«Все началось с винилового проигрывателя моего деда» — так зародилось увлечение музыкой, а позже переросло в смысл жизни Олега Лопаева, фронтмена группы «Перемотка». Их песни — о бесконечном лете, прогулках под дождем и первом снеге. А еще — о безответной любви, страхах юности и мыслях о первой встречной. «Перемотка» создает музыку-созерцание, под которую сложно не рефлексировать о прожитых днях и не исследовать себя.
Мы поговорили с лидером группы Олегом Лопаевым о том, как его малая родина повлияла на музыкальный путь в Екатеринбурге, почему «Перемотка» тоскует по прошлому и что определяет творческий успех.
Если вы хотите поближе познакомиться с Олегом, то сделать это можно на фестивале Beat Weekend. 13 сентября в Ельцин Центре музыкант представит фильм «Ник Кейв и The Birthday Party».
Мы поговорили с лидером группы Олегом Лопаевым о том, как его малая родина повлияла на музыкальный путь в Екатеринбурге, почему «Перемотка» тоскует по прошлому и что определяет творческий успех.
Если вы хотите поближе познакомиться с Олегом, то сделать это можно на фестивале Beat Weekend. 13 сентября в Ельцин Центре музыкант представит фильм «Ник Кейв и The Birthday Party».
Ты родился и вырос в закрытом городе Лесной в Свердловской области. С чего началось твое увлечение музыкой?
Все началось с винилового проигрывателя моего деда, а дальше только усилилось с появлением первого телефона, поддерживающего MP3. Именно тогда я начал собирать интересную для себя музыку — сначала скачал все те немногие мелодии у друзей, которые кочевали с телефона на телефон через Bluetooth. Выбор был невелик, поэтому с появлением интернета дома я стал углубляться в локальную сеть, но и там не было разнообразия.
После появления «ВКонтакте», рекомендациями и возможностью смотреть треклисты друзей моя музыкальная копилка стала быстро пополняться. Все, что я добавлял, параллельно скачивал на телефон — прям как в старые добрые времена. Дальше был Spotify, который был выше всяких похвал. Мне довелось к нему прикоснуться только незадолго до его ухода из России, но это уже совсем другая история.
После появления «ВКонтакте», рекомендациями и возможностью смотреть треклисты друзей моя музыкальная копилка стала быстро пополняться. Все, что я добавлял, параллельно скачивал на телефон — прям как в старые добрые времена. Дальше был Spotify, который был выше всяких похвал. Мне довелось к нему прикоснуться только незадолго до его ухода из России, но это уже совсем другая история.
Как малая родина повлияла на твой музыкальный путь в Екатеринбурге?
В детстве я был, словно губка — впитывал все, что видел и слышал. У взрослых уважением пользовалась музыка минувших лет — нечто винтажное, что прошло проверку временем. Вот и мне довелось это перенять. Еще в школе на уроках музыки нам прививали любовь к Высоцкому, Визбору, Окуджаве. Уже дома я невольно замечал одобрение взрослых — «ведь это классика, это знать надо».
Делая каверы на понравившиеся песни, мы пришли к более современной музыке: Цой, «Чайф», ДДТ, Бутусов, «Агата Кристи», Uma2rman. С этим репертуаром, разбавленным зарубежной классикой вроде Боба Дилана, Джонни Кэша, The Animals, Shocking Blue, Creedence Clearwater Revival и других мы были частыми гостями квартирников.
Делая каверы на понравившиеся песни, мы пришли к более современной музыке: Цой, «Чайф», ДДТ, Бутусов, «Агата Кристи», Uma2rman. С этим репертуаром, разбавленным зарубежной классикой вроде Боба Дилана, Джонни Кэша, The Animals, Shocking Blue, Creedence Clearwater Revival и других мы были частыми гостями квартирников.
В музыке «Перемотки» читается ностальгия и тоска по прошлому. Почему вы выбрали такую философию?
Многие люди считают, что «раньше было лучше». Их нельзя за это осуждать, ведь с годами рецепторы притупляются, слух угасает, а чувства увядают. Прошлое уже произошло, поэтому его легко препарировать и изучать под микроскопом, подчерпывая все лучшее и опуская все плохое. Поэтому людям почти всегда будет нравится переосмысление классики.
Первые выступления «Перемотка» давала на квартирниках, а сейчас вы ездите в туры по России и миру. Вы меняетесь, растете, а что происходит с вашими слушателями — как они меняются?
Слушатели постоянно меняются, но остается неизменным их усредненный портрет. Очень многие благодарят и говорят, что музыка «Перемотки» помогла им выйти из депрессии. Это безумно приятно, когда музыка способна помогать людям на ментальном и даже физическом уровне.
По правде говоря, аудитория как будто молодеет, пока мы сами взрослеем — это очень интересная тенденция. Ранее у нас на концертах зал делился примерно поровну: люди постарше, ровесники и слушатели помладше. Но сейчас идет некий перевес в сторону юного поколения. С публикой буквально происходит «Загадочная история Бенджамина Баттона»: они молодеют, пока мы стареем. Но это даже и хорошо.
По правде говоря, аудитория как будто молодеет, пока мы сами взрослеем — это очень интересная тенденция. Ранее у нас на концертах зал делился примерно поровну: люди постарше, ровесники и слушатели помладше. Но сейчас идет некий перевес в сторону юного поколения. С публикой буквально происходит «Загадочная история Бенджамина Баттона»: они молодеют, пока мы стареем. Но это даже и хорошо.
Екатеринбург — настоящая кладезь музыки. От свердловского рок-клуба до «Сансары», «Курары», «Обе две» и «АлоэВера». Почему так сложилось?
