Чойс встретился с Вячеславом в кофейне Музея истории Екатеринбурга
и поговорил о том, как возрождаются уральские традиции,
почему мода на все народное напоминает клюкву и почему кухня —
одна из самых честных форм изучения культуры.
Электросамокаты — это дореволюционный хорсшеринг
В повседневной жизни вы часто носите народные костюмы, из-за чего узнаваемо и самобытно выглядите. Как сформировался ваш стиль?
Я часто говорю, что являюсь примером того, как объект исследования влияет на исследователя. Я этнолог, занимаюсь традиционной культурой, которая постепенно стала частью моей жизни. И такой образ является логичным внешним продолжением внутреннего. В отрочестве и юности был активным участником фольклорного движения, являюсь соучредителем общественной организации Уральское фольклорное объединение «ФолкЪ-ТолкЪ». Так что любовь к старине — это уже часть меня. Ну и на мой образ накладывается религия (Вячеслав — старообрядец, — Прим. ред.), хотя в большинстве согласий уже и не предписано так ходить.
Вас иногда видят в городе на электросамокате в народных одеяниях. Смотрится контрастно и классно.
Если углубиться в историю, то ведь и раньше существовала система быстрой связи — ямская почта. Были ямщики, которые перевозили важные послания и почту между почтовыми станциями, а извозчики — аналог таксистов. Ямщики ехали от станции до станции, меняли лошадей, чтобы не тратить время на конный отдых. Так что по сути, современный каршеринг или «курьеринг» — это та же старая идея, просто на новых колесах.
Уральские купцы — трендсеттеры своего времени
Есть ли понятие «уральская мода» или это надуманное явление от местных?
В говорах русского языка даже нет единого слова, которое обозначало бы «костюм». Были местные варианты в зависимости от региона: «строй», «сряда», «обряд» и так далее. Экстраполировать одно понятие на всю страну неправильно — каждая местность имела свой стиль, свои материалы, цвета и привычки.
Как конкретно проявляется уральская мода?
Интересный момент — это влияние купечества. Многие уральские купцы вышли из простого сословия и стали настоящими трендсеттерами своего времени. Они смотрели на дворян, перенимали у них элементы одежды, а на них уже равнялись все остальные. Постепенно у купцов сформировался свой стиль — были «купцы-фрачники» и приверженцы «русского платья».
«Если коротко, уральская мода —
это сочетание практичности и яркости.
Мужчины могли носить рубахи фиолетового,
желтого или розового цветов — с появлением анилиновых красителей
эти оттенки стали любимыми»
Если пофантазировать: какие уральские элементы могли бы легко интегрироваться в современную одежду?
Другие фишки — пояс, который выступал в роли аксессуара и вещи-символа принадлежности к людскому роду. На Урале говорили: «Ходи с крестом да с поясом — ничего тебе не сделается».
Есть еще элемент, который я давно предлагаю дизайнерам взять на вооружение, — уральский сарафан горбач. Он без бретелей, закрывает спину (отсюда и название). Если немного изменить крой и добавить карманы, получится современное городское платье с историей. Такая модель встречалась только на Урале и частично в Сибири, куда переселялись уральцы.
Нельзя обойти стороной и черный вышитый передник. Современные модницы легко находят ему место и в собирании современных образов.
А если говорить о головных уборах, то у нас была шапка-бобровка — что-то вроде формовки, но с бархатным верхом. Очень красивая вещь и чисто уральская.
Если уж совсем символически, я бы сказал, что яркий предмет женского костюма — это все-таки горбач. Он и сегодня встречается под Нижним Тагилом, в Шалинском районе. Есть бабушки, которые до сих пор его носят в повседневной жизни. Так что за горбач обидно!
Культура должна быть не музейным экспонатом, а частью повседневности
Сегодня в тренде народные мотивы: наличники в интерьере, вышивка на одежде, аншлаг на концертах Кадышевой. Почему вырос интерес к традициям и русской культуре?
