ПРОМО
Три истории, как гранты помогли воспитать «олимпийского» чемпиона, пройти курс цифровой грамотности и обскакать внуков в IT
Заказать доставку продуктов, поделиться фотографиями с друзьями, выиграть олимпиаду и путевку в жизнь, — мы и заметить не успели, как цифровые технологии проникли в каждую сферу нашей жизни. Сегодня IT-сфера — это не про уникальных программистов из американских фильмов, а про каждого из нас. Вместе с Благотворительным фондом СКБ Контур мы собрали три, на первых взгляд, ничем не похожих истории – педагога, школьника и пенсионера. Однако их объединяет одно — жизнь героев круто изменилась, когда в ней появились информационные технологии.
Заказать доставку продуктов, поделиться фотографиями с друзьями, выиграть олимпиаду и путевку в жизнь, — мы и заметить не успели, как цифровые технологии проникли в каждую сферу нашей жизни. Сегодня IT-сфера — это не про уникальных программистов из американских фильмов, а про каждого из нас. Вместе с Благотворительным фондом СКБ Контур мы собрали три, на первых взгляд, ничем не похожих истории – педагога, школьника и пенсионера. Однако их объединяет одно — жизнь героев круто изменилась, когда в ней появились информационные технологии.
Екатерина Парамонова
учитель информатики в гимназии № 9, победитель конкурса «Ты – IT-профессионал»
Говорю с учениками на одном языке — потому что я тоже в их «тусовке»
Я училась в физико-математическом классе в Кунгуре. Наш класс был самый сильный, в него было сложно попасть и очень непросто учиться, но с начальной школы у меня всегда получалось хорошо решать задачки. Информатика у нас появилась достаточно рано. Мы сразу начали работать с компьютерами, решали алгоритмы — было интересно. После школы я поступила в матмех УрФУ. Я выбрала свою специальность - «математика и компьютерные науки», чтобы понимать, как устроены технологии, которые нас окружают. 

Моя мама по профессии учитель истории, и я всегда уважала и ценила труд педагогов, которые меня обучали. Я считаю, они делают важную работу и посвящают себя тому, чтобы помогать детям стать крутыми и умными. Отчасти поэтому я стала педагогом. Безусловно, мне много раз говорили, что учительство — неблагодарное дело. Справедливости ради, я жаловаться на это не могу, потому что работаю в гимназии № 9, здесь культ знаний и нет проблем с мотивацией и дисциплиной.

Детям, которые у меня учатся и выбирают для поступления профессию, связанную с программированием, я всегда говорю, что им очень сильно повезет. Они с помощью своей светлой головы и одного небольшого ноутбука могут создать что-то очень крутое, что поменяет мир.
Помогаю детям разобраться, как устроен мир вокруг

Если сравнивать педагога с профессией разработчика, конечно, сразу приходит вопрос о разнице в зарплате. Зачастую зарплата учителя не вдохновляет всех бежать работать в школу. Но люди в моем окружении понимают социальную значимость профессии учителя. К тому же, успехи и результаты моих учеников мотивируют меня продолжать заниматься педагогикой и не уходить полностью в IT у меня есть проект, в котором я пишу код, чтобы не терять навык. В девятой гимназии учатся увлекающиеся, мотивированные дети. Вместе с ними мы работаем над машинным обучением. Все это требует от меня качественной экспертизы, и не даёт забыть те важные навыки, которые я получала в университете.

Мои ученики становились победителями и призерами во Всероссийской олимпиаде школьников, перечневых Олимпиадах, благодаря своим результатам они запросто проходили на профильные смены в образовательный центр поддержки одарённых детей «Сириус» на федеральном уровне, и на региональном - в «Золотое сечение».