Екатеринбург долгое время был замыкающим тройку важнейших городов России. Сюда стекались творческие люди со всего края в поиске возможностей самовыражения. Благо инструментов для этого в столице Урала всегда было и есть предостаточно. Поэтому здесь и культивируется так много хорошей музыки, по-другому и быть не может.
Ты относишь «Перемотку» к новой волне исполнителей, которая задает настроение местной музыкальной индустрии. Опиши, какая сегодня музыкальная сцена Екатеринбурга? И какое у нее настроение?
Музыкальная сцена Екатеринбурга сегодня разнообразна и динамична. Город продолжает развиваться как культурный центр, привлекающий и местных артистов, и звезд из других регионов. В Екатеринбурге активно проходят концерты, клубные вечеринки, фестивали и другие музыкальные мероприятия.
Настроение сцены можно охарактеризовать как энергичное и креативное. В городе активно развиваются разные жанры, от рок- и поп-музыки до электронной и экспериментальной сцены. Местные музыканты и группы часто экспериментируют с новыми формами и стилями, что придает сцене особую живость и оригинальность.
Еще в Екатеринбурге заметен рост интереса к музыкальным проектам и инициативам, направленным на поддержку и развитие местных талантов. Это создает благоприятную атмосферу для новых идей и сотрудничества между артистами.
Настроение сцены можно охарактеризовать как энергичное и креативное. В городе активно развиваются разные жанры, от рок- и поп-музыки до электронной и экспериментальной сцены. Местные музыканты и группы часто экспериментируют с новыми формами и стилями, что придает сцене особую живость и оригинальность.
Еще в Екатеринбурге заметен рост интереса к музыкальным проектам и инициативам, направленным на поддержку и развитие местных талантов. Это создает благоприятную атмосферу для новых идей и сотрудничества между артистами.
Вы создаете песни не только сами, но и вместе с уральскими группами. Например, у вас есть совместные треки с «внимание брусника!» и «Сова». Почему вам важно коллабиться? Что дают такие инициативы?
Как говорят многие коллеги музыканты вокруг: «Фит — это, прежде всего, коммерческая история». Коллаборации создаются для обмена аудиториями или буста начинающих исполнителей, близких по вайбу. Нельзя отрицать и того, что это еще и глоток свежего воздуха, возможность выйти за рамки, расширить горизонты и поиграть на «чужом поле» или же пригласить на свое «поле».
Начиная с прошлого года вы начали активно выступать за границей и привлекать зарубежных слушателей. Были ли мысли писать песни на иностранном языке?
Такие мысли были в самом начале карьеры, сейчас такого нет. Когда мы только набивали руку в написании песен, то думали дублировать все на английский, чтобы охватить большую аудиторию. Но один классик сказал: «Чтобы сочинять песни на другом языке, кроме родного, нужно уметь на нем думать». Сложно передать смысл и мелодику родного языка, перекладывая его на иностранный лад — это как натягивать сову на глобус. Очень часто зрители остаются недовольны кинотеатральным дубляжом иностранных фильмов, так как теряется очень многое. Исчезает игра слов, шутки, отсылки.
Часто артисты уезжают в более крупные города за большими возможностями. Почему вы продолжаете жить и творить в Екатеринбурге?
Для нас Екатеринбург — большой город, каждый из нас приехал сюда из мест поменьше. Здесь есть все необходимое для комфортной жизни и творчества, достаточно «воздуха», и отсюда можно добраться практически куда угодно. Например, когда нам нужно было делать визу для поездки в Китай, оказалось, что генконсульство находится далеко не везде, но в нашем городе оно, к счастью, оказалось.
Как ты определяешь успех песни? Есть ли внутренние критерии, оторванные от материального мира?
Это происходит на уровне чувств, некой сенсорики. Порой нам с Геной (Гена Волгарев — бас-гитарист «Перемотки» — прим. ред.) кажется, что песня точно должна стать хитом, но ее не замечают. И наоборот, крайне неочевидные произведения, на которые не возлагается больших надежд, внезапно выстреливают и становятся хитами. Бывает очень по-разному — в том числе и когда трек столь хорош, что просто не может не остаться без внимания, и в конечном счете это подтверждается слушателями.
Ты пробовал задействовать в работе и творчестве искусственный интеллект?
Часть наших открыток, которые можно приобрести на концертах, отрисована нейросетью. Но все равно итоговые правки вносит человек. Это интересный эксперимент, но часто все сводится к одним и тем же задачам. В плане написания песен нейросеть может подкинуть интересные идеи, но никак не заменить исполнителя или группу, так как все равно придется редактировать вручную.
Группа «Перемотка» названа в честь одноименного фильма Мишеля Гондри Be Kind Rewind, в котором главные герои похожи на вас. Как часто вы вдохновляетесь кино для создания треков/клипов?
Достаточно часто, ведь при создании произведения без референсов не обойтись. А уже и без того мощные визуальные образы или идеи, которые работают, достаточно просто грамотно «украсть как художник» и адаптировать под свои нужды. Кино — это цельное произведение, так что подсматривая что-то там, всегда нужно делать выжимку, самый сок.
Говорят, ты преданный фанат кино: посмотрел тысячи фильмов и даже коллекционируешь фигурки героев. Есть ли у тебя мечта, связанная с кино?
Раньше у меня была мечта сыграть в кино эпизодическую роль или камео, потом эта мечта плавно переросла в желание снять свой проект или поприсутствовать на съемках кино. В итоге планку пришлось немножко понизить, но я исполнил мечту и не один раз — был на разнообразных съемках. Таскал и расставлял освещение, был массовкой. Приятно прикоснуться к великому, хотя бы через техническую часть.