Публикации

Режиссер и руководитель театра «Три апельсина» Татьяна Панаиоти: «На спектакли нужно ходить с людьми, которые влюблены в театр, или в которых влюблены вы»

Перед вами рубрика «Блиц», в которой люди из разных сфер отвечают на простые и нетривиальные вопросы о своем деле. Вместо полотна страниц сложного интервью — лаконичный формат блица.

Каждый день мы будем публиковать ответы интересных горожан. Одна неделя — одна сфера.
Режиссер и руководитель театра «Три апельсина» Татьяна Панаиоти — о самом страшном спектакле из детства, про самый необычный сценический опыт и о том, с чего начинать знакомство с театром во взрослом возрасте.

Расскажите о себе и своем театре.

Меня зовут Татьяна Панаиоти, я — режиссер, актриса, перформер, куратор перформанс-резиденций и фестиваля уличных театров «Лица улиц». Сейчас у меня два основных проекта — театр «Три апельсина» с семейными кукольными спектаклями и театр перформанса «Будто» с пластическими постановками на основе буто-японского стиля движения.

Чем вы особенно гордитесь в своей работе?

Умением соединять смыслы, людей и пространство.

Вы помните ваше первое знакомство с театром? Как это было?

В детстве я играла в музыкальной школе крокодила, а в обычной — ежика, это как актриса. А как зритель я помню «Муху-цокотуху» в оперном театре, мне нравилось, что там танцуют дети. «Алиса в Зазеркалье» в нашем ТЮЗе — очень страшный спектакль, где персонажам рубили головы, и они полспектакля в таком виде существовали. После этого я очень боялась в этот театр заходить.

Чтобы работать в театре — актером, режиссером, сценаристом, художником — обязательно ли иметь профессиональное образование или достаточно обладать талантом?

Нужно иметь талант и навык. Но навык может дать не только профессиональное образование, это может быть практика, мастер-классы, самообучение.

Правда ли, что именно актерская среда — самая конкурентная? Почему?

Я не люблю конкуренцию, поэтому у меня собственный театр :) Вообще я всегда предпочитала делать что-то, что нельзя повторить или скопировать, это мой способ конкурентной борьбы.

Расскажите про последний спектакль, который произвел на вас особое впечатление.

Это было в Абхазии в Сухуми в театре РУСДРАМ. Моноспектакль по трагическим историческим событиям «Последний из ушедших», где герой обращался к народу, а народ сидел в зале и условность театра исчезала. После спектакля я вышла на берег моря, где жгли костры в память о людях, которые не смогли вернуться на родину, чтобы их души смогли найти берег. А в море стояла лодка с зажженными факелами как символ этих душ. И это был случай, когда я испытала катарсис.

Топ-3 спектакля в Екатеринбурге, на которые стоит сходить каждому.

Я, к сожалению, не часто успеваю ходить в театр, но из того, что я видела — опера «Сатьяграха», «Чайка» режиссера Ирины Павловой в Доме Актера и ее же «Судьба барабанщика» в Театроне, «Вий» в театре Драмы.

Самое вкусное из театрального буфета — это… ?

Бутерброд с рыбой и шампанское.

С кем из знаменитостей в театральной среде вы бы хотели посотрудничать?

Роб Уилсон.

На каком спектакле вы плакали? На каком — смеялись?

Я очень легко смеюсь, меня специально зовут на премьеры, если есть хоть одна шутка, я буду громко смеяться. Когда-то к нам приезжал театр «Глобус» из Лондона, там на самом деле было смешно. Не помню, когда плакала. С этим сложнее. Но плакала, а где — не помню.

Расскажите про свой самый необычный театральный опыт.

Мы выступали в Бразилии в школе в бедном квартале, там не было кондиционера, только вентилятор, но он шумел, и приходилось выключать его во время спектакля — мы играли в насквозь мокрых костюмах… Еще мне нравятся Антиелки по Хармсу в музее Театра в Петербурге, я специально на них езжу. Там все необычно.

Как понять, что спектакль хороший?

После него сил становится больше, иногда в процессе спектакль нравится, а выходишь — и устал. Всегда самое важное — послевкусие.

Какая миссия у театра?

Позволить зрителю прожить новый опыт.

Можно ли научиться ходить в театр? С чего начинать знакомство во взрослом возрасте?

Если ребенком ты ходил в театр, потом легко. Во взрослом возрасте даже не знаю. Нужно начинать с чего-то, что любишь, что нравится, постепенно добавлять новое. Или ходить с людьми, которые влюблены в театр, или в которых ты влюблен.

Какую мировую постановку мечтаете увидеть?

Хотела бы посмотреть Шекспира в «Глобусе» и спектакли Пины Бауш.

Почему в театрах служат, а не работают?

Потому что это особое состояние, которое требует отодвинуть привычный материальный мир на какое-то время и поверить в созданную реальность. На службе нельзя отвлекаться, а на работе можно иногда.
Фотографии: обложка, 1−4, 7, 8 — «Три апельсина», 5 — Вадим Балакин, 6 — Эд Маркович
Люди