Публикации

Театр в баре, фестиваль моноспектаклей и громкие премьеры: театральные итоги Екатеринбурга в 2024 году

Екатеринбург занимает третье место по количеству театров среди российских городов после Москвы и Санкт-Петербурга. Режиссеры, актеры, сценаристы и другие вовлеченные в процесс деятели регулярно снабжают екатеринбуржцев премьерами, фестивалями, неожиданными форматами. И горожане отвечают взаимностью — нужно изловчиться, чтобы достать билет в театр на хорошую постановку.

Культурный обозреватель и автор телеграм-канал «Екатарсис» Анна Филосян рассказала специально для Чойс о самых громких театральных событиях уходящего года и настоятельно рекомендовала наверстать упущенное и посетить их в следующем, если еще нет.

«Коба»

ЦСД, ул. Малышева, 145А/Ф
Коба — одно из имен легендарного лидера СССР Иосифа Сталина. Сюжет спектакля разворачивается вокруг истории становления личности Кобы: от его юности до превращения в одного из самых влиятельных людей в мире. Один актер — Григорий Ильин — блестяще играет и Сталина, и его вымышленного друга детства по кличке Фудзи, с тех времен, когда и Сталин носил партийную кличку Коба. В монологах героев много размышлений о становлении и психологии тирана, о его отношении к прошлому, о судьбе страны. В какой-то момент, благодаря мастерству Ильина, начинает казаться, что Коба ведет разговоры с самим собой, будто его одиночество достигло предела и личность оказалась поражена причудливым раздвоением.

За основу спектакля режиссер Антон Бутаков взял роман Эдварда Радзинского «Апокалипсис от Кобы». Фирменного авторского пафоса с придыханием здесь через край, лично мне не хватило исторической непредвзятости. С другой стороны, в наше время это и безопаснее: всегда можно сослаться на то, что это исторический роман, а не хроника. Пафос достигает апогея под танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, который умер в один день со Сталиным. Ну, а премьера символично состоялась 5 марта — в день рождения Кобы.

Открытие платформы «Самоцвет.Театр»

бар «Самоцвет», ул. Малышева, 29А
В 2024 году на театральной карте города появилась еще одна точка притяжения — «Самоцвет.Театр». В Международный день театра, 27 марта, платформа открылась спектаклем Романа Дымшакова «Утраченные драгоценности». С тех пор не реже одного-двух раз в месяц ребята превращают второй этаж бара в площадку для читок, спектаклей и других театральных событий. Особенность пространства создает атмосферу полного погружения, упор делается именно на иммерсивный опыт.

Безусловным хитом минувшего года стал моноспектакль Григория Ильина «Сква — Шки» по роману Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». Специально к этой премьере ребята обзавелись профессиональным театральным светом и полностью перекроили пространство второго этажа, так что герой Ильина находится буквально в эпицентре алкопространства, постоянно запинаясь о ноги зрителей и вступая с ними в диалог.

Ближайшие показы:

22 декабря 2024 — новогодний спектакль-аттракцион «Крути колобок, или Крутись, новый год!»
19 января 2025 — музыкальный спектакль «Дженис Джоплин — жемчужина рок-н-ролла»

«Сказки Перро»

Урал Опера Балет, пр. Ленина, 46А
Художественный руководитель Урал Балета Максим Петров и его ассистент Богдан Королёк, обозначенные в программке как сценаристы, выбрали из десяти известных нам сказок Шарля Перро четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Вместе с прологом и эпилогом они образуют цельный спектакль — о том, что сказки бывают добрыми и жестокими, что наружность красавиц и чудовищ бывает обманчива, что все люди разные, и никакая внешность не лишает права радоваться, горевать и любить. Этим спектаклем Урал Опера продолжает две важные репертуарные линии — заказ музыки современным российским композиторам и поддержку молодых хореографов.

Музыку к «Сказкам» написали три композитора, не советуясь друг с другом, части получились кардинально разные — от бодрого постмодернистского попурри Алексея Баловленкова, через мрачный хоррор Дмитрия Мазурова к репетитивному аффекту в самоповторах Настасьи Хрущевой. Отдельно хочется отметить работу художника-постановщика Юлианы Лайковой, создавшей на сцене волшебный вязаный лес, который из декорации превращается в живое существо, в струящийся кордицепс из The Last of Us, захватывающий героев своими руками-лианами и намекающий на то, что всё в этом мире связано, в обоих смыслах.