Я вижу ценность в том, что помогаю ребятам понять, как мир вокруг устроен. Вот на физике они понимают, что такое электричество, и это не является для них какой-то магией. Я хочу достичь того же эффекта в информатике — дети не считают, что интернет — какая-то черная непонятная коробка. Например, наш курс по Питону, который ребенок проходит в течение четырех лет обучения — по сути хороший университетский курс по языку. Все это потом помогает быстро вливаться в среду, находить работу на первых курсах. И когда ребята приходят и говорят спасибо за то, что в школе их научили этому — это очень классно.
Успехи старшеклассников мотивируют меня больше заниматься с малышами, чтобы пораньше заинтересовать их. Чем выше успехи моих учеников, тем больше я сама погружаюсь в мир спортивного олимпиадного программирования. Например, многие из моих учеников ездят в образовательный центр «Сириус» в Сочи — они мне рассказывают потом, какие там крутые преподаватели, и чему их научили. Я решила тоже попасть туда — прошла отборы, стажировки. Получилось. Меня пригласили преподавателем на смену к маленьким детям. Это был классный опыт, я познакомилась с лучшими преподавателями информатики в России (да и в мире). И сейчас могу говорить с моими учениками на одном языке, потому что я тоже в их «тусовке».
Ребята получают сверхнавыки и знания, которые отличают их от сверстников
Грантовый конкурс от благотворительного фонда Контура был направлен на поддержку учителей информатики в регионе. Было два этапа отбора. У меня получилось правильно решить все задачи первого и второго тура быстрее всех, в результате я выиграла. Также я должна была предоставить на конкурс описание своей методики преподавания: по какой программе и в каких форматах я помогаю ребятам готовиться к олимпиадам. Кроме этого я получила премию того же фонда за то, что помогла детям взять призерство и победу на перечневых Олимпиадах. Планирую потратить грант на обновление личной техники — ноутбука, смартфона. Я все-таки учитель информатики.

Зачем детям участвовать в олимпиадах? Для многих ребят — это такой способ самоутверждения и самоидентификация. Вот он знакомится с кем-то и представляет себя «Я — призер олимпиады по информатике», и мы сразу понимаем, что представляет из себя этот ребенок — умный, современный, перспективный. Во-вторых, именно во время подготовки к олимпиаде по информатике ребята получают сверхнавыки и знания, которые отличают их от сверстников. Это же позволяет работодателям понять, что кандидат не только умный, но и усердный.

Контур, кстати, тоже ребят хорошо замотивировал, установив премии на уровне московских. Звучит фантастически: призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике получает премию 300 тысяч рублей, а победитель — 500. Круто!
Виктор Кривощеков
ученик 11 класса, призер Всероссийских олимпиад по информатике
Программирование позволяет воплотить идеи в жизнь
В классе шестом я начал ходить в Школу Олимпиадного программирования при УрФУ, где начал получать базовые знания в информатике. Затем я съездил в лагерь «Таватуй» на смену по информатике, где познакомился с разными преподавателями и школьниками, которые тоже занимались программированием. После этой смены я понял, что хочу серьезно продолжать учиться.

Информатика мне, как предмет, интересна тем, что она полностью создана людьми, в отличии, например, от физики. И во время решения задач на олимпиадах не нужно что-то доказывать, что мне не очень заходит. Программирование мне нравится тем, что позволяет воплотить свои идеи в жизнь, написав программу.

В десятом классе я стал призером Всероссийской олимпиады школьников по информатике, также в этом же году стал призером многих других олимпиад — открытая олимпиада школьников, Технокубок, олимпиада Иннополис.
Этим летом были мои последние школьные каникулы — сейчас я учусь в 11 классе. И я хотел максимально выжать из них все, что могу. Поэтому решил попробовать поехать на смену со смежной областью — в Летнюю математическую школу. Это такой интенсив по математике, где ребята по 6-7 часов в день решают задачи и узнают новый материал. Организует ее центр дополнительного образования одаренных школьников. Чтобы попасть туда, нужно было на протяжении месяца решать различные задачи. По их результатам организаторы набирали участников.

По результатам вступительных, в школу я попал. Осталось заплатить за сам лагерь. Благотворительный фонд Контура предоставил грант — 66 000 рублей для участия в Летней школе. Но этот интенсив действительно стоит того. Для того, чтобы получить грант на оплату лагеря, я писал тренировки в СКБ Контур, участвовал в сменах «Золотого сечения» по информатике, ездил на различные сборы — в общем проявлял себя и меня заметили.