«Клюква» началась еще в эпоху русского стиля — при Александре III и Николае II, когда аристократия вдруг вспомнила, что она вообще-то русская. За десятилетия европеизации многие забыли, что это значит, и стали создавать «русский стиль» заново, по собственным представлениям. Так появилась эстетика а-ля рюс — с авторскими кокошниками, вышивками, медведями и самоварами. Советское время закрепило этот образ, превратив его в массовый шаблон при помощи академических народных хоров, кульпросвета и сельских клубов.
Отсюда и проблема: люди не понимают, с чего начать. Одни приходят к традиции через костюм — и за тканью, фасоном, вышивкой постепенно открывают целый мир ремесел и символов. Вторые — через рукоделие или песни. Третьих цепляет орнамент, четвертых — танцы. Все взаимосвязано, и каждое новое открытие тянет за собой следующее.
«Меня радует, что современный интерес
к фольклору постепенно становится более осмысленным»
Мы живем в моменте, когда наше российское (и в большей степени русское) общество стоит на распутье. И этот интерес к традиции — не просто ностальгия, а поиск точки опоры. Есть шанс не только любоваться прошлым, а действительно из него что-то взять. Не для того, чтобы в нем застрять, а чтобы с этим багажом идти и создавать свое будущее.
Как правильно знакомиться с народной культурой, чтобы не получилось клюквы?
У каждого свой путь. Кто-то начинает с ремесла — с уральской и сибирской росписи, ковроткачества, шадринских ковров. Кто-то приходит через танец. Например, у нас при объединении «ФолкЪ-ТолкЪ» есть студия народной хореографии. Занятия проходят в «Доме Маклецкого» — одном из зданий Музея Истории Екатеринбурга.
«Фольклор не должен существовать ради галочки или музейной витрины. Если любой элемент традиционной культуры вырвать из контекста и поставить на пьедестал, он становится экспонатом в банке с физраствором — вроде сохранен, но мертв. А должен жить, дышать, меняться»
Мы не только питаемся, но и вспоминаем себя через вкусы
Моду разобрали, а что насчет уральской еды — есть ли такое явление?
Условно Урал можно разделить на три зоны. Первая — земледельческая, где основа кухни — выпечка, каши, похлебки, молочные продукты. Вторая — промысловая, где больше дичи, рыбы, покупных продуктов, ведь все можно достать на рынке. Третья — смешанная.
Урал как раз между этими мирами. В районах ближе к хребту — промысловая и смешанная кухни. Например, ближе к Нижнему Тагилу, если говорить про Приисетье (восточные районы Свердловской области) — земледельческая. Еще дальше на восток, в сторону Кургана и Тюмени, много мучных блюд, печных, томленых.
Вообще приготовление в печи — ключевая особенность русской кухни. Я пользуюсь мультиваркой, но печь и мультиварка — не одно и то же. В печи блюдо сначала нагревается, потом температура плавно падает. Из-за этого вкус получается глубоким, живым, что ли.
Из уральских десертов я особенно люблю «дружную семейку» — это «слипыши», «каравайчики», «разборники» и другие. Такие сладкие булочки, которые запекали друг с другом (отсюда и название). Сейчас туда кладут конфеты, а раньше — кусочки сахара. В каждом районе свое название, но суть одна и та же.
А еще овсяный кисель, плотный, застуженный, как пудинг. Его ели ложкой, особенно на поминальных обедах. Ну и, конечно, пельмени. Как говорится «готов упасть я на колени, пред тем, кто выдумал пельмени». Это квинтэссенция уральской души.
Сегодня шефы вроде Сергея Мирошникова возвращают в моду шаньги, называя их уральским фастфудом. Почему традиционная выпечка вроде шанег так глубоко укоренилась в уральской культуре?
Шаньги — довольно простое блюдо, но в каждом доме их делали по-разному. Можно ли по рецепту шаньги понять, из какого района она родом?
