Публикации

Как собрать подкаст-студию дома: техника, детали и нюансы

Удаленная работа стала нормой, домашние фитнес-залы заменяют тренажерные клубы, а блогеры создают контент в пределах квартиры. То же самое происходит и с подкастингом: профессиональные студии удобны, но не всегда доступны, а главное — они ограничивают в гибкости. Вдруг идея для нового выпуска пришла ночью и нужно срочно все записать? Или хочется поговорить с гостем в легкой, непринужденной атмосфере?

Специалист по рекламным проектам Чойса, автор подкаста «Король джунглей» и преданный фанат индустрии Лев Логинов решил, что хочет полностью контролировать процесс — без зависимости от расписаний студий и необходимости платить за аренду. Он изучил рынок техники, разобрался в нюансах звука и собрал собственную подкаст-студию с нуля. Теперь он может записывать выпуски в любое время, в удобной локации и не бояться, что что-то пойдет не так.

Мы спросили у Льва, насколько сложно организовать такую студию, как выбрать оборудование и сколько это стоит. Советами, ссылками на полезные источники и впечатлениями наш коллега поделился в материале.

Лев Логинов

подкастер

Теперь я не привязан к месту и могу творить когда и где угодно

Почти год я записываю авторский подкаст «Король джунглей», где общаюсь с жителями Екатеринбурга. Мы обсуждаем их занятия, увлечения и интересы. Недавно закончил серию выпусков с командой Чойса, а сейчас активно записываю новый сезон и экспериментирую над форматом.

Раньше мне приходилось арендовать студию или записываться на правах сотрудника компании. Сейчас я могу дописать подводку прямо дома, в офисе или даже в поездке, потому что организовал собственную мобильную студию. Теперь я не привязан к месту и могу творить когда и где угодно. В этом плане мне нравится идентифицировать себя как независимый креатор.

Важно отметить, что подкастинг — не дело всей моей жизни. Это лишь инструмент самовыражения. Я не вижу его как источник «ошеломительного многомиллионного успеха». Эта сфера — очередное доказательство, что если я интересуюсь чем-то, то погружаюсь в тему настолько максимально, насколько позволяет мой разум. Изучаю разные детали, нюансы, проблемы, закономерности. Так летом 2024 года появилась идея-фикс: собрать свою студию с нуля и погрузиться в мир подкастов. На поиски информации и покупку основного оборудования у меня ушло два месяца.

Почему своя подкаст-студия выигрывает

Главное преимущество записи вне профессиональной студии — свобода творчества. Можно органично раскрыть гостя, экспериментировать с локацией и атмосферой. Иногда ты жертвуешь хорошей акустикой и качеством звука, но технологии и искусственный интеллект помогают сделать звук максимально приближенным к такому, каким ты его изначально задумывал.

Это база: с чего начать изучение техники для подкаста

Оборудование для записи — это целый сегмент: пришлось отсмотреть десятки форумов, статей и видео. Особенно долго разбирался в микрофонах, какой рекордер взять для записи. Для погружения в тему и полного понимания базиса я потратил около двух недель. Кому интересна эта сфера, могу порекомендовать источники и референсы:

Подкастный вишлист: что купить для комфортной записи

Я покупал технику на одном из маркетплейсов, где широкий выбор и много отзывов на все необходимые позиции. Да, бывают неоригинальные товары, но если потратить время и изучить вопрос, заказывать одно удовольствие.

Основное оборудование:

Рекордер
Стоимость — 18 000 рублей
Рекордер — устройство, с помощью которого можно записать звук и преобразовать его в аудиофайлы. Дальше они подвергаются монтажу, обработке, склейке и не только. Я выбрал для себя Рекордер Zoom Podtrack P4.
Микрофоны
Стоимость — 3 200 рублей / 2 шт.
Это первый по значимости аспект подкаста. Мой идеал — SHURE SM7B. Золотая классика, доказавшая свой престиж в разных проектах музыкальных артистов, стримеров, подкастеров и блогеров. Их рыночная стоимость колеблется в районе 60 000 рублей за один (!) микрофон. Уточню: для подкаста с гостем нужно минимум два экземпляра.

Из-за высокой стоимости я решил пожертвовать качеством, детализацией и рассмотреть более дешевый сегмент. Так я нашел динамический микрофон Behringer — немецкая компания, которая представляет надежную и достойную своему ценовому позиционированию технику. Купил два микрофона Behringer SL84C за 3 200 рублей, которые радуют, хоть мне и нужно еще с ними поработать. Но я не планирую стоять на месте, и буду обновлять оборудование по ходу роста моих проектов.

