Публикации

Команда подкаста «Я боюсь» Маша, Кирилл, Аня и Саша: «Мы начинали с вдохновения и решения попробовать»

Перед вами рубрика «Блиц», в которой люди из разных сфер отвечают на простые и нетривиальные вопросы о своем деле. Вместо полотна страниц сложного интервью — лаконичный формат блица.

Мы будем публиковать ответы интересных горожан. Одна неделя — одна сфера.
Друзья-ведущие подкаста «Я боюсь» Маша, Кирилл, Аня и Саша — об «интимном» восприятии выпусков, боли подкастеров и упражнениях для развития речи.

Как вы присоединились к подкаст-движению?

Наш командный чатик называется «Курилка подкастера». Потому что в далеком 2019 году коллеги Саша и Кирилл во время перерыва на работе обсуждали подкасты и подумали, почему бы не начать свой. С этой идеей они пошли к другим коллегам, Маше и Ане, и те на удивление идею поддержали. Индустрия подкастов тогда еще была еще очень скромной. А поскольку нас четверо, и мы очень разные, нет такого подкаста-праотца, которым все вдохновлялись. Кирилл любил подкаст «Как жить», Саша слушал подкаст футбольных фанатов, Маша и Аня только начали знакомиться с форматом. Получается, что мы сами вдохновили друг друга. Мы хорошо общались и хотели попробовать создать что-то совместное. Подкаст тогда казался наименее сложным и затратным решением, экспериментом, на который легко решиться. Кто бы мог подумать, что он затянется на 10 сезонов и пять лет.

О чем ваш подкаст? Почему его нужно слушать?

Наш подкаст о страхах. Мы даже начинали со слогана «Все боятся — не все об этом говорят». Выберите любой собственный страх (ответственности, старости, новых проектов, позора…) и, скорее всего, найдете у нас выпуск о нем. После февраля 2022 года формат пришлось изменить. Мы решили, что говорить обо всем, кроме главного страха (о котором всем говорить запретили), будет нечестно — и теперь собираем коллекцию разных удивительных документальных историй, а еще рассказываем про пугающие места на нашей планете. Ушли в нарратив, и рады, что большая часть слушателей пошла с нами.

Что нужно, чтобы записать подкаст?

Часто говорят, что для создания подкаста ничего не нужно — телефон и носок. Это красиво звучит для продавцов жанра или курсов. Но на практике нужно много всего. Во-первых, идея и понимание, зачем вам подкаст. Во-вторых, время. Деятельность подкастера не ограничивается приятными минутами записи в красивой студии. Обычно этому предшествует большая или маленькая подготовка, а после — редактура, монтаж, снова редактура, работа с соцсетями и аудиторией, технические штуки по распространению… Ну и, в-третьих, деньги. Производство подкаста всё еще дешевле видеопроизводства и других подобных видов контента. Но все равно нужно быть готовым вкладываться финансово, и тем больше, чем меньше времени, навыков и сил у вас есть. От этого зависит, сколько процессов вы захотите и сможете передать профессионалам.

Мы начинали с вдохновения и решения попробовать. Сначала поштурмили варианты тем, и когда их набралось больше 30, просто назначили дату первой записи. Голос записывали — каждый в свой телефон. Вполне себе на коленке! В каком-то смысле нам повезло, что у всех было желание и умение говорить, Кирилл умел работать с программами для монтажа (и даже джингл для подкаста записал сам), кто-то был готов разведать всё про дистрибуцию, писать посты и готовить материалы для соцсетей. Мы надолго запомнили Машину фразу из пилотного выпуска: «А с чего вы взяли, что кто-то будет нас слушать?».

Речь про оборудование, монтажеров, что-то более профессиональное пошла намного позже, когда мы убедились, что дело нам нравится, а слушателей становится больше. Надеемся, это не отобьет ни у кого желание делать подкасты. Если оно есть — важно попробовать. Тем более обучающих и помогающих материалов сейчас точно в разы больше, чем пять лет назад.

Почему подкасты стали так популярны? В чем их феномен?

На самом деле, замерить «популярность» этого явления довольно сложно. Особенно, когда подкастами называют вообще всё: и аудио всех форматов, и записанные радиопередачи, и подборки музыки, и видео на YouTube, и голосовые в Telegram… Однако у подкастов есть свои преимущества. Например, возможность параллельного потребления — пока ты идешь на работу или учебу, делаешь уборку или занимаешься другими своими делами. Слушатели часто говорят про более «интимное» восприятие подкастов: голоса звучат практически у тебя в голове, а отсутствие «картинки» позволяет представлять и этих людей, и их истории так, как тебе хочется. Плюс ты всегда можешь найти интересную тебе тему. Выбор большой, и это здорово. Недавно, например, наткнулись на ASMR-подкаст. Там ведущий говорит шепотом, кому-то это помогает уснуть.

Чем отличается интервью на радио от подкаста?

Как-то нас пригласили на утренний радиоэфир поговорить про подкасты. Вот тогда мы почувствовали разницу! Радио — это всегда про «сетку вещания», структуру и формат. «Сейчас мы быстренько спросим вас про подкасты, но у вас две минуты на ответ, потом у нас песня, а потом реклама. А еще мы должны успеть позитивно пошутить, потому что это утреннее шоу». В подкаст-интервью больше свободы, дистанция между интервьюером и гостем может быть самой разной. Плюс все-таки подкасты — это предзаписанный разговор. Всегда есть возможность выбрать лучшее, пропустить момент «притирки» к гостю, вырезать лишнее. Вы удивитесь, как иногда может отличаться живая речь от смонтированной.

