Спецпроект
«Уезжай куда хочешь, но оставайся рядом»: студенты и родители — о принятии и ответственности в выборе вуза
Как отпустить ребенка, быть на связи, не бесить и дать путевку в классную жизнь
Спецпроект
«Уезжай куда хочешь, но оставайся рядом»: студенты и родители — о принятии и ответственности в выборе вуза
Как отпустить ребенка, быть на связи, не бесить и дать путевку в классную жизнь
Даже в самых здоровых семьях всегда найдутся поводы для разногласий. Но настоящим волнением может стать период поступления детей в вузы. Весной и летом в семье каждого старшеклассника разгорается классический конфликт отцов и детей на тему: «Куда поступать и как дальше жить». Мы расспросили трех студентов, которым повезло — их родители не противились выбору ребенка.

Вместе с Контуром мы нашли семьи, в которых разногласий по поводу образования не возникло. Но не потому, что родители решили пустить все на самотек, а потому, что были с детьми заодно — и не прогадали. При всем этом факультет был выбран не по принципу «лишь бы учиться было легко», а потому, что удалось разглядеть и развить сильные стороны повзрослевшего ребенка. Каково учиться на легендарном матмехе, как не навязывать свое мнение родным и не допустить семейных конфликтов, расскажут студенты направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ), которое несколько лет назад совместно перезапустили Контур и УрФУ, и их родители. Спойлер — мы нашли идеальное место получения вышки в Екатеринбурге, но берут туда не всех.
Выбирай, куда поступать, но в пределах Екатеринбурга
Лена Габдорахманова
20 лет, 3 курс
В старших классах я определилась, что моя вышка будет связана с математикой и информатикой. Я ведь в этом неплохо разбираюсь, почему бы и не пойти в это направление. Я понимала, что точно буду рассматривать УрФУ, а какой факультет, об этом я не думала, готовилась к ЕГЭ.

После экзаменов я уже начала погружаться во все эти программы и университеты. Папа позвал меня в юридический. Я категорически отказалась, и больше он ничего не предлагал. Мама настраивала меня, чтобы я выбирала вуз, какой хочу сама, но в пределах Екатеринбурга.
Бауманка, Казань или Екатеринбург
Одним из моих вариантов стала московская Бауманка, потому что мой на тот момент молодой человек поступал в Москву. Но я посмотрела на общежитие, программу и подумала: «Зачем это мне?» Но оставила этот вариант в качестве запасного.

Второй вариант — мой приоритет — Казанский федеральный университет. У них было IT-направление, куда специально приезжали преподаватели из Иннополиса. Это привлекло! Да и Казань я люблю. Мама говорила, чтобы благополучно устроиться в Татарстане, нужно знать татарский язык. А еще она переживала, что я буду жить вдали от дома. Я же, наоборот, убеждала ее, что, живя далеко, стану взрослой и самостоятельной. Буду получать стипендию и сама себя обеспечивать.

Ну и третий вариант — УрФУ. Сначала мне казалось, что в университете еще оставалась суматоха после слияния двух университетов (в 2011 году Уральский государственный университет им. Горького объединили с Уральским государственным техническим университетом. — Прим. ред). Была какая-то путаница и мешанина, никто не мог мне объяснить, чем отличаются друг от друга аналогичные факультеты из старого УПИ и УрГУ — например, матмех, физтех и радиофак. Я написала тогда заявление, но не передала школьный аттестат, закинув его на дно чемодана, с которым поехала в Казань.
С круизного теплохода — в университетские аудитории
Школьный выпускной мы отмечали на круизном теплоходе Пермь-Казань. И тогда мне показалась хорошей идея задержаться после выпускного в Казани еще на пару дней, я уговорила маму. Мы погуляли по городу, сходили в университет, посмотрели общежития и корпус, где учатся программисты.

Несколько дней я убеждала маму, что Казань — это то, что я хочу: здесь очень крутая программа обучения и вообще классный город. Для мамы же на тот момент не существовало других вариантов, кроме УрФУ. Она повторяла: «Какой в этом во всем смысл, если ты уже написала заявление в УрФУ?» Она знала, что аттестат я им так и не отдала, и настаивала на этом.