Мокрые пирожки — уральский фастфуд прошлого, который вы исследуете и готовите в гастротеатре. Почему они исчезли?
Уральцы всегда относились к общепиту настороженно. Поэтому на обжорных рядах ели пельмени с бульоном, пирожки-«карасики», которые держали за хвостик и, надкусывая, наполняли бульоном. А вот «мокрые» это что-то типа большого пельменя, но всей интриги раскрывать не буду.
С исчезновением ярмарок и приходом советской эпохи пирожки ушли вместе с целой культурой домашней уличной еды. Государство делало ставку на столовые — еду общую, стандартную. Даже в конструктивистских домах не было кухонь, готовить предполагалось только в столовых.
Сегодня мокрые пирожки — почти экзотика. Но тренд на простую еду становится популярным: появляются кафе с борщами, котлетками, макарошками. Люди тянутся к понятным вкусам и ностальгии.
Что мешает им всерьез вернуться?
Кроме того, в русской культуре издавна не было привычки широко разевать рот — даже старики говорили, что бутерброды есть некрасиво: «Пасть звериная, зачем так рот открывать?» Поэтому бургеры нам культурно чужды, но прижились как часть глобального опыта.
Это нормально. Еда — зеркало эпохи. Мы не только питаемся, но и вспоминаем себя через вкусы. Вот, например, человек заходит в какую-нибудь пиццерию не потому, что хочет пиццу, а потому, что она пахнет студенчеством.
«Мы едим ностальгию и охотно за нее платим»
С другой стороны, восточная шаурма очень даже прижилась в нашей культуре.
Вы изучаете и варите медовуху по старинным уральским рецептам. Может ли она стать таким же узнаваемым русским напитком, как коньяк для Армении или саке для Японии?
Сейчас уже существуют современные медоварни — «Вереск», «Степь и ветер» и другие. Их продукция есть даже в супермаркетах, и это только начало. Пока это скорее что-то близкое самой высшей границе массмаркета, но путь начинается с малого.
Я верю, что через поколение-два медовуха снова станет естественной частью нашей культуры, как пельмени или квас. Главное, не бояться поместить ее в современный контекст. Но самое главное — воспитать вкус у потребителя.
Вы не только изучаете уральскую кухню дореволюционных времен, но и делитесь знаниями с горожанами. Одним из таких форматов стал гастротеатр. Как он появился и в чем его идея?
Гастротеатр — это мероприятие, где мы не просто рассказываем о кулинарных традициях дореволюционной России, но и даем людям попробовать блюда, напитки, ощутить их вкус буквально. Позже мы захотели развить это в формат ужинов, когда вечер строится как театральное действо с несколькими сетами, объединенными темой. Например, «Кухня Великого поста», «Пасхальный стол», «Святочные блюда».
Интерес к гастротеатрам оказался неожиданно высоким. Как ни странно, кухня действительно стала одной из самых естественных точек входа в русскую культуру.
Все любят есть, этого не отнять.
С частью «гастро» понятно, а почему «театр»?
У нас в музее примерно то же самое. Люди спускаются в кофейню (раньше здесь были винные погреба Поклевских-Козелл), садятся за столы, и начинается настоящее погружение. Вкус, запахи, рассказы, воспоминания — все работает на эффект присутствия.
Часто во время дегустаций люди вспоминают: «А у моей бабушки так же было!», «А мы в деревне ели похожее». И это самое важное. Ведь, вспоминая традиции, человек вспоминает самого себя. Мы оборачиваемся назад не для того, чтобы застрять в прошлом, а чтобы оттолкнуться и двигаться вперед.
Планируете новые программы в Музее истории Екатеринбурга?
Эта культура почти утрачена, хотя раньше квас был важнее воды. В поле, например, брали не воду, а квас — от воды человек потеет, а квас утоляет жажду и освежает. Это был настоящий народный лайфхак. Поэтому ближайшей зимой и весной мы планируем целую серию встреч про квас с дегустациями и лекциями.