(Не)женская работа: истории девушек, которые меняют правила игры в традиционно мужских сферах
В России до сих пор существует официальный перечень профессий, на которых нельзя работать женщинам, — в нем десятки позиций, связанных с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда. Например, женщине нельзя добывать взрывчатые вещества, быть шахтером или капитаном морского судна.

Несмотря на то что этот список ежегодно сокращается, его наличие говорит о том, что деление профессий на «мужские» и «женские» все еще сохраняется. Однако Чойс напоминает, что при выборе профессионального пути важно ориентироваться не на общественное мнение, а на личные интересы и увлеченность.

Вместе с крупнейшим сервисом по поиску работы HeadHunter мы поговорили с девушками, выбравшими для себя профессии, которые по той или иной причине пока принято считать мужскими. Рассказываем истории трех героинь: тренера по хоккею с мячом, водителя городского транспорта и мастера по детейлингу авто — все они однажды решили жить не вопреки стереотипам, а ради себя.
Елена Густомесова
тренер-преподаватель и кандидат в мастера спорта по хоккею с мячом
Елена Густомесова
тренер-преподаватель и кандидат в мастера спорта по хоккею с мячом
На коньках с самого детства
С ранних лет мама перебирала для меня секции одну за другой: гимнастика, плавание — все мимо. Решающим оказался момент, когда соседка позвала меня в секцию по конькобежному спорту. Там я встала на коньки: сначала ради компании, а потом на годы вперед. Затем подруга затащила меня в хоккей, и с десятого класса я всерьез включилась в тренировки. Через пару лет попала на просмотр в профессиональную женскую команду «Спартак-Меркурий» из Екатеринбурга. Новичков было много, но отобрали лишь троих, среди которых была я. Так с классического хоккея с шайбой стартовала моя спортивная карьера.
С ранних лет мама перебирала для меня секции одну за другой: гимнастика, плавание — все мимо. Решающим оказался момент, когда соседка позвала меня в секцию по конькобежному спорту. Там я встала на коньки: сначала ради компании, а потом на годы вперед. Затем подруга затащила меня в хоккей, и с десятого класса я всерьез включилась в тренировки. Через пару лет попала на просмотр в профессиональную женскую команду «Спартак-Меркурий» из Екатеринбурга. Новичков было много, но отобрали лишь троих, среди которых была я. Так с классического хоккея с шайбой стартовала моя спортивная карьера.
С хоккеем связаны мои главные достижения, например я восемь раз становилась призером чемпионатов России. Даже когда у меня родились двойняшки — мальчик и девочка — я не ушла из спорта. Мне предложили условия, при которых удавалось совмещать материнство и сборы. Но в один момент приоритеты изменились: детям нужно было идти в школу, и я решила, что пришло время сосредоточиться на семье.

После этого я открыла для себя хоккей с мячом. Этот вид спорта оказался другим по темпу, ритму и мышлению. Не такой резкий и эмоциональный, как шайба, но более тактичный и выносливый — настоящие шахматы на льду. Мне это откликнулось, и я с удовольствием отыграла несколько сезонов.
От мастера спорта к тренеру юных хоккеистов
Мечта стать тренером жила с юности. На меня очень повлияла наставница — тренер по конькобежному спорту Татьяна Виноградова. Она была настоящим примером: строгим, чутким, глубоко увлеченным своим делом профессионалом. Я хотела быть такой же.
В родном Первоуральске я начинала с дворовых клубов: работала с детьми, заливала коробки, ставила на коньки. Но хотелось большего — работать на результат, быть частью серьезной спортивной школы. Когда в ДЮСШ «Уральский трубник» открылся набор в тренерский состав, я заявила о себе, но меня сначала не взяли. Пришла снова и предложила вести младшие группы — учить ребят базовой технике. В итоге попала в команду благодаря коллегам, которые увидели мои результаты и рекомендовали руководству.
Мне уже не нужно доказывать, что я на своем месте
Сейчас я тренер в Академии хоккея с мячом «Уральский трубник» в Первоуральске. Работаю с группами мальчиков 2016 года рождения и младше. Это самый начальный этап, где нужно не столько гнать результат, сколько влюбить ребенка в спорт. Сначала они просто учатся стоять на коньках, потом подключается мяч, упражнения и дисциплина. Я всегда говорю родителям: «Пусть приходят, даже если просто хотят попробовать. Главное, чтобы было желание, а всему остальному научим».
Работа с детьми — это не просто тренировки. Я сама подбираю лед, слежу за графиком, веду документы, договариваюсь о соревнованиях, общаюсь с родителями. Конечно, бывают и слезы, и обиды, и усталость, но это все часть процесса. Зато когда ты видишь, как ребенок, который еще вчера боялся выйти на лед, сегодня забивает первый мяч, — бесценно.