Как научиться красиво разговаривать для записи подкастов?

Пожалуйста, не учитесь красиво разговаривать для записи подкаста! Многие слушатели выбирают подкасты, а не радио, именно потому, что все устали от искусственных идеальных голосов. Особенности речи — это классно. Это создает яркий образ, запоминается, часто звучит очень мило и становится фишкой подкастера. В остальном — есть простые упражнения, которые просто приведут в тонус речевой аппарат перед записью. Кирилл у нас любит десять раз повторить скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». Она смешная и помогает быстро размяться. А вот если говорить о риторике, здесь все сложнее, но навык приходит с опытом. Банально, но вы будете лучше говорить, если будете много говорить. Еще поможет хороший сценарий и план выпуска.

Что вы сами слушаете из подкастов?

Кирилл: Я обожаю подкасты «Сперва роди» и «Ты же мать». Я не мать, и даже не отец, но эти голоса стали уже родными! Очень весело, живо и круто.

Маша: Мои «любимчики» — подкаст об искусстве в тру-крайм-историях «Красной краской». Это проект Синхронизации и студии Шторм, и каждый эпизод связан с каким-то реальным преступлением, вдохновившем музыканта или художника на произведение. Второй подкаст — «Дочь разбойника». В нем журналистка Настя Красильникова рассказывает истории женщин и девочек, которые попали в ужасные ситуации, но пытаются несмотря ни на что добиться справедливости. Слушать тяжело, но очень важно. И третий любимчик — «Гилти плэжа». Это то, что реально стыдно советовать, но я его обожаю. В подкасте две подружки читают фанфики, смеются и шутят без цензуры. Подойдет однозначно не всем, но вы можете попробовать на свой страх и риск.

Аня: Я слушаю «Базаров порезал палец». Двое ведущих с приятными голосами — доцент и клоун (как они сами себя называют) — обсуждают классические литературные произведения, персонажей с психологической и философской точек зрения, делятся своими историями в тему. Очень добрый и милый подкаст.

Саша: Я последнее время аудиально стал слушать больше аудиокниги, чем подкасты. Но стараюсь не пропускать выпуски подкаста «Newочём». Очень сложно охарактеризовать его двумя предложениями. Он обо всем. Эдакий научпоп. Важной особенностью является то, что слушатели сами выбирают путем голосования то, какая будет тема очередного выпуска.

Как разговорить молчаливого собеседника?

Маленький секретик. Часто в подкасты зовут тех, кто и так много и хорошо разговаривает, публичных спикеров. В этом случае человека можно послушать заранее в записи, чтобы понять, как он говорит, готов ли ты его звать. Более опытные подкастеры организуют преинтервью — встречаются ненадолго с гостем заранее, чтобы обсудить тему, рассказать, как всё пройдет и заодно послушать, как он говорит, получится ли интересная история. Если собеседник разбирается в своей теме, он знает, о чем пойдет речь и видит вашу заинтересованность, обычно все проходит хорошо. Но неудачные разговоры тоже случаются. Просто их никто не слышит, они остаются в секретных архивах подкастеров.

Ваш любимый, самый запоминающийся выпуск?

Из десяти сезонов так трудно выбрать один! Важный и содержательный разговор про абьюз получился у нас с психологом Инной Литвиненко. Смешной и немного безумный выпуск про бестактность. Поражающий воображение выпуск с необъяснимыми историями наших слушателей. Мы очень старались сохранить рациональный подход и всё объяснить, но не получилось.

Есть ли у вас особые ритуалы перед записью выпуска?

Сейчас мы записываемся удаленно, поэтому наш ритуал — просто поделиться личными историями друг с другом. А раньше, когда записывались вместе, мы специально приглушали свет, чтобы атмосфера была более камерной. Это помогало.

Как раскрутить свой подкаст, когда их миллион самых разных?

Это боль каждого подкастера. К сожалению, универсального ответа нет, а у подкаст-платформ очень слабая рекомендательная система и минимум возможностей для продвижения. Кто-то ради большей аудитории делает видеоподкасты (все-таки аудитория YouTube любит видео, даже если это просто говорящие головы в кадре). Мы тоже записали несколько видеовыпусков. Еще экспериментировали с рилсами и тиктоками, пока платформы новые, это может неожиданно расширить аудиторию. По-прежнему лучше всего работает фичеринг на платформах — когда подкаст попадает в подборку или плейлист. Еще можно пробовать рекламу на разных площадках и в других подкастах. Хорошая новость в том, что слушатели обычно охотно делятся подкастами, которые любят, и мы даже раздавали «домашнее задание» своим слушателям. И хоть сами иронизировали над этим, но это работает! Самый древний способ продвижения и самый рабочий. Тут главное, чтобы подкаст соблюдал регулярность и не перестал выходить. Останется запастись терпением и интересом.

Профессиональная мечта, связанная с подкастами.

Наверное, сделать такой проект, сезон или выпуск, о котором будут говорить все вокруг, даже те, кто подкасты не слушает. Пока такое получается только у студии «Либо Либо», и это круто.
2024-06-14 13:19 Люди