Поэтому в последний день в Казани я взяла аттестат и тайком побежала в приемную комиссию, пока у мамы была культурная программа. Но в университет я так и не зашла, был какой-то ступор. Я испугалась реакции мамы. Спустя пару дней после возвращения в Екатеринбург я отнесла оригиналы документов в УрФУ.
Иногда чувствуешь себя подопытным кроликом
Когда я решила для себя, что остаюсь в Екатеринбурге, пошла по приемным комиссиям. Я помню, как все вокруг говорили, что на матмехе старая школа преподавания, сильная математика. «Закончишь матмех, все будет у тебя хорошо». А на самом факультете абитуриентам выдавали противные черно-белые листовки. И я выбирала по ним направление, где требовались самые большие баллы ЕГЭ. Это было направление «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ).

Еще я слышала про реорганизацию этого направления, что больше внимание будут уделять именно практике. А с третьего курса вообще можно выбрать те дисциплины, которые ты сам хочешь изучать. Это, конечно, сыграло роль.

В итоге мы стали первым потоком, где внедрили новую программу обучения. Иногда чувствуешь себя подопытным кроликом — сейчас мы рассказываем кураторам о наших впечатлениях, даем обратную связь по дисциплинам и курсам. Нравится, что все замечания быстро исправляют. А студенты младших курсов вообще получат после нас не учебу, а конфету.
Как классно, что вас этому учат
Больше всего я боялась, что со мной на матмехе будут учиться скучные ботаники, и они есть. Но они хорошие и родные, что уж. Еще я думала, что большинство девочек в IT умненькие, но страшненькие. А я себя никогда к таким не относила. Но 1 сентября я выдохнула, все нормально: у нас шесть девочек, и все симпатичные и замечательные. Есть преподаватели, которые шутят: «Женщина, ты пришла на матмех, чтобы найти мужа». Но это действительно просто шутка над устаревшим стереотипом. А в остальном и одногруппники, и преподаватели всегда помогут и подскажут, если это необходимо. 

Мне нравится, что на нашем направлении есть свобода выбора. Я могу выбрать то, что мне интересно. И наше образование разностороннее. Когда я рассказываю что-нибудь об учебе коллегам на работе, они в один голос говорят, как классно, что вас этому учат. Потому что они набивали все шишки на собственном опыте. А нам это все рассказывают на факультете в тепличных условиях.

Я не жалею, что не поступила в Казань, потому что я не живу с чужими людьми в общаге на одну стипендию. Родители обо мне заботятся, кормят и поддерживают. Так учиться гораздо легче, конечно.
Иди в IT, там перспективы и много денег
С 8 класса, когда в школе началось более-менее серьезное программирование, у меня стало получаться. Я участвовала в олимпиадах, мне все это нравилось. Все время я смотрела в сторону IT. Но еще я любила общаться, любила коммуникации. Тогда я не знала, как соединить эти две свои сильные стороны в будущую работу.

Но мне всегда все говорили: «Иди в IT, там перспективы и много денег». Уже учась на ФИИТ, я узнала, что могу применить не только свои знания, но и свой навык общения — сейчас я работаю аналитиком в команде разработчиков. Я вижу код, я знаю кто и как его пишет, понимаю, как его читать. И я сейчас по работе очень много общаюсь с айтишниками, понимаю их язык. Но не пишу код. Это идеальная работа для меня.
Другой город — это не всегда веселье, это еще и выживание
Ольга Кивилёва
мама Лены
Лена — всесторонне развитый человек. И я до сих пор не уверена, что математика, информатика — ее главное направление. Она и сочинения в школе писала на отлично, и олимпиады по математике легко решала. А к информатике ее приобщила учительница еще с младших классов. Она ходила в разные компьютерные школы, в том числе в школу Samsung.