Мне не нужно доказывать, что я на своем месте — достаточно посмотреть на ребят, которые с радостью бегут на тренировку. Это и есть главный показатель.
Вместо предубеждений и сомнений — фокус на результате
Хоккей все еще считается мужским видом спорта, и в профессии тренера мне тоже часто приходилось сталкиваться с предубеждениями. Поначалу некоторые родители не доверяли мне: «Как она будет тренировать мальчиков?» Один даже забрал с секции сына, потому что был уверен, что женщина не может быть тренером. Но большинство все же смотрят на результат: мои воспитанники выигрывают областные турниры, занимают призовые места, а родители с благодарностью приводят детей на занятия.
Хоккей все еще считается мужским видом спорта, и в профессии тренера мне тоже часто приходилось сталкиваться с предубеждениями. Поначалу некоторые родители не доверяли мне: «Как она будет тренировать мальчиков?» Один даже забрал с секции сына, потому что был уверен, что женщина не может быть тренером. Но большинство все же смотрят на результат: мои воспитанники выигрывают областные турниры, занимают призовые места, а родители с благодарностью приводят детей на занятия.
Конечно, с подростками непросто: в определенном возрасте они ищут авторитет в лице мужчины. Но на начальном этапе (пять-десять лет) важен не пол ребенка и тренера, а взаимопонимание и умение научить. Я работаю с младшими группами, где особенно важно терпение, поддержка и вовлеченность. Уверена, в этом женщины могут быть даже сильнее мужчин.

Сейчас у нас в академии четыре женщины-тренера. Атмосфера уважительная и поддерживающая. Но я знаю, что в других городах есть школы, где женщинам не дают шансов работать в «мужской» профессии. Важно, чтобы спорт был открыт для всех, у кого есть знания, опыт и стремление развиваться.
Каждый ищет свое призвание — иногда путь к нему может быть неожиданным. Чтобы найти работу, которая будет радовать каждый день, важно не бояться пробовать новое. Искать вакансии, которые помогут двигаться к цели, очень удобно на hh.ru: платформа фильтрует вакансии под ваш запрос, а чат с работодателями помогает задать все вопросы и быстрее сделать первый шаг. Все, что для этого нужно, — зарегистрироваться на сервисе, заполнить основную информацию о себе в анкете и начать путь к новой главе карьеры.
Юлия Туманова
водитель городского автобуса
За швейной машиной мечтала о машине с колесами
Тяга к технике у меня была с самого детства. Мой дядя работал на ЗИЛе, и я с пяти лет с восхищением смотрела на огромные колеса этой махины — они казались чем-то фантастическим. Тогда во мне и проснулось это особое влечение к механике, движению и дороге.
Хотя первую профессию я выбрала вполне традиционную для женщины — получила специальность портного-швеи и устроилась на производство верхней детской одежды. Помню, как восемь месяцев работала почти без выходных. И с каждым днем я все сильнее ощущала, что мне не хватает того самого чувства движения, которое так завораживало в детстве. Я понимала: хочу быть там, где ритм быстрее, работа связана с дорогой и машинами. Первое, что приходило в голову, — буду водителем троллейбуса. Начальство в швейном цеху уговаривало остаться: «Зачем тебе троллейбусы? Их же скоро закроют». А я уже тогда точно знала: мне нужно что-то иное.
Работа швеи была одновременно стабильной и однообразной. Целый день в помещении, шум машинки, пыль в воздухе, монотонные действия. Мне это быстро наскучило. В транспорте другое дело: каждый день ты едешь, за окнами сменяются виды, люди заходят и выходят. Даже если маршрут знакомый, дни не повторяются.

