В середине декабря из-за сильного шторма в Керченском проливе потерпели крушение два танкера с девятью тоннами мазута. Около половины нефтепродуктов оказалась в Черном море и растеклись на десятки квадратных километров.
С момента катастрофы прошло больше месяца — на побережье Краснодарского края до сих пор выходят волонтеры, которые вычищают пляжи и спасают пострадавших животных.
Среди неравнодушных оказалась PR-специалист и экоактивистка из Екатеринбурга Анна Грузина, которая помогала спасать пострадавших птиц. Девушка рассказала Чойсу, почему поехала добровольцем в Анапу, как устроены дни волонтеров, и сколько природе нужно будет времени, чтобы оправиться от последствий катастрофы.
С момента катастрофы прошло больше месяца — на побережье Краснодарского края до сих пор выходят волонтеры, которые вычищают пляжи и спасают пострадавших животных.
Среди неравнодушных оказалась PR-специалист и экоактивистка из Екатеринбурга Анна Грузина, которая помогала спасать пострадавших птиц. Девушка рассказала Чойсу, почему поехала добровольцем в Анапу, как устроены дни волонтеров, и сколько природе нужно будет времени, чтобы оправиться от последствий катастрофы.

Всегда знаешь, что тебе помогут
Я работаю в компании экологизации городской среды и бизнеса «Умная переработка». Вместе с подругой мы в качестве волонтеров четыре дня провели в Анапе и в селе Витязево Краснодарского края — спасали птиц и помогали вычищать от мазута побережье Черного моря.
Решили поехать на волонтерские работы, потому что всегда были эко-подкованными: сортируем вторсырье и сдаем его на переработку, заботимся о состоянии нашей планеты, и не смогли остаться в стороне от катастрофы.
Решили поехать на волонтерские работы, потому что всегда были эко-подкованными: сортируем вторсырье и сдаем его на переработку, заботимся о состоянии нашей планеты, и не смогли остаться в стороне от катастрофы.



Мы сняли квартиру недалеко от главного штаба в Витязево, где выдают экипировку и работают с пострадавшими птицами: регистрируют, ухаживают до тех пор, пока пернатые не восстановятся. Главная наша задача как волонтеров была отмывать птиц от мазута, потому что со слипшимися перьями они не смогут летать и добывать пищу и с высокой долей вероятности могут погибнуть.


Спасать птиц и чистить пляжи: как устроен день волонтера
В течение дня мы следили за чатами, где волонтеры, жители Анапы, Витязево или другого населенного пункта замечали птиц на побережье. Если были такие срочные точки неподалеку, мы сначала ехали в первую очередь туда, чтобы как можно скорее поймать пернатого, отвезти на мойку и на дальнейшую реабилитацию. Если нет, мы выбирали зоны, где больше всего мазута и птиц. Мы направлялись туда, мониторили берег и старались ловить птиц.
К сожалению, получалось не с первого раза, потому что птицы пугаются. Одну птицу можно было ловить полтора часа. Когда получалось поймать, то мы ее срочно отвозили в один из штабов, где записывали для статистики: какой вид, где был найден, как долго с нами ехала. Мы возвращались обратно на берег и продолжали работать. Работа длилась с 10:00 до 18:00.
К сожалению, получалось не с первого раза, потому что птицы пугаются. Одну птицу можно было ловить полтора часа. Когда получалось поймать, то мы ее срочно отвозили в один из штабов, где записывали для статистики: какой вид, где был найден, как долго с нами ехала. Мы возвращались обратно на берег и продолжали работать. Работа длилась с 10:00 до 18:00.