Следующие показы — 26, 29 января 2025

Театральный фестиваль «СВОЙ»

Камерный театр, ул. Пролетарская, 18
Еще одним важным для города театральным событием стал шестой Открытый театральный фестиваль моноспектаклей и дуэтов «СВОЙ». В этот раз удалось увидеть довольно много постановок, и гости остались под большим впечатлением от их качества. Любопытно, что больше половины спектаклей в программе — из Петербурга, это теперь какая-то столица малых независимых театров? Особо отметим удивительный дуэт Николая Балобана и Евгения Рыжика в спектакле «Реквием. Сальери. Моцарт» театра ТОК, «Уснувший в Армагеддоне» Театра Ненормативной Пластики с известным актером Ильей Делем, спектакль «Саша, не бойся» А-театра по книге Е. Ельчина «Сталинский нос» с огромной ростовой куклой в роли главного героя, завораживающий «Морфий» Небольшого драматического театра по Булгакову и, конечно, потрясающего артиста Олега Рязанцева в спектакле Семена Серзина «Друг мой» Невидимого театра — все они из Питера. И призываем всех активнее следить за фестивалем «Свой» в следующем году.

«Бухта Тайдзи»

Камерный театр, ул. Пролетарская, 18
Ищущий молодой режиссер Ярослав Жевнеров поставил пьесу Анастасии Букреевой о проживании семейной трагедии, о беге по кругу в аквариуме жизни, о невозможности семьи и невозможности жить без семьи. В центре сюжета — молодая, дерзкая девушка Анка, которая переживает крах семьи, но пытается изменить заведенный порядок, разрушить иллюзии и отстоять себя. Обилие емких морских метафор, эффектные отсылки к Тарантино и световая рамка (то ли телевизор, то ли аквариум), отстраняющая зрителя от происходящего, — прекрасная работа художницы Софьи Шнырёвой. Актерская работа Софьи Чагаевой и Сергея Фёдорова на высоте.

Следующий показ — 19 февраля 2025

«Петрушка»

Театр балета «Щелкунчик», ул. 8 Марта, 104
В начале XX века сценарий балета Игоря Стравинского «Петрушка» для постановки Михаила Фокина написал Александр Бенуа; в XXI веке его переписал наш выдающийся современник Богдан Королёк, добавив отсылки к современным реалиям: Арап превратился в робота-трансформера, на сцене герои современных мультфильмов, а на фоне эффектно маячит треснувший телефон из «Черного зеркала». Действие происходит в коробке с игрушками, которые живут своей жизнью, пока дети в них не играют — и очень похожи на своих хозяев.

Спектакль поставили хореографы Петр Базарон и Сабина Алиева. К «Петрушке» они добавили пролог на музыку Николая Черепнина, старшего современника Стравинского. Молодые воспитанники «Щелкунчика» танцуют совершенно прекрасно, с таким юным задором и заразительной пантомимикой, что веришь им с полупа. Особенно меня очаровал исполнитель роли Петрушки Демьян Костоусов, гуттаперчевый мальчик (по названию еще одной страшной сказки примерно тех же времен) — 100% попадание в образ и самоотдача.

«Ромео и Джульетта»

Театр юного зрителя, ул. Карла Либкнехта, 48
Легендарную трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» в переводе на русский Бориса Пастернака поставил режиссер Григорий Лифанов. На сцене построили настоящую Верону с отлитыми из металла элементы ворот, балкона, ограды, сшили более 60 аутентичных костюмов с современными элементами, а актеры учились фехтовать со специально приглашенным мастером, заведующим кафедрой сценической пластики из ГИТИСа Айдaром Закировым, ставившим зрелищные сцены боев.

Всем известно, что «повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете» (именно так звучат последние строки трагедии Шекспира в переводе Пастернака). Но немногие обращают внимание на то, что действие пьесы укладывается в пять дней. Стремительно развивающаяся история любви двух подростков покоряет отчаянной искренностью вопреки семейной вражде, истоки которой давно забыты. Вчерашние дети оказываются мудрее взрослых и своими жизнями доказывают, что любовь преображает человека и оказывается сильнее смерти.

«Зойкина квартира»

Театр кукол, ул. Мамина-Сибиряка, 143
Премьера спектакля «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова состоялась осенью. События на сцене переносят зрителя в НЭПовскую Москву 1925 года и показывают жизнь героев, которые не могут вписаться в новый этап истории. На сцене появляется огромная кукла-председатель домкома Аллилуйя, которым управляют сразу пять актеров, а исполнительница Зои играет и за себя, и за манекена.

В квартире Зойки пересекаются иллюзия возвышенного и житейская проза. Это противоположность двух миров, где одна — реальность фантазии, иллюзии, романтизма, а вторая — абсолютно суровая и бытовая. И чем больше в этой истории авантюризма, приключений, пафоса, свободы и бегства, тем безжалостней история катится к своему концу. В постановке звучит живая музыка в исполнении ансамбля Екатеринбургского театра кукол. Спектакль рассчитан на зрителей старше 16 лет.
Фотографии: обложка, 7 — Татьяна Шабунина, 1 — Даниил Попов, 2 — «Самоцвет», 3 — Дарьян Волкова, 4 — Анна Филосян, 5 — «Камерный театр», 6 — Дарья Сергачева, 8 — Дима Зимарев / Чойс
2024-12-11 14:58