После окончания школы я планирую пойти учится в Физтех-школу прикладной математики и информатики при Московском физико-техническом институте, так как хочется получить много знаний, пока еще есть время для этого. Пока мне интересны высоконагруженные системы, потому что нужно придумывать различные оптимизации для более быстрой работы программы. Думаю пойти работать в этой области.
Ольга Анатольевна Кушнина
слушатель курсов цифровой грамотности
Освоила голосовые и принялась за маркетплейсы
Я только в прошлом году вышла на пенсию — до этого всю жизнь работала учителем в школе, а там нельзя работать, не разбираясь в компьютере. Раньше школа нам организовывала курсы, где мы учились работать на компьютере, в Доме Учителя. А ещё у меня была книжка “Для чайников”, там я многому научилась. А если что-то не понимала, то обращалась к учителю информатики в нашей школе.

Я застала период пандемии, когда нас всех перевели на дистанционное обучение. В то время я освоила онлайн-уроки и электронный журнал. У некоторых наших учеников не было возможности пользоваться электронным журналом, поэтому я научилась пользоваться и социальными сетями «Одноклассники» и «ВКонтакте», чтобы связываться с родителями и учениками там.

Я умею пользоваться компьютером, но мало пользовалась телефоном. Дочка рассказала мне про курсы цифровой грамотности (благотворительный фонд СКБ Контур запустил курс по цифровой грамотности для старшего поколения на базе Муниципального объединения библиотек Екатеринбурга – ред.). Я записалась. Мы занимались несколько часов два раза в неделю, осваивали именно работу смартфонов. Преподаватели у нас были умнички. Сколько терпения-то надо — многие мои однокурсники вообще ничего не умели.
В первую очередь мне надо было научиться работать с фотографиями на телефоне. Когда я вышла на пенсию, стала ещё больше уделять время саду, гулять на природе. И стала активно всё это фотографировать на телефон, какие-то кадры я публиковала в социальных сетях, а остальные просто хранились. Память на телефоне стала кончаться. Я попросила научить меня переносить фотографии на компьютер.

На курсах нас научили платить за коммунальные услуги, не выходя из дома, пользоваться госуслугами, записываться на прием ко врачу и многое другое. Но мне пригодился другой навык. Я раньше не понимала, как работает микрофон, не умела пользоваться голосовыми сообщениями. Теперь, когда не хочется много печатать или долго говорить нет возможности — я отправляю войсы в мессенджерах. А ещё стала заполнять календарь в телефоне, чтобы приходило напоминание о днях рождениях моих близких или записи ко врачу.

Сейчас садовый сезон закончился, и я хочу освоить покупки в онлайн-аптеке и маркетплейсах. Нас этому учили, хотя я уже забыла. Но у меня остались все записи, можно вернуться, вспомнить. В аптеке мне надо посмотреть, где можно купить выгоднее лекарства или заказать нужное. А на маркетплейсах планирую покупать необходимые «ингредиенты» для рукоделия, я очень это люблю. А там большой выбор всяких штук.
IT — всем
Если вы тоже захотели изучать IT, получить грант на обучение или премию за свои успехи и талант, познакомьтесь детально с Благотворительным фондом СКБ Контур. Одна из задач фонда — развитие IT-образования в уральском регионе. Фонд оказывает финансовую поддержку школьникам, которые участвуют в олимпиадах по информатике и программированию различного уровня, оплачивает и организовывает участие талантливой молодежи в профильных лагерях. Также Благотворительный фонд оборудуют в школах области кабинеты информатики, разрабатывает учебную программу. Кстати, фонд активно поддерживает и учителей — премирует их за воспитание будущих IT-специалистов, организовывает обучения, где педагоги повышают свою квалификацию. В этом году Благотворительный фонд СКБ Контур запустил социальный проект — курсы цифровой грамотности для старшего поколения, чтобы научить их работать со смартфонами.

АО «ПФ «СКБ Контур», ОГРН 1026605606620, kontur.ru
Материал подготовлен
при поддержке