Перед вами рубрика «Блиц», в которой люди из разных сфер отвечают на простые и нетривиальные вопросы о своем деле. Вместо полотна страниц сложного интервью — лаконичный формат блица.
Каждый день мы будем публиковать ответы интересных горожан. Одна неделя — одна сфера.
Камилла Магамедова, художница и режиссер арт-бюро «О2» — о спектаклях, на которых весело и грустно, нехватке актеров в Екатеринбурге и мечте когда-нибудь попасть на постановки Бродвея.
Расскажите о себе и своем театре.
Меня зовут Камилла, я — клинический психолог, продюсер и художественная руководительница арт-бюро «О2». Бюро делает междисциплинарные проекты, конкретно я — театротерапию. Это такое направление в театре, которое вроде и интересный театр, а вроде и к психологу больше не надо.
Чем вы особенно гордитесь в своей работе?
Подходом и труппой. Очень редко (сегодня) встречается свободный театр. Знаете, где режиссер не говорит, что делать актеру, а спрашивает, что актер хочет делать? То есть мы постоянно в сотворчестве, постоянно в симбиозе: предложения, гипотезы, тестирование… Когда возвращаешь актеру его самость, его ответственность и свободы, он буквально оживает. А когда он живет на сцене, ему хорошо, его очень много энергетически, тогда и зрителю круто. Это называется автопоэтическая петля ответной реакции.
Вы помните ваше первое знакомство с театром? Как это было?
Можно как угодно относиться к школе, но отрицать тот факт, что там происходят важные открытия — глупо. В канун Нового года мой класс потащили в театр на какую-то сказку про осла. Это было в пятом классе. Одноклассники ржали все время, шумели, прыгали — ужасно вели себя. Я же очень хотела смотреть на сцену, на осла этого, я верила всему, что говорили актеры. Но мне было стыдно, что я хочу смотреть! Такая трагедия: либо театр любишь, либо с классом ладишь. То есть, задирать не будут, высмеивать… Но я сквозь стыд смотрела спектакль, а из школы потом перевелась.
Чтобы работать в театре — актером, режиссером, сценаристом, художником — обязательно ли иметь профессиональное образование или достаточно обладать талантом?
И да, и нет. Таланта никогда не бывает достаточно. Талант — это бустер своего рода. Образование — это труд, это харды, компетенции, сообщество. Я думаю, что если есть цель — прокачать себя эффективно, то нужно учиться. Учиться — это вообще хорошо! А искусство сейчас в скоромном упадке в том числе из-за того, что художники и менеджеры решили пренебречь профессиональным образование. Главное, чтобы место обучения было достойным.
Правда ли, что именно актерская среда — самая конкурентная? Почему?
Не у нас в Екатеринбурге. Несмотря на то, что сотня студентов выпускается ежегодно из родного театрального, актеров катастрофически не хватает! Мало кто останется в Екатеринбурге, многие грезят о столице и уезжают туда, кто-то возвращается домой, кто-то просто не имеет таланта или профессионализма, другие внешне не подходят. Да много чего! Но результат один — сильных актеров в Екатеринбурге трудно найти. Они есть! Просто они уже заняты театрами, проектами, жизнью.
Расскажите про последний спектакль, который произвел на вас особое впечатление.
«Волнение» у БДТ. Могу пересматривать его раз в месяц. То, как сыграла Фрейндлих, текст пьесы, сценография — все это удивительным образом пробуждает во мне желание рассказывать каждому о том, что это невыносимо замечательный спектакль! Он, кстати, есть на YouTube в отличном качестве.
Топ-3 спектакля в Екатеринбурге, на которые стоит сходить каждому.
«А рыбы спят?» в театре «Желтый квадрат»
«Пластырь» от арт-бюро «О2»
«Головлевы» Драмтеатра
«Пластырь» от арт-бюро «О2»
«Головлевы» Драмтеатра
Самое вкусное из театрального буфета — это… ?
Кофе и эклеры.
С кем из знаменитостей в театральной среде вы бы хотели посотрудничать?
Федор Елютин и Ваня Вырыпаев.
На каком спектакле вы плакали? На каком — смеялись?
Сильно плачу и смеюсь на нашем «Пластыре», хотя вижу его постоянно. Но ничего более грустного и смешного, я не ощущала. Ничего более личного. Разве что «Зайка» в учебном театре была, в мастерской Натальи Войттовны. Вот там было очень смешно, и страшно, и больно. Сложно! Хорошо, когда сложно. Значит спектакль получился.
Расскажите про свой самый необычный театральный опыт.
Быть на сцене. Я — не актриса, но меня вечно заносит на сцену. Восхищаюсь их ремеслом, но терпеть не могу быть на сцене. Последний раз я просто вышла и сыграла сцену из другой части пьесы… Но было удачно! Правда удачно, потому что никто ничего не заметил и было органично.
Как понять, что спектакль хороший?
А вы не понимайте, вы ощущайте. Я так своим актерам говорю. Это, можно сказать, девиз арт-бюро «О2» — ощущай.
Какая миссия у театра?
Создавать комфортное пространство для исследования себя и искусства.
Можно ли научиться ходить в театр? С чего начинать знакомство во взрослом возрасте?
Можно! Начать лучше с того, что лично вам нравится и уже понемногу работать над углублением. Повышать уровень сложности постановок, ходить на эксперименты, обсуждать обязательно! Без обсуждения сложно понять, что это был за опыт и как он вам на самом деле.
Какую мировую постановку мечтаете увидеть?
В живую «Жизель» Акрам Кхана. С радостью бы посмотрела что-то на Бродвее!
Театр — это…?
Это место, где можно все, что нельзя.
Почему в театрах служат, а не работают?
Это давнее правило, ибо театр — это храм, дом, место силы. Уходя в театр, актер отдает огромную часть своей жизни и театру, и зрителю — главному человек в театре. Тогда актер перестает принадлежать себе. У меня это не вызывает трепета. Я рада, когда актер не служит, а проживает. Без жертв, а это очень трудно, когда говорят о служении.
Фотографии: обложка, 2, 3, 6−8 — Алиса Болденкова, 1 — Алексей Пирогов, 4 — Вадим Балакин, 5 — The City