Основное оборудование:

XLR-кабели
Стоимость — 1 000 рублей / 2 шт.
Это провода, которые соединяют рекордер и микрофоны. Самые базовые 1.5-метровые кабели с красивым черным цветом корпуса и хорошими отзывами. Выбрал для себя такие.
Микрофонные стойки
Стоимость — 1 000 рублей / 2 шт.
Это база, чтобы во время записи подкаста не держать микрофон в руках. Можно купить, например, такие.
Поп-фильтр для микрофонов
Стоимость — 500 рублей
Приспособление нужно, чтобы убрать «взрывные» звуки речи.
Наушники
Стоимость — 4 000 рублей / 2 шт.
Наушники — то, что я еще не купил, но собираюсь. Это необязательный, но полезный инструмент для создания фокуса общения между собеседниками, мониторинга и регулирования звука прямо во время записи. Пока я обхожусь старыми EarPods с 3.5 мм джеком, но в планах приобрести как минимум такие On-Ear наушники Sennheiser HD 206.
Итого сейчас моя студия стоит 23 700 рублей.

Эту сумму можно окупить за 15−20 выпусков подкастов с хронометражем в час: средняя стоимость аренды студии для записи на час по России — 2 350 рублей, в Екатеринбурге — 1 600 рублей. Сюда входит только настройка оборудования и запись звука. Без монтажа и видео — только сырые аудиофайлы.

Если бы я арендовал каждый раз минимум на полтора часа и платил 2 400 рублей, то на свою студию накопил за 10 посещений = 10 эпизодов. Конечно, нужны навыки и понимание, как настраивать технику и работать с ней, но это дело практики — все нарабатывается с опытом записи. Главное не боятся ошибиться.

Например, первые выпуски «Короля джунглей» — издевательство над ушами слушателей, на мой взгляд. Но я расту и улучшаю качество, а старые выпуски принципиально не буду удалять — это мой путь. Сейчас я снова привыкаю к новому оборудованию, но через пару выпусков звук будет хорошим для 90% аудитории.

Это такой кайф — превратить простое в нечто ценное

Для записи подкаста я выбрал офис Чойса. Отдельное спасибо Ксюше Друговой: босс одобрил мое стремление к творчеству. В офисе есть небольшое эхо и периодически доносятся вибрации с улицы, но все проблемы решаются настройками. Хотя мне даже нравится грязный звук — он передает атмосферу места и конкретного гостя. Я убежден, что гораздо важнее содержание и информативный посыл, нежели идеально вылизанный аудиофайл.

Стоит уточнить, что весь процесс производства лежит на мне, в том числе монтаж. Именно на обработке я почувствовал разницу микрофонов. Они совсем по-другому раскрываются: звук не такой бархатный, его приходится вытягивать плагинами, которые начинают подсвечивать недостатки помещений: соседи, вибрации и эхо.

Можно расстраиваться, но я наоборот копаюсь с интересом: это такой кайф — превратить простое в нечто ценное и особенное. Убежден, что если из бюджетного микрофона я научусь вытягивать максимально приемлемый звук, то с улучшением оборудования смогу показывать высший пилотаж.

На первой записи я получил ощущение независимости в реале

Впервые вне профессиональной студии я записывал знакомого моей аудитории гостя. Мы оба оценили, как светлое пространство располагает к беседе, придает особый шарм и создает нужную для беседы атмосферу.

Поначалу я переживал, что звук криво запишется, а потом на монтаже я буду сидеть с искривленным лицом, тщетно пытаясь все исправить. Но этого не случилось. Получилось не очень хорошо, но для первого раза успешно.

На первой записи я получил ощущение независимости в реале: чувство силы от того, что я могу творить хоть где и когда. Проснуться ночью и зафиксировать свои заметки в звуке. Не знаю, вижу в этом свою романтику.

Своя подкаст-студия: зачем это все

Я долго откладывал идею собрать собственную студию и купить оборудование, хотя очевидно, что подкасты — это моя отдушина. Никогда нельзя экономить на своем хобби, ведь это топливо для роста тебя как личности. Любите себя и свои увлечения, не сомневайтесь в них и идите до конца, не боясь пробовать и ошибаться.
Люди