Публикации

«В кино важен результат, а в театре — процесс»: режиссер Евгений Григорьев — о поиске актеров, новых фильмах и будущем Свердловской киностудии

Екатеринбург погрузился в большой киномарафон. С 2 по 7 августа в городе в третий раз проходит фестиваль «Одна шестая». Редакция Чойса встретилась с президентом кинофестиваля — директором по развитию Свердловской киностудии и режиссером Евгением Григорьевым. Узнали, удастся ли искусственному интеллекту заменить сценаристов, какие фильмы ждать от уральского продакшена и почему Екатеринбург — город кинолокаций.

Почему свой путь в кино вы начали именно с документалистики?

Я учился на факультете журналистики и работал в пресс-центре фестиваля документального кино «Россия». Там со мной произошел очень понятный случай, который происходит со всеми, кто приходит смотреть неигровое кино. На фестивале я увидел короткометражку нашего гениального мастера Андрея Анчугова «Валун» — это современная интерпретация мифа о Сизифе. Герои фильма — уральские садоводы-любители. Картина длилась 8 минут 30 секунд, а истерика в зале продолжалась в два раза дольше. Я тогда понял, что в журналистике такого никогда не получу.

После этого фильма я понял, чем хочу заниматься дальше. В старом корпусе киностудии я записал автобиографию для поступления во ВГИК. Долго сомневался, на какой факультет податься. Я вышел в коридор и встретил Владимира Михайловича Ярмошенко (режиссер-документалист — Прим. ред.). Спросил у него, куда поступать: на игровое или неигровое? Он говорит: «Ты совсем дурак? Из неигрового кино в игровое путь есть, а обратно нет». И мы с ним вспомнили режиссеров Кшиштофа Кесьлевского, Романа Полански, Сережу Лозницу. После журфака очень логично было перейти в документалистику — хотя это самый сложный вид кинематографа.

В одном из интервью вы признались, что любите снимать людей, которые что-то делают, «претерпевают и вопреки всему пытаются интересно жить на благо общества». Какой из таких героев больше других запал в душу?

Я двадцать с лишним лет этим занимаюсь, мне сложно ответить на этот вопрос. Но понятно, что самый первый герой — самый запоминающийся. У меня таким стал Леха из дока «Леха online». Сейчас я в абсолютном восхищении от работы с Ромой Зверем. Мы делаем большую картину «Звери внутри», и это очень интересно. Рома выступает не только как герой, но и соавтор. Надеюсь, что поздней осенью закончим.

Это кино про то, как сохранить себя после успеха и жить интересно, когда уже многого достиг. И про то, какие подарки нам делает судьба, не всегда приятные. Кино будет о философии творчества и почему «Звери» такая мощная группа.

Мне очень нравятся все герои «Хроник» — это фильм про моих коллег-режиссеров, которые пережили распад Союза и жуткие девяностые, но остались в профессии. И это, конечно, тоже для меня очень важная картина. Сейчас она в работе.

Интересные герои в картине «Дедлайн» — это сериал и фильм про людей третьего возраста, которые работают в модельном бизнесе. Музыку к этому проекту писал Роман Витальевич (Рома Зверь — Прим. ред.).

Какие еще темы хотелось бы раскрыть в документальном или, может быть, в игровом кино?

У меня сейчас столько всего происходит, я даже рефлексировать не успеваю. Скоро буду снимать семейную жанровую комедию «Сын мой» с Юлией Снигирь и Пашей Деревянко.

Понравилось работать с Пашей?

(Евгений Григорьев снял Павла Деревянко в нескольких своих проектах — «Подельники», «Сломя голову»)

Очень. Мне вообще, честно говоря, везет с артистами. Паша Деревянко, Юра Борисов, Лиза Янковская, Надя Михалкова, Игорь Корешков — это классные артисты, большие профессионалы. С ними интересно. Если у тебя нет хорошего артиста, в игровом кино скучно. Сидишь, стареешь перед монитором. Классные артисты умеют то, что чему никогда не научишься ты. Это вдохновляет.

Тогда про актеров. Как с этим обстоят дела в Свердловской области, в Екатеринбурге? Есть хорошие актеры или все разъехались?

В Екатеринбурге, Свердловской области и вообще на Урале потенциал огромный. Дело в том, что Екатеринбург — третий город по количеству театров в стране. Но существование на театральных подмостках и существование в кинокадре — это очень разные вещи. Поэтому актерская лаборатория, которая у нас проходит в рамках фестиваля «Одна шестая», занимается тем, чтобы этих артистов привести, дать им скиллы, чтобы они могли существовать в кинокадре.

Этому не учат театральных?