Во время нашего нахождения на побережье вели переговоры по поводу того, чтобы продлевать работы на ночь. В темное время птицы чувствуют себя комфортнее: людей меньше, техника стоит на месте. Так пернатых ловить удобнее.
С уборкой мазута аналогично. Сначала ехали в главный штаб, получали все оборудование и все, что необходимо. Можно было скооперироваться с группой и вместе поехать на определенную зону или самим ехать на побережье и искать волонтеров для объединения сил. Мы присоединялись к группе, которая занималась уборкой — просили лопаты и мешки. Также в штабах были люди, которые занимаются просеиванием песка с помощью большого сито. В дальнейшем за этими мешками приезжала техника, тракторы, экскаваторы, которые увозили все на полигон.
С уборкой мазута аналогично. Сначала ехали в главный штаб, получали все оборудование и все, что необходимо. Можно было скооперироваться с группой и вместе поехать на определенную зону или самим ехать на побережье и искать волонтеров для объединения сил. Мы присоединялись к группе, которая занималась уборкой — просили лопаты и мешки. Также в штабах были люди, которые занимаются просеиванием песка с помощью большого сито. В дальнейшем за этими мешками приезжала техника, тракторы, экскаваторы, которые увозили все на полигон.


Тронуло понимание того, что именно ты помог многим животным выжить
Была сложная моральная составляющая, поскольку во время ловли птиц приходилось видеть трупы. Но мы разговаривали с ребятами, которые работали до нас или на других точках и поймали около 120 птичек, но всего 5−7 из них были живые. Самое сложное в нашей работе — идти по берегу и видеть огромное количество погибших медуз и ракушек, в которых когда-то была жизнью.
Но есть и чувство, которое подталкивает к еще более активной работе — понимание того, что именно ты уже помог и еще поможешь многим животным выжить.
Но есть и чувство, которое подталкивает к еще более активной работе — понимание того, что именно ты уже помог и еще поможешь многим животным выжить.


Непонятен масштаб того, насколько запачкано дно моря
Контакт с мазутом опасен для человека. Поэтому волонтерам каждый день выдавали экипировку, обувь, маски, респираторы. В первый день, когда мы вышли на побережье, сильно ощущался запах мазута, долго находиться в таких условиях нельзя. Поэтому периодически мы уезжали в штаб, чтобы поесть и отдышаться.
Во время работы использовали респираторы с высоким уровнем защиты — его легко надевать даже в машине во время поездки. Но в целом ты всегда знаешь, что коллеги всегда тебе помогут, если вдруг плохо себя чувствуешь — во всех штабах есть пункты, где можно попросить лекарства или медицинскую помощь. Но были случаи, когда коллеги, которые были менее аккуратными, получали ожоги от мазута.
Во время работы использовали респираторы с высоким уровнем защиты — его легко надевать даже в машине во время поездки. Но в целом ты всегда знаешь, что коллеги всегда тебе помогут, если вдруг плохо себя чувствуешь — во всех штабах есть пункты, где можно попросить лекарства или медицинскую помощь. Но были случаи, когда коллеги, которые были менее аккуратными, получали ожоги от мазута.



Мы видели в первые дни, когда начался шторм, что весь берег был в пятнах. Проблема в том, что когда шторма нет, мазут не выходит на берег, но остается на дне моря. Это приводит к тому, что много растительности, живых организмов (ракушек или медуз) выбрасываются на берег и умирают. Представитель проекта «Земля касается каждого» рассказал, что недалеко от места, где мы находились, было мазутное пятно размером 30 квадратных километров. Под ним, скорее всего, не осталось ничего живого.



Ещё страшнее здесь будет, когда начнет теплеть, и все пары пойдут в воздух — это опасно интоксикацией. Плюсом все, что осталось на дне моря, будет всплывать. Поэтому очень сомневаюсь, стоит ли выбирать Краснодарский край местом отдыха в ближайшие несколько лет — лично я бы не рисковала.
В целом непонятен масштаб того, насколько запачкано дно моря — сейчас это трудно оценивать. Мы беседовали с коллегами, волонтерами, экологами, и пока они не делают окончательных выводов. Но все в среднем дают от 10−15 лет восстановления. И то, если никакие условия не поменяются.
В целом непонятен масштаб того, насколько запачкано дно моря — сейчас это трудно оценивать. Мы беседовали с коллегами, волонтерами, экологами, и пока они не делают окончательных выводов. Но все в среднем дают от 10−15 лет восстановления. И то, если никакие условия не поменяются.