У Лены получалось, ей это нравилось. Был период в классе восьмом, когда она сказала, что не хочет углубляться в информатику. Я ей сказала: «Хорошо, делай упор на физику». Потому что куда-то все равно нужно будет поступать. На всех технических специальностях нужна или физика или информатика, в итоге она и сдавала оба эти предмета.

Я никогда не строила планов, кем она станет. Я понимала, что ребенок мой талантлив и умен во всем. У нее был высоченный балл на ЕГЭ, поэтому была возможность идти не туда, куда возьмут, а самой выбирать факультет и вуз. А хотели мы от высшего образования хорошей базы, от этого и отталкивались.

Когда она сдала экзамены и получила солидную сумму баллов, стало понятно, что она может смело претендовать на места и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Лена на тот момент хотела поступать в Казань. Я постаралась ей объяснить, что другой город — это не всегда общение и веселье, это еще и выживание, и бытовые трудности.

Мы сравнили программы УрФУ и Казанского университета. Они были идентичны. Пришли к выводу, что нет смысла переезжать в другой город, если все те же знания можно получить и в Екатеринбурге. Мы тогда общались с преподавателями с матмеха, из первых уст знали, что там будет действительно фундаментальное образование. В самом УрФУ в приемной комиссии ее окружили, уговаривали пойти на физтех. Но, видимо, информатика ей была все-таки ближе, и она выбрала ФИИТ. И я полностью поддержала ее выбор, потому что сфера эта перспективная, высокооплачиваемая, нужная. Что мне особенно нравится, работать можно из любой точки мира.

Матмех — сильнейший факультет у нас в городе. И надо обладать таким трудолюбием, как у Лены, потому что совмещать учебу на матмехе и работу — это очень тяжело. Далеко не каждый такое выдержит.

Поступить — полдела. Моя цель была в том, чтобы Лена не только поступила, но и закончила бакалавриат. Перед нами было много примеров, когда выпускники школы уезжали в другие города, чтобы учиться там, но через полтора-два года бросали учебу, чтобы работать. Все-таки большая разница, когда студент начинает работу для того, чтобы получать практику, а не для того, чтобы выживать.

У выпускников немного другие (иллюзорные) взгляды на жизнь. Перед ними открылись все дороги! Но что на самом деле ждёт их на этих дорогах, они даже не догадываются. И это нормально. Для этого есть родители, которые помогут прохождению этого пути. Мы договорились, что Лена закончит бакалавриат в УрФУ, а дальше уже жизнь покажет. Я думаю, что дочь нисколько об этом не жалеет.

IT — это про свободу
Вика Браун
20 лет, 3 курс
Когда я училась в средней школе, собиралась поступать на физтех. Затем в старших классах попала на программу «ЮнIT — Урал» и после этого захотела в IT. Там я, конечно, не начала сходу программировать, но погрузилась во всю эту атмосферу, побывала в офисе Контура, и мне очень понравилось, как там все устроено. Все такие открытые, готовы поддержать и помочь. Тогда я решила, что хочу работать с такими людьми.

Я готовилась к ЕГЭ самостоятельно. Мой средний бал был 90, и я проходила с ним и в екатеринбургские, и санкт-петербургские университеты. В 11 классе я рассматривала для себя матмех УрФУ и несколько университетов в Санкт-Петербурге. После выпускных экзаменов съездила отдохнуть, развеяться в Питер. И после этого решила, что остаюсь в Екатеринбурге и поступаю на матмех. Тогда просто поняла, что люблю Екатеринбург и хочу здесь остаться сильнее, чем уехать куда-то. Тем более, на нашем матмехе в тот год появилось новое направление, которое меня заинтересовало — ФИИТ.

