Публикации

Режиссер теневого театра ТОХОТ Сергей Черепанов: «В хорошем театре служат, а не работают»

Перед вами рубрика «Блиц», в которой люди из разных сфер отвечают на простые и нетривиальные вопросы о своем деле. Вместо полотна страниц сложного интервью — лаконичный формат блица.

Каждый день мы будем публиковать ответы интересных горожан. Одна неделя — одна сфера.
Режиссер и худрук теневого театра ТОХОТ Сергей Черепанов рассказал, как придумал авторскую методику показа теневых спектаклей, какая постановка считается хорошим и почему искусство должно быть с душой.

Расскажите о себе и своем театре.

Меня зовут Сергей, я — основатель Проекционного театра кукол ТОХОТ. Вместе с нашей командой мы изобрели и запатентовали особую технологию для показа кукольно-теневых спектаклей. Главная фишка нашего театра — это возможность одновременно смотреть и сам спектакль и то,  как он создается двумя актерами в реальном времени. Наши спектакли подходят для зрителей любого возраста, потому что мы находимся в постоянном поиске качественной коммуникации с семейным зрителем, а это значит, общение сквозь поколения.

Чем вы особенно гордитесь в своей работе?

ТОХОТ уже существенно расширил возможности теневых спектаклей в театрах кукол не только в России, но и заграницей. И мы видим огромный потенциал для будущего роста как самого театра, так и для технологии, которую мы активно развиваем.

Вы помните ваше первое знакомство с театром? Как это было?

Это было в детстве и это было скучно. Я едва не потерял весь интерес к театру, но благодаря усилиям родителей и прекрасных людей, которых я встречал на своём жизненном пути, я понял, что должно быть, как можно меньше спектаклей, сделанных без души.

Чтобы работать в театре — актером, режиссером, сценаристом, художником — обязательно ли иметь профессиональное образование или достаточно обладать талантом?

Иногда связка профессионального образования и таланта ничего не стоит против какой-нибудь интересной личности. Поэтому на мой взгляд, чтобы быть успешным в театре, а не просто в нем работать, нужно быть в первую очередь человеком, а потом уже подтягивать образование и талант.

Правда ли, что именно актерская среда — самая конкурентная? Почему?

Возможно так было в 20-м веке, сейчас, с развитием интернета, есть много профессий, где конкуренция значительно выше актерской.

Расскажите про последний спектакль, который произвел на вас особое впечатление.

Спектакль Иранского театра кукол по пьесам Уильяма Шекспира. Всего два актера виртуозно рассказали несколько историй при помощи двух треугольников и двух полусфер. Это сложно описать, нужно смотреть. Я смеялся и плакал.

Топ-3 спектакля в Екатеринбурге, на которые стоит сходить каждому.

«Собака-камень» Екатеринбургского театра кукол

«МОМО» театра «Волхонка»

«Мастер и Маргарита» Театра Драмы

Самое вкусное из театрального буфета — это… ?

Разговоры.

С кем из знаменитостей в театральной среде вы бы хотели посотрудничать?

Константин Хабенский.

Расскажите про свой самый необычный театральный опыт.

Мы ставили спектакль с воспитанниками балетной студии лицея им. Дягилева. Это был новогодний проект на большую сцену с театром теней и детским балетом. И сам спектакль получился классным, и работа была какой-то невероятно волшебной.

Как понять, что спектакль хороший?

Если вам спектакль понравился, значит хороший. Если спектакль нравится не только вам, но и другим людям, в том числе профессиональным театральным критикам, значит спектакль очень хороший!

Какая миссия у театра?

У каждого театра существует своя миссия, но если смотреть в сумме, то, наверное, это создавать яркие эмоции у зрителя.

Можно ли научиться ходить в театр? С чего начинать знакомство во взрослом возрасте?

Можно, но если собственной мотивации недостаточно, нужен хороший гид-репетитор. Начинать знакомство желательно с просмотра афиши разных театров, название и описание спектакля подскажут и помогут выбрать.

Какую мировую постановку мечтаете увидеть?

Что-нибудь из du Soleil.

Театр — это…?

Для всех живых.

Почему в театрах служат, а не работают?

Потому что театр — это не бизнес. Основная задача бизнеса — заработать денег, а задача театра — это искусство. Мне долгое время не нравилось слово «служить», как продюсер я его просто не принимал. Но сейчас мои внутренние режиссёр и управленец договорились, и я согласен с тем, что в хорошем театре служат, а не работают.
Фотографии: обложка, 2, 3, 6−9 — представлены Сергеем Черепановым, 1 — Александр Ашихмин, 4 — Вадим Балакин, 5 — Министерство культуры России
Люди