Думаю, нет. В дипломе написано, конечно, «артист театра и кино», но слово «кино», мне кажется, очень формально там. Потому что кино — это практика. В нем важен результат, а в театре — процесс. Человек выходит на сцену и играет в образе два часа без остановки. Сегодня сыграл лучше, завтра хуже. А в кино ты раз за разом вживаешься в образ и должен работать одинаково хорошо на протяжении большого количества времени. То есть по-другому чуть аппарат работает. Поэтому я уверен, что артисты классные есть. И несколько артистов, даже молодых, я нашел. Все знают «Ералаша», Ярика Могильникова, из «Слово пацана». Впервые он вышел в кадр для нашего фильма «Подельники».

Кроме актерской мастерской фестиваля какие еще проекты нацелены на поиск новых кадров для киноиндустрии?

Мы очень системно подходим к этой работе. У нас на студии есть «Школа кино», которая растит второй состав. Например, когда мы работали над «Сломя голову», у нас на площадке было 26 человек из «Школы». За 2023 год киностудию посетило с экскурсиями 50 тысяч человек. Это много. Всей команде киностудии можно просто в пояс кланяться. Мы стараемся. Фестиваль «Одна шестая» тоже этому способствует. В прошлом году его посетили девять тысяч человек, в этом году гораздо больше.

Чем фестиваль этого года будет отличаться от прошлых?

Программой. За отбор картин отвечали программный директор Егор Москвитин (игровое кино) и киновед Мария Готлиб (документальное кино). Особенно радует, что в спецпоказах у нас появилась категория «Фильм о фильме». На экране покажут, почему, зачем и как страдают художники для того, чтобы зритель два часа провел счастливо в кинотеатре. Не всегда случается магия кино, но видно, как все честно работают и пытаются удивить мир.

«Подельники» — классный красивый фильм, который снимали в Пермском крае. Какие еще места в Свердловской области настолько кинематографичны, где хотелось бы поснимать?

Я в свое время прошел ногами всю Свердловскую область, когда работал в программе «Уральское Времечко». Здесь можно найти все, что хочешь. В самом Екатеринбурге потрясающее сочетание фактур: вот здесь деревянное зодчество, позади — «Норман Фостер» и рядом еще что-то фактурное строится. Нижний Тагил прекрасен, Пышма. У нас очень большой и разнообразный регион.

Каким вы видите Свердловскую киностудию через пять-десять лет?

У нас есть строгая концепция — мы строим «завод», где должна быть элементная база кинематографа, инфраструктура: съемочные павильоны и оборудование. Я вижу студию, которая будет выпускать пять-шесть картин в год. Нужны очень простые вещи: автомобиль, чтобы можно было сесть и поехать снимать, серверная, где материал хранится, уютная монтажная комната, творческое пространство.

Какой зритель на Урале? Что он хочет смотреть?

Такой же, как везде. Мы не в том ищем нашу идентичность. Ее нужно искать в историях, которые нас волнуют, в каких-то поступках. Что волнует режиссеров? Да черт знает. Люди такие разные. Мы все живем в одной стране, на одной планете. Фестиваль «Одна шестая» как раз об этом. О том, что очень часто парня из Таиланда волнует примерно то же самое, что парня из Усьвы.

Какие картины уральского производства мы скоро увидим?

«Сломя голову» — трагикомедия, первый игровой фильм Свердловской киностудии после перезапуска. Главный герой картины — преподаватель античной литературы, который становится случайным свидетелем ограбления банка. Случайная встреча запустит целую цепочку внезапных, трагикомичных и странных событий, благодаря которым герой узнает про себя намного больше и познакомится со своим темным «я».

«Длительные свидания» — очень тонкая такая картина, глубокая при этом. По сюжету много лет отец Александр живет обычную земную жизнь, но всё меняется, когда в городском храме случается пожар. В поджоге обвиняют юную глухонемую девушку Варю, не способную за себя постоять. Отец Александр решается помочь девушке и создает вокруг Вари жизнь, которой у нее никогда не было.

«Втроем» — романтическая комедия и роуд-муви. Про то, как девушка, которая не верит в то, что ее можно полюбить, едет через весь Пермский край с парнем, который ее любит. В конце концов ей придется поверить в любовь. Это картина про родных людей.

«Цинга» — мистический триллер. 1991 год, рухнула большая страна. Русская православная церковь получила возможность миссионерской деятельности, в том числе и на северной территории. Молодой послушник едет в дальнее стойбище, чтобы крестить племя оленеводов. Но он еще не догадывается, что ждет его за «краем земли». В проекте принимает участие Никита Ефремов.

Последний фильм, который сильно впечатлил?

Это был фильм «Last Wipe», автор сценария — ChatGPT. Посмотри, интересно.
Люди