У меня были знакомые оттуда, они рассказывали, как классно там учиться и какая дружная атмосфера на факультете. Еще многие говорят о тесной тусовке внутри факультета и о том, что обособленно он держится от всего университета. Так действительно сложилось исторически. В этом есть и плюсы, и минусы. А еще у нас внутри матмеха много разных движух для студентов. Например, День математика и механика на матмехе отмечают весь апрель: организовывают квесты, лектории, спортивные соревнования, музыкальные конкурсы и вечеринки. Возвращаясь к отзывам о факультете, я ни от кого не слышала негатива. Максимум говорили, что там тяжело учиться. Я тогда подумала: «Ну а кому сейчас легко».
Родители выдохнули, когда я осталась в Екатеринбурге
Во время моего поступления родители старались максимально сохранять нейтралитет, пока я выбирала город, вуз и факультет. Когда я сказала, что хочу остаться в Екатеринбурге, они облегченно выдохнули.  Они не давили и не пытались переубедить, а изначально сказали: «Это твой выбор».

Когда я поступала, это был первый год направления ФИИТ. Меня, если честно, подкупила сама форма представления нашего факультета. Ведь когда ты поступаешь, смотришь десятки сайтов университетов, разных факультетов — везде какие-то портянки из текстов, непонятные предметы, часы, несимпатично, жутко и нудно. Страница ФИИТ выгодно отличалась — простые понятные название предметов, поделенные на группы, — математика, программирование и так далее. И была пометка, что с третьего курса начнутся направления по выбору и ты сможешь сам выбирать, чему тебе учиться. Мне показалось, что это круто.

В этом году я как раз выбрала для себя курсы — в том числе, аналитику, анализ данных, курс по дизайну. Вообще старалась подбирать курсы в той сфере, в которой сейчас развиваюсь. Я работаю системным аналитиком и поэтому выбрала то, что будет мне полезно. Еще часть дисциплин, например, дизайн, захватила, потому что это интересно, а еще его ведут классные ребята из диджитал-агентства JetStyle. То, что касается программирования или около него, нам преподают практикующие специалисты Контура, Яндекса, NAUMEN.
Хотела перевестись в другое место. Но после первой сессии передумала
После трех курсов могу сказать: да, на матмехе действительно тяжело учиться. Есть стереотип, что особенно тяжело приходится здесь девушкам. Нет, тяжело всем. И кстати, я ни разу не сталкивалась с сексизмом ни от одногруппников, ни от преподавателей.

В течение первого семестра возникали мысли о переводе. Казалось, что я не справляюсь, что я самая тупая в группе. Просто когда ты всю жизнь была отличницей, ты приходишь на матмех и сталкиваешься с ребятами, которые прошли половину программы первых курсов, когда учились в СУНЦе, и это вообще не весело. Со временем это проходит, осознаешь, что просто надо двигаться в своем темпе и не оглядываться на других. Но когда я закрыла первую сессию, сомнения ушли. Да и родители всегда поддерживали во время учебы. Особенно во время сессий: ограждали меня от домашней работы, готовили вкусности, чтобы я не забыла поесть.

ФИИТ — это про свободу выбора, про выбор своего темпа, про поддержку, про современные актуальные знания, и, самое для меня главное, про погружение в свое направление. Сейчас я работаю системным аналитиком и неплохо зарабатываю для того, кто совмещает работу и учебу. Как бы банально это не звучало, но IT — это уже не будущее, это настоящее, ведь сейчас происходит цифровизация всего и вся. Я понимаю, что это очень перспективно.

Ждали, что она выберет, но не вмешивались
Лариса Браун
мама Вики
Вика — трудяга и большой талант, со своими знаниями она могла поступить на любой факультет. И гуманитарный, и технический. Она выпускала и школьную газету, я знаю, как изумительно она пишет. Она участвовала в олимпиадах по географии и побеждала. Также и с информатикой. Она начала погружаться в программирование, ей стало это все интересно. Ей понравилось, она увлеклась этим в старших классах и сделала выбор в пользу программирования. Вообще это прекрасно, когда человек уже в юном возрасте четко понимает, чего он хочет. Масса примеров, когда человек всю жизнь ищет себя и не понимает, куда податься, — это грустно.

