блокнот» (или «Баян») в стиле модернизм на улице Щорса, 86. Построенный для Госбанка, он выглядел как гость из будущего: лаконичные линии, четкая геометрия и минималистичный серый цвет. Этот дом стал первым маркером того, что Екатеринбург растет вверх. Позже там разместилось Уральское главное управление Центробанка России.
Люди утешали себя воспоминаниями о советском порядке и ждали, когда район заново начнет дышать. И ожидания будут не напрасны.
район частного сектора, откуда вели все дороги
1980-е годы:
периферия на пороге перемен
1990-е годы:
Начало нулевых стало для Южного автовокзала переломным моментом. Еще недавно спальный угол города с шумом автобусов и рыночной суетой, теперь — район, на который впервые за долгое время обратили внимание девелоперы. 

Заговорили о продлении ветки метро в сторону Чкаловского — мечта, которая должна была облегчить жизнь местным и притянуть новых жителей. Город начал смотреть на «юг» с интересом: здесь есть куда расти.
интерес девелоперов и планы продления метрополитена
2000-е годы:
Чкаловский вещевой рынок, который был на углу улиц 8 Марта и Щорса, переехал напротив автовокзала: вместо палаток, ярких вывесок «кофты за 599 рублей, джинсы за 999 рублей» и переодеваний на картонке вырос стеклянный ТРЦ «Мегаполис». Первый торговый центр в районе стал настоящей сенсацией. Магазины, кафе, кинотеатр — все под одной крышей.

Если раньше за покупками или для встречи с друзьями нужно было ехать в «Гринвич», то теперь все появилось рядом с домом. Теперь здесь можно не только порадовать себя покупками, но и устроить кофе-брейк или оценить новинку-блокбастер. Район превратился в место для досуга и долгожданных встреч, которое быстро стало привычной частью повседневной жизни.
открытие «Мегаполиса»
2008 год:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Появление станции «Чкаловская» изменило все. Южный автовокзал словно стал ближе: теперь до центра можно было добраться за считаные минуты. Вместе с метро пришел строительный бум: дома росли один за другим, двор за двором. За новыми кварталами тянулись школы, детские сады, магазины и кафе. Район обрел новое лицо — сюда все чаще переезжали молодые семьи, которым важны комфорт и инфраструктура.
Но и старожилы не спешили покидать привычные улицы. Многие просто меняли старую хрущевку на квартиру в новостройке — оставались там же, где выросли, где знали каждое дерево во дворе и соседей по именам. Они первыми ощутили, как район меняется, и успели оценить, что теперь здесь можно жить по-новому, не уезжая далеко от дома.
Сегодня обсуждают перенос автовокзала ближе к транспортному узлу на Ботанике — шаг, который может окончательно снять транспортную нагрузку с района. А пока Южный автовокзал продолжает жить своей динамичной жизнью — уже не окраиной, а полноценной частью современного Екатеринбурга.
запуск станции метро и строительный бум
2012 год:
Старый Чкаловский рынок напротив автовокзала — место, которое десятилетиями определяло облик района и где кипела жизнь, — ушел в прошлое. Его снос стал символом перемен. Вместо старых прилавков и разношерстных ларьков район начал строить новое, современное будущее.
ликвидация Чкаловского рынка
2014 год:
После реконструкции открылась французская гимназия № 39, которая благодаря капитальному ремонту и узкой концепции стала одной из привлекательных школ района. Для семей с детьми это стало важным фактором при выборе места для проживания и подтвердило репутацию Южного автовокзала как района, удобного для жизни разных поколений.
строительство новой гимназии
2017 год:
К этому времени за Южным автовокзалом окончательно закрепился статус одного из самых востребованных жилых районов Екатеринбурга. Местные отмечают удобство расположения, развитую инфраструктуру и разнообразие точек досуга. 

Сегодня здесь кипит и гастрожизнь: рестораторы не боятся открывать новые заведения. Утро можно начать в кофейне Engels «Южный Парк», что открылась рядом с «Мегаполисом». Для тех, кто живет в ЖК «Парк Столиц» от «Атлас Девелопмент», удобно зайти в японский ресторан Itameshi Kitchen или кондитерскую «Ванлав». А для долгих семейных обедов и встреч с коллегами подходит бистро Finch на улице Сурикова, 63/2, или ресторан «Рататуй family и Бадриджани» на улице 8 Марта.
сформированный жилой район и планы переноса автовокзала


2020‑е годы:
Южный автовокзал продолжает меняться. Сначала ритм больших перемен задала жилая экосистема «Парк Столиц» от «Атлас Девелопмент». Не сбавляя темпов, компания приступила к строительству нового проекта «Атлас Лайн», который появится в квартале между улицами Айвазовского, Циолковского, Серова и переулком Полярников. Это логичное продолжение обновления района: современная архитектура, продуманная инфраструктура и удобное расположение рядом с метро «Чкаловская».

Новый проект «Атлас Лайн» задуман как единая экосистема, где все подчинено комфорту жителей. Здесь соединяются жилье, благоустроенные пространства, сервисы и городская динамика. Комплекс рассчитан на тех, кто ценит ритм большого города, но хочет жить в спокойной и безопасной среде.

Фасады домов будут выполнены в лаконичной архитектуре с четкой геометрией и объемными эркерными модулями. В вечернее время здание подчеркнет архитектурная подсветка.

Главная особенность проекта — двор, поднятый на 8 метров над уровнем улицы, на крышу подземного паркинга. Такое решение изолирует территорию от машин и делает ее полностью приватной. Внутри компания обустроит спортивные площадки, игровые зоны и тихие уголки для отдыха. Запланировано многоярусное озеленение: деревья, кустарники и травы, которые будут обновляться вместе с сезонами.

Входные группы и лобби спроектированы в минималистичном стиле с элементами теплого освещения и натуральных материалов. В комплексе предусмотрены кладовые, помещения для хранения колясок и велосипедов. На первых этажах откроются коммерческие помещения — здесь могут появиться кофейни, сервисы и магазины для повседневных нужд.

Квартиры представлены разными форматами: от классических однокомнатных до просторных семейных с мастер-спальнями и гардеробными. Все квартиры предлагаются с предчистовой отделкой — можно сразу приступать к ремонту. На верхних этажах появятся квартиры с террасами, а панорамные окна и продуманные планировки обеспечат максимум света и воздуха.

«Атлас Лайн» и «Парк Столиц» образуют общий жилой кластер. Жители этих комплексов смогут пользоваться инфраструктурой обоих проектов — прогулочными зонами, детскими площадками, местами для отдыха и образовательными центрами. Это создает ощущение цельного, живого района, где все рядом.

Новый проект продолжает архитектурную линию компании «Атлас Девелопмент» — современную, продуманную и ориентированную на качество жизни. «Атлас Лайн» станет новым акцентом Южного автовокзала и примером того, как район может развиваться и предлагать новый формат жизни в Екатеринбурге.
новая линия жизни района

2025 год:
Материал подготовлен
при поддержке
Реклама.
Erid: