Публикации

Драматург Маша Конторович: «На хорошем спектакле должно торкать. В это время понимаешь, что тебя что-то изнутри переворачивает»

Перед вами рубрика «Блиц», в которой люди из разных сфер отвечают на простые и нетривиальные вопросы о своем деле. Вместо полотна страниц сложного интервью — лаконичный формат блица.

Каждый день мы будем публиковать ответы интересных горожан. Одна неделя — одна сфера.
Драматург и руководитель театральной платформы «В Центре» Маша Конторович — о том, как провела детство за кулисами театра, на какие три спектакля в Екатеринбурге нужно сходить каждому и что самое вкусное в театральном буфете.

Расскажите о себе и своем театре.

Я — Машка, у меня четыре кошки. Я люблю всякое старье собирать дома и беситься. Песни еще люблю сочинять. Мой театр — это место, где голос каждого будет услышан. Это то пространство, где ты не ощущаешь себя одиноким, где понимаешь, что есть еще люди, которые думают и чувствуют так, как ты. Это та штука, после которой выходишь и получаешь 15 минут совершенно иной жизни, абсолютно нового взгляда на все.

Чем вы особенно гордитесь в своей работе?

Как-то раз на одной из лабораторий, где я была драматургом-педагогом, у меня была девочка из детского дома. Она написала в пьесе историю своей жизни. Как всегда, на лабораторию дежурно приехало телевидение, где каждый из детей рассказывал про свои пьесы, девочка рассказала про свою. И ровно через год, на следующую лабораторию она пришла уже со своей новой мамой. Ее новая мама увидела девочку по телевизору и сразу поняла, что это ее будущая дочь. Вообще на лабораториях для подростков всегда творятся чудеса. Я их обожаю.

Вы помните ваше первое знакомство с театром? Как это было?

Мое саааамое первое знакомство не помню. Мой папа учился на актера, а я была первым ребенком на курсе. Поэтому я всегда торчала за кулисами, а в каком-то спектакле меня мелкую вытаскивали на сцену. Первое осознанное знакомство случилось, когда мне было 15 лет. Подруги позвали меня в «Коляда-театр» на «Амиго». Я помню, какое сокрушительное впечатление произвел этот спектакль на меня. Я сидела в фойе избушки в антракте абсолютно оглушенная, а в голове была только одна мысль: «я хочу тут работать».

Чтобы работать в театре — актером, режиссером, сценаристом, художником — обязательно ли иметь профессиональное образование или достаточно обладать талантом?

Я знаю случаи, когда в театре работают люди без профильного образования, и у них все получается очень круто. Но это скорее исключения. Я считаю, что на одном таланте можно выехать лет до 25, а потом уже необходимо показывать мастерство.

Правда ли, что именно актерская среда — самая конкурентная? Почему?

Во время поступления в институт, наверное, так оно и есть. Но среди людей моего возраста конкурентная среда выше в IT. А актерская среда — одна из самых конкурентных, потому что многим хочется быть в лучах славы, многим хочется показать себя миру, а в театре это все работает немного не так. В театре надо расковырять свои болячки и показать их зрителям, а это может далеко не каждый.

Расскажите про последний спектакль, который произвел на вас особое впечатление.

Спектакль «Книга царя Давида» театра «Гешер» (Тель-Авив, Израиль). Спектакль не новый, но я его смотрела не так давно. Он на меня произвел большое впечатление. Это спектакль, который противопоставляет миф и реальность. Авторы спектакля пытаются разобраться, что в итоге лучше: красивый миф, который сподвигнет многие поколения на подвиги и лучшую жизнь, или правдивая реальность, которая будет честной, но будет ли она полезна другим поколениям в таком виде? Очень интересный спектакль и очень жаль, что сейчас он не идет в репертуаре театра.

Топ-3 спектакля в Екатеринбурге, на которые стоит сходить каждому.

«Циники» Театральной платформы «В Центре»

«Гамлет» Коляда-театра

«Мороз» Театра драмы

Самое вкусное из театрального буфета — это… ?

Я обожаю эклеры и бутерброды с колбасой. Но в театре почему-то всегда беру вино и бутерброд с красной рыбой.

С кем из знаменитостей в театральной среде вы бы хотели посотрудничать?

Рои Хен. Один из лучших драматургов современности, я считаю. Потрясающий автор.

На каком спектакле вы плакали? На каком — смеялись?

Если спектакль хороший, то я на нем и посмеюсь и поплачу, а если не очень — посплю и пострадаю.

Расскажите про свой самый необычный театральный опыт.

Когда в Доме актера читали мою пьесу «Пол это лава, а Маша шалава». На читку пришла мама, хотя я ей сразу сказала, что пусть пеняет на себя. После читки она ушла красная как помидор, не разговаривала со мной несколько дней, а первая ее фраза после долгого молчания была: «Следующее, что ты напишешь, будет сценарий к порнофильму». Но такой сценарий я так еще и не написала…

Как понять, что спектакль хороший?

Должно торкать. Вот просто во время спектакля вдруг понимаешь, что тебя что-то изнутри переворачивает. Ну и, когда выходишь, 15 минут мир выглядит совсем иначе, не так, как всегда. Ты замечаешь, как по-особенному падают листья, как испаряется вода с фонарей, вдруг, замечаешь, как именно ты делаешь шаг…

Какая миссия у театра?

У каждого театра своя миссия. У моего — голос каждого будет услышан.

Можно ли научиться ходить в театр? С чего начинать знакомство во взрослом возрасте?

Я обычно предлагаю начать знакомство с каких-то комедий или простых мелодраматических историй. Человек привыкает к такому существованию артистов и дальше может окунаться в мир чего-то более экспериментального. Но бывает такое, что зритель идет в театр именно за чем-то супер необычным, чтобы ему мозг взорвало. Так что тут все зависит от человека. Главное, расслабиться и ни за что не переживать, а просто смотреть спектакль.

Какую мировую постановку мечтаете увидеть?

Не знаю. Все хочу посмотреть, чего не видала! У меня нет таких списков, что хочу посмотреть. Я не из тех людей, которые умеют планировать.

Театр — это…?

То место, в котором иногда можно словить ощущение детства, когда все дома были живы.

Почему в театрах служат, а не работают?

Это надо спросить у тех, кто служит. Я в театре получаю удовольствие и просто существую.
Люди