Публикации

Личный опыт: как художнику превратить творчество в профессию и сотрудничать с галереями

Для многих художников творчество остается увлечением, которое живет в пределах мастерской или соцсетей. Но что делать, если хочется большего: чтобы работы видели в галереях, арт становился частью выставочных проектов, попадал в поле зрения кураторов и как максимум — в сердца зрителей?

Художница Софья Содерберг прошла этот путь — от первых заявок до работы с крупными институциями Екатеринбурга. В ее портфолио немало выставок в Ельцин Центре, галерее «Синара Арт», Уральском филиале Пушкинского музея и других проектах.

Для тех, кто давно мечтает заявить о себе как о художнике и выставляться в галереях, Софья Содерберг поделилась опытом: как выбирать площадки, правильно подавать заявки, грамотно работать с кураторами и выставочным пространством.

Софья Содерберг

художница, автор персональных выставок
В 17 лет я перешла от фан-арта к собственным работам с личными смыслами. Много занималась художественной деятельностью, пока в какой-то момент не осознала, что она занимает гораздо больше времени, чем просто хобби. Так увлечение превратилось в дело всей жизни.

Первая выставка состоялась в рамках проекта «Маргинальной ночи» на стенде с арт-группой «Передвижницы». Первую персональную экспозицию организовала сама в Доме Маклецкого — с тех пор стала участвовать в локальных проектах Екатеринбурга. А вот первая персональная выставка была в галерее «Синара Арт». С нее начался мой институциональный путь.

Шаг 1. Определяемся с площадкой

При выборе музея или галереи для выставления работ нужно учитывать репутацию места и предлагаемые условия. Я и мои знакомые художники сталкивались с галереями, где работы портили, кураторы и организаторы хамили, безответственно подходили к организации и представляли невыгодные предложения.

Когда поступает заявка от культурной институции, проанализируйте набор участников. Соотнесите выгоду, которую получите, и затраты, если таковые будут.
По моему опыту, почти все выставки, где предполагается организационный взнос для участников, — это что-то неизвестное, неокупаемое и затратное. Поэтому по возможности лучше их избегать: как правило, они нигде и никем не котируются.

Если есть гонорар, оплачивается доставка и упаковка, с тобой общаются вежливые и отзывчивые сотрудники галереи, а сотрудничество закрепляется договором — это однозначное «да». Здесь уже художник просто оценивает, подходит ли ему сумма. Как правило, такие условия у известных, государственных и устоявшихся институций.
Важно понимать, что по умолчанию гонорар за участие есть не везде. Часто галереи предлагают участие в выставке с последующей продажей работ. Это тоже хороший вариант, но нужно смотреть по репутации галереи и встречным условиям.

Из местных площадок я советую арт-галерею Ельцин Центра, галерею «Синара Арт», Уральский филиал Пушкинского музея, Музей Андеграунда и Ural Vision Gallery.

Шаг 2. Подаем заявку на участие и общаемся с кураторами

Для вдохновения советую посмотреть сайты художников, которые вам симпатичны. Далее составляем грамотное портфолио, в котором рассказываем, о чем ваше искусство, какое образование, есть ли выставочный опыт и многое другое. Обязательно посмотрите требования к заявке и выполните их. Опишите свой проект лаконично — желательно так, чтобы кто-то смог со стороны проверить, действительно ли понятно то, что вы описали. Приложите хорошие фотографии и понятные эскизы.

Уровень портфолио повышается с вашим выставочным и художественным опытом. Чем больше у вас хороших и интересных работ, выставок и резиденций, тем интереснее оно будет.
У меня есть примеры знакомых, которые с совсем небольшим количеством работ и нулевым выставочным опытом смогли попасть в интересные лаборатории и резиденции: сыграла хорошая концепция и описание проекта. Если у вас пока нет выставочного опыта, я рекомендую серьезно относиться к описанию работ и будущих проектов. Если вы не знаете, зачем вы создаете свое искусство, то никто другой вам не даст ответ на этот вопрос. Именно вы определяете ценность того, что вы делаете.

Бывают опен-коллы на коллективные выставки, где кураторам важно собрать определенное количество участников, и среди этого количества могут быть незнакомые люди. Надо понимать, что даже в таком случае организаторы посмотрят на ваш экспозиционный опыт.
К факту того, что вас с меньшей вероятностью возьмут без личного знакомства, надо относиться спокойно и понимать, что за ним лежат не только личные связи, но и желание знать, можно ли будет вам доверить пространство и бюджет. На создание подобного мероприятия уходят большие ресурсы — как финансовые, так и моральные. Организаторам важно осознавать что вы: а) комфортный и адекватный в работе человек; б) деятельный автор; в) создаете то, что представляет ценность.

Шаг 3. Отбираем арт и работаем с выставочным пространством

Обычно я отбираю работы по принципу того, подходят ли они под заявленную тему и нравятся ли они мне в целом. Как правило, сюжет и логистику выставки в музее или в галерее выстраивает куратор. Он старается подобрать работы так, чтобы они наиболее полно раскрывались в пространстве. Вы тоже можете предлагать решения, где работа будет лучше смотреться и раскрывать заложенный в нее замысел.

В институциях монтажом занимаются технические специалисты, и сложности возникают довольно редко. Например, мои работы не требуют каких-то специальных требований для экспонирования.

Шаг 4. Наблюдаем за результатом

Именно благодаря выставкам и разным проектам меня знают как художницу. Реже это происходит из-за соцсетей: на мою страницу в интернете люди приходят после выставок, а не наоборот. Личная инициатива и желание участвовать в экспозициях помогает мне делать свое творчество заметным в Екатеринбурге.
Не бойтесь вести коммуникацию с владельцами площадок, кураторами, музеями и галереями и предлагать свои идеи. Самое страшное, что они могут сказать, это «нет». Отказы неизбежны, они со временем станут привычной частью жизни. Однако хорошие идеи, которые вы научитесь грамотно формулировать, можно будет предложить кому-то другому и после отказа. Вполне вероятно, что однажды вы услышите неожиданное и очень выгодное «да». Ведь мы никогда не можем предугадать чей-то вкус и актуальность искусства.

Но прежде всего, каждому художнику (и мне самой) хочется пожелать уделять больше внимания внутреннему развитию и созданию искусства. Это более тонкая и сложная материя, которая требует постоянного развития, чуткости и работы с разумом и телом. В процессе вашего художественного пути навык продаж и менеджмента будет нарабатываться. Чтобы понять, как продвигать свои работы и за сколько их продавать, их для начала нужно создать. А все остальное уже будет понятно в процессе.
Люди