Я мечтала, чтобы она пошла в медицинский. У нее все хорошо с логикой, она внимательная и дотошная. Из нее получился бы хороший диагност. Я предложила этот вариант, но она его сразу отвергла. А давить или переубеждать я не стала. Считаю, что неправильно диктовать или навязывать ребенку, где он должен учиться. Тем более, если он сам и не спрашивает.
Я горжусь, что она самостоятельно приняла решение и сделала выбор. Сейчас она уже работает, и мы на сто процентов уверены, что это ее. Она с горящими глазами рассказывает и про учебу, и про работу. Главное ведь, чтобы ей нравилось.

Она поступила на бюджет и в Питер, и в Екатеринбург. Мы в этот период сидели, зажав кулаки, ждали, что она выберет, но не вмешивались. И когда она осталась здесь, мы с облегчением выдохнули. Потому что, когда ты дома, в тепле, накормлен, с поддержкой родителей, не думаешь о бытовых вопросах, и учиться легче.

Матмех — мощнейший, мне кажется, что в городе нет факультета тяжелей. Первые два курса ей было непросто, она круглосуточно училась. Мы поддерживали, как могли. Вика перфекционист, ей нужно было учиться на отлично, копать всегда глубоко. 
Родители обрадовались, что мне не придется жить в общаге
Фаддей Крячко
18 лет, 1 курс
В младшей школе я занимался робототехникой. С девятого класса стал дополнительно заниматься физикой. В результате мне стало скучно в школе, поступил в Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) при УрФУ. В 10 классе принял решение стать программистом. Также брал индивидуальные занятия по олимпиадному программированию и ездил в подготовительные лагеря, чтобы наверстать упущенное, ведь многие ребята уже стали призерами и победителями различных олимпиад, а я только начал интересоваться программированием.

Иногда обращался к репетитору по математике, если что-то упускал на занятиях в СУНЦе из-за болезни. Основной моей проблемой был русский язык. Занимался им дополнительно. Считаю, что для технических специальностей надо рассматривать ЕГЭ по русскому языку просто в качестве допуска к поступлению, а не включать эти баллы в рейтинговую сумму. Например, для зачёта набрать 70 баллов. Это будет справедливо.
Составил сравнительную таблицу вузов, и мой выбор был однозначным
Изначально я рассматривал для себя несколько вузов. Москва и Санкт-Петербург нравились мне, во-первых, из-за престижа вузов, а во-вторых, потому что многие мои друзья выбрали для поступления именно эти города. Немного присматривался к Иннополису из-за обучения на английском языке. И, конечно, интересовался ФИИТом УрФУ.

Но в начале 11 класса я решил поступить на бакалавриат в США, начал готовиться к тесту на знание английского IELTS и собирать документы для поступления. К февралю успешно сдал экзамен, отправил документы и CV в Washington State University, но они неожиданно отменили программу Undergraduate pathway (нулевой год для иностранцев). К сожалению, дедлайны других американских университетов были пропущены. Родители волновались по поводу перспективы моего переезда в страну на другой стороне земного шара.

Перед принятием окончательного решения я составил сравнительную таблицу вузов. Сопоставлял программы обучения, условия в общежитиях и даже погодные условия. В результате мой выбор пал на ФИИТ. Здесь мне понравилась учебная программа: насыщенность профильными предметами, практическими занятиями и небольшое количество непрофильных дисциплин.

Родители меня всегда поддерживали в моих планах и решениях. Разногласий не было. Когда я окончательно определился с вузом, родители обрадовались, что мне не придется жить в общежитии. После сдачи ЕГЭ они устроили праздничный ужин с тортом. Да и во время подготовки старались не мешать, могли принести чай в комнату. Сейчас я живу отдельно и справляюсь сам, учёба не кажется мне особо трудной.
Ни разу не пожалел, что поступил именно сюда
Мне нравится, что преподаватели на моем направлении не только теоретики в науке, но и практики: они работают в этой сфере и дают актуальные знания. К тому же, на ФИИТ более прикладная к IT математика, мы изучаем современные технологии. Только у нас есть такие предметы, как продуктовый дизайн, основы проектной деятельности и другие. И, конечно, проходной балл на это направление довольно высокий, а значит, ребята приходят сюда более подготовленные.

На ФИИТе универсальное фундаментальное образование. Во-первых, я получаю качественную теоретическую базу. Во-вторых, практические навыки программирования. Следовательно, за время обучения овладею современными компьютерными технологиями на базе классического университетского образования, что позволит мне профессионально ориентироваться практически во всех областях IT.

На первом курсе, по сути, только втягиваешься в учебу, привыкаешь к требованиям преподавателей и к учебной нагрузке. Но пока я ни разу не пожалел, что поступил именно сюда. Разумеется, в дальнейшем я рассчитываю связать свою карьеру с IT. Но пока не определился, где и кем хочу работать.
Ольга Крячко
мама Фаддея
Я помню историю, когда Фаддею было ровно полгода. На 8 марта муж принес букет роз и поставил его на стол около стены, на которой висел барометр. Мы говорим: «Сынок, смотри, какие цветы!» Но мальчика заинтересовали не яркие розы, а барометр. Когда Фаддею исполнился годик, мы оказались в оранжерее с саженцами декоративных растений. Говорю ему: «Смотри как красиво кругом!» Но сынок разглядывал, как устроены полки, как они скручены болтами и гайками.

Разумеется, домашний компьютер был центром внимания сына. Чтобы Фаддей не включал его, мы разбирали конструкцию. Разговаривать малыш еще не умел, но по цветам разъемов правильно собирал и включал «главную игрушку».

Еще была история. Я работала в комнате за компьютером. Вдруг заметила, что под стол льется вода. Оказалось, что сынок самостоятельно соорудил целую систему, состоящую из ведер, обувной ложки, воронки со шлангом, игрушечного грузовика и других деталей. Система вела воду из-под крана ванной в комнату мамы. Подобных историй из детства сына можно вспомнить множество. Поэтому у нас не было сомнений почти с самого рождения Фаддея: растет физик, а не лирик.

В возрасте 6 лет записали на занятия шахматами, сын проявил способности и быстро получил разряд. Но прекратил заниматься, перейдя на занятия робототехникой. Заработал дипломы и грамоты на соревнованиях. Из-за переезда занятия пришлось прекратить.

В средней школе учительница математики заинтересовала его олимпиадами. В 9 классе сын начал дополнительно заниматься физикой и сразу стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Посетил образовательный центр Сириус. Поступил в СУНЦ УрФУ в физико-математический класс. В 10-м классе заинтересовался информатикой, в 11 классе стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и выбрал эту науку своей будущей специальностью.

Современная система поступления позволяет выбирать из множества вузов одновременно. Конечно, мы были рады, когда Фаддей поступил в УрФУ. Мы вместе пришли к выводу, что это направление очень перспективное. Новый факультет ФИИТ — амбициозный проект с молодыми активными руководителями и отличным преподавательским составом.

Мы поддерживали Фаддея на протяжении всего пути подготовки и поступления. И не разочаровались. Сыну нравится учиться: интересные предметы, увлеченные и современные преподаватели, заинтересованные в учебе одногруппники. И немаловажно, что остался в родном городе в привычных бытовых условиях.
Три года назад УрФУ и Контур вместе усовершенствовали направление «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Главное его отличие от остального матмеха — гибкая образовательная программа. Первые два курса студенты постигают фундаментальные предметы, которые дают основу IT-образования, обязательно проходят стажировку в профильных компаниях. После — на 3 и 4 курсах — студенты самостоятельно выбирают отдельные дисциплины, которые бы им хотелось изучать: курсы от IT-компаний, от профессоров матмеха УрФУ или Уральского отделения Академии наук, онлайн-курсы других университетов. Среди активностей ФИИТ — проектная работа. Студенты уже во время учебы создают собственные продукты.

Главная цель нового направления — сформировать качественное сообщество из молодых и перспективных разработчиков и дать возможность ребятам получать хорошее образование, развиваться и строить карьеру в родном городе.
Материал подготовлен
при поддержке