Первой попыткой уйти в профессию водителя была учеба на водителя трамвая. Я увидела объявление, зажглась, пошла учиться. Но тогда вмешалась жизнь: я забеременела и оставила эту затею. Потом был перерыв, декрет, семья. А когда появилась возможность — вернулась к идее, но уже не на трамвай, а на троллейбус. Там и началась моя транспортная история длиной сначала в шесть лет на троллейбусе, а потом уже на автобусе, где я работаю до сих пор.
Любая профессия — это не про пол, а про подход
Сегодня женщина за рулем общественного транспорта уже не редкость и не сенсация. Когда восемь лет назад я только пришла в профессию, реакция пассажиров была заметнее: кто-то удивлялся, кто-то подмечал, как мягко и аккуратно мы едем. Сейчас люди чаще входят, садятся — и все.
Я работаю на разных маршрутах — в транспортном парке их девять, и мы часто меняемся. Но особенно люблю 24-й, который ездит от поселка Мичуринский до Компрессорного микрорайона, и 50-й — от УрФУ на Мира, 19, до Широкой Речки. Там и движение интересное, и люди хорошие. Автобус, на котором я работаю, разрисован в стиле уральской домовой росписи. Он один такой в городе, его даже показывали на выставке, посвященной столетию автобусного движения. Симпатичный, узнаваемый, его любят и пассажиры, и мы с коллегами.
В парке нас только четыре девушки, хотя всего на предприятии работает больше сотни водителей. В других парках немного больше, но все равно профессия до сих пор считается преимущественно мужской. Я так не считаю: если у тебя есть права, желание и умение мастерски управлять машиной — почему бы и нет? Любая профессия — это не про пол, а про подход. Женщина за рулем автобуса может быть не хуже, а часто даже лучше. Мы более аккуратные, внимательные к пассажирам, плавнее тормозим, бережнее работаем с транспортом.
По характеру я эмоциональная. Но за рулем учишься держать себя в руках. Однажды в вечернюю смену на Компрессорном зашел агрессивный пассажир — он вел себя настолько дерзко, что кондуктор боялась ходить по салону. Он начал конфликтовать и драться с другим мужчиной. Мне пришлось вмешаться, выгнать обоих и как можно скорее уехать. В такие моменты неважно, мужчина ты или женщина, — важно, что ты несешь ответственность за пассажиров и коллег в транспорте.
Как только выезжаешь на трассу — включается профессиональный режим
Мне всегда было интересно попробовать свои силы в профессиональных конкурсах среди водителей. Сначала участвовала в городских и областных соревнованиях — там женщины выступают наравне с мужчинами, и я уже тогда заняла второе место. А в этом году получилось поехать в Санкт-Петербург на Международный конкурс профмастерства водителей автобуса «ТранспортФест».
Всего участвовало 135 водителей из России и соседних стран, среди них было 28 женщин. Я представляла Екатеринбург и ЕМУП «Гортранс». Выступали в отдельной женской номинации, и мне удалось занять второе место.

На соревновании женщинам нужно было пройти облегченную трассу: тоннельные ворота, круг вперед, колею (правыми колесами проехать между брусков), бокс передом, эстафету и стоп-линию. Все на время и без единой ошибки.

Специально я к этим соревнованиям не готовилась, просто села — и поехала. Небольшое волнение было, но как только выезжаешь на трассу — включается профессиональный режим. Мне действительно нравится управлять автобусом, чувствовать габариты и маневрировать. Это и азарт, и ответственность, особенно когда знаешь, что за тобой наблюдают коллеги со всей страны.
Юлия доказала, что профессия не имеет пола — важны подход, профессионализм и любовь к делу. Если вы ищете работу в Екатеринбурге или другом городе, hh.ru предлагает множество актуальных вакансий — от небольших компаний до крупных федеральных брендов. На сервисе удобные фильтры для поиска вакансий, понятная навигация и новые предложения о работе каждый день. А еще можно подключить уведомления о новых вакансиях и первым видеть публикации. Больше не нужно бесконечно обновлять вкладки — hh.ru делает поиск работы легче и приятнее.
Кристина Крылова
мастер по детейлингу авто
Кристина Крылова
мастер по детейлингу авто
От кресла стоматолога — к креслам авто
Я отучилась в колледже на медсестру. После выпускного год проработала ассистентом стоматолога, но из-за беременности пришлось уйти. Во время декрета отучилась на тату-мастера. Это было скорее хобби и небольшой подработкой — после рождения ребенка я немного работала в этом направлении, но в итоге забросила, потому что меня не устраивал результат.
В моменте понимала, что этим семью не прокормишь, и начала активно искать более стабильную работу. Искала вакансии на hh.ru — рассматривала разные варианты, в том числе не связанные с моим опытом.
Тогда я наткнулась на предложение стать частью команды детейлинг-центра в Екатеринбурге. Первый раз я приходила устраиваться туда мойщиком: меня были готовы взять, но я передумала и не пошла. Спустя время, так и не найдя подходящую работу, решила вернуться — только уже в другой филиал. Там я проработала на мойке около недели, но оказалось, что мой график не очень подходит для этой работы: мне нужно было забирать ребенка раньше, чем закрывался детейлинг.
Тогда начальник начал расспрашивать, чем я занималась раньше. Когда я рассказала о татуировках и творчестве, он предложил попробовать себя в реставрации салонов — работе кропотливой и требующей внимания к деталям. Как раз в духе того, что мне всегда нравилось.

Признаться, изначально я не планировала работать в автосфере, хотя еще с детства интересовалась машинами, когда отец меня учил водить. Мне хотелось не просто сидеть за рулем, а разбираться в устройстве технической части и понимать детали авто.
В автосфере большое поле для экспериментов
Изначально я пришла в детейлинг на вакансию мойщика и не была уверена, получится ли и действительно ли это мое. Но желание работать с машинами помогло остаться в этой сфере и развиваться. Чтобы углубить знания и навыки, я прошла курсы, где научили стандартам детейлинга, технологиям восстановления салонов и работе с материалами. Теперь я занимаюсь реставрацией салонов автомобилей. Это процесс восстановления, изменения внешнего вида и функциональности разных частей салона: сидений, панелей, дверных карт. Я работаю с кожей, экокожей, винилом и пластиком. Моя задача — восстанавливать цвет и внешний вид поверхностей, убирать царапины, потертости, порезы и разные повреждения.
Изначально я пришла в детейлинг на вакансию мойщика и не была уверена, получится ли и действительно ли это мое. Но желание работать с машинами помогло остаться в этой сфере и развиваться. Чтобы углубить знания и навыки, я прошла курсы, где научили стандартам детейлинга, технологиям восстановления салонов и работе с материалами. Теперь я занимаюсь реставрацией салонов автомобилей. Это процесс восстановления, изменения внешнего вида и функциональности разных частей салона: сидений, панелей, дверных карт. Я работаю с кожей, экокожей, винилом и пластиком. Моя задача — восстанавливать цвет и внешний вид поверхностей, убирать царапины, потертости, порезы и разные повреждения.

Самым сложным в работе считаю колористику — подбор правильного цвета. Иногда на это уходит до двух часов, а если цвет сложный, то и больше. Но с опытом процесс становится гораздо быстрее.

Сейчас я хочу развить все свои навыки до максимума: научиться профессионально работать краскопультом, разбираться в новых технологиях, работать быстрее и качественнее. В автосфере есть большое поле для экспериментов, и не всегда нужно строго следовать алгоритмам — если находишь способ упростить работу и все получается, почему бы и нет? Есть масса разнообразных технологий и направлений — пока хочу сконцентрироваться на базовых практиках, а потом расширять горизонты.
Реставрация салона чем-то похожа на сеанс маникюра
Порой клиенты-мужчины удивляются, когда видят, что реставрацией салонов занимается девушка. На самом деле эта работа очень кропотливая и аккуратная, поэтому девушкам она подходит даже больше. По сути, алгоритм действий работы в реставрации можно сравнить с сеансом маникюра. Когда дело доходит до демонтажа деталей салона — руля, дверных карт, сидений — люди тоже удивляются, ведь сделать это аккуратно под силу не каждому, даже не всем мужчинам, хотя со стороны так не кажется.
Я не ощущаю стереотипов, что в автосалонах работают исключительно мужчины, потому что реставрация — это очень тонкая работа, и девушки в этой сфере встречаются часто. К тому же колористика — это наше, женское. Есть доказательства: женщины лучше различают цвета, чем мужчины. Единственная сложность — физическая сила. Например, поднять тяжелое сиденье и донести его до рабочего места. Но тут больше важна аккуратность и понимание, а не просто сила.
Стереотипы — это всего лишь мнения, которые не должны определять вас. Люди могут сомневаться в ваших способностях, но каждый раз, когда вы выполняете работу на отлично, вы доказываете обратное. Ищите поддержку, не бойтесь учиться, задавать вопросы и ошибаться — это естественная часть пути.
Каждый выбирает свой путь: одному близки спорт и тренерство, второй мечтает о творчестве, а третий — о работе с техникой. Если вы в поиске дела по душе, на hh.ru всегда можно найти варианты под ваши цели: постоянную работу, подработку, проектную занятость. Удобные фильтры, подписки на новые публикации по конкретным профессиям и понятная навигация помогут быстро сориентироваться и начать новый этап в жизни.
Материал подготовлен
при поддержке
Реклама. hh.ru
erid: 2VtzqufPv1C