Добрые, теплые истории, человеческие судьбы, проблемы взросления и поиска пути — уральский режиссер Иван Соснин снимает кино, после которого снова хочется верить в людей. В фильмографии Вани до недавнего момента были только короткометражные фильмы и рекламные ролики. В 2022 году вышел первый полнометражный фильм «Далекие близкие», а в этом году — первый сериал «Юг», к выходу готовятся еще несколько новых проектов.
Чойс попытался разобраться, в чем феномен уральского парня, который учился на металлурга, а в итоге стал режиссером кино, почему его фильмы советуешь друзьям и хочется пересматривать самому. Нужно ли режиссеру профессиональное образование, что такое «уральское кино», как привезти из путешествия фильм — обо всем поговорили в интервью.
Чойс попытался разобраться, в чем феномен уральского парня, который учился на металлурга, а в итоге стал режиссером кино, почему его фильмы советуешь друзьям и хочется пересматривать самому. Нужно ли режиссеру профессиональное образование, что такое «уральское кино», как привезти из путешествия фильм — обо всем поговорили в интервью.
Справка
Иван Соснин
33 года
Сценарист, режиссер и директор компании Red Pepper Film
Родился в Кировграде, с 12 и до 18 лет жил в Невьянске
Фильмография включает более 15 короткометражных фильмов (большая часть вошли в альманахи «Иваново счастье», «Иваново счастье. Новые истории») и два полнометражных фильма: «Далекие близкие», «Пришелец»
Как выбираешь темы для своих фильмов? Есть ли «знаки», когда «вот оно то самое» — надо снимать?
Я как любой режиссер, сценарист выбираю темы исходя из того, что меня волнует в данный период времени, с чем связаны мои переживания. Бывает приходит в голову идея, и я не могу о ней забыть, постоянно думаю. Тогда стараюсь сформулировать синопсис, сделать краткое описание и даю почитать близким друзьям, Яне — своей жене и продюсеру.
Дальше смотрю обратную связь. Бывает, что даже синопсис вызывает яркие эмоции, тогда понятно, что нужно браться за этот проект: расписывать и снимать. Такого момента, что я один вдруг решил и поехал снимать — нет. С момента идеи и до съемки проходит много времени: надо расписать идею, найти финансирование. Многие мои проекты, про которые я могу сказать «это то самое», не получили поддержки и финансирования. Одного моего желания иногда мало.
Дальше смотрю обратную связь. Бывает, что даже синопсис вызывает яркие эмоции, тогда понятно, что нужно браться за этот проект: расписывать и снимать. Такого момента, что я один вдруг решил и поехал снимать — нет. С момента идеи и до съемки проходит много времени: надо расписать идею, найти финансирование. Многие мои проекты, про которые я могу сказать «это то самое», не получили поддержки и финансирования. Одного моего желания иногда мало.
Как справляешься с творческими блоками, отсутствием идей?
К счастью, у меня такого не бывает. С идеями проблем нет. У меня большое количество синопсисов, которые ждут своего часа. Это 10−15 историй, которые бы я хотел реализовать, но не хватает времени и финансирования на данный момент.
Какие темы нравится исследовать в своих фильмах?
Вся моя фильмография посвящена вопросам семейных отношений, конфликту отцов и детей. Надо мной уже начали подшучивать, что я хожу вокруг одной темы. Но мне интересно это исследовать, это базовые вещи, про которые можно рассказывать бесконечно. Мне это нравится. Последнее время начали привлекать еще и фантастические истории, мне всегда были интересны истории про НЛО, внеземные цивилизации.
Как задействуешь в своей работе искусственный интеллект?
Раньше не пользовались этим совсем. Сейчас работаем над полнометражным фильмом «Легенды наших предков», и нам нужно было нарисовать мифических персонажей на основе легенд и мифов, разработать костюмы — в этом нам как раз помог искусственный интеллект. Мы получили кучу разных вариантов, выбрали лучшие, доработали, в итоге получили классный персонажей, которые снимаются в главных ролях у нас в фильме. В следующем году можно будет увидеть на экране.
Какие уральские (и не только) легенды послужили толчком к созданию этого проекта?
Меня вдохновляют не легенды и мифы, а территории и различные географические объекты: озера, горы, пещеры и так далее. Обычно, когда я путешествую, смотрю территорию, изучаю быт людей, которые там живут. Появляется желания рассказать и показать эти локации, людей.
Я, например, был на Дальнем Востоке, острове Русском, Байкале, острове Ольхон. Смотрел на жизнь людей, природу, которая их окружает и понял, что здесь классно было бы снять кино. И дальше уже появляются какие-то истории, концепты. То есть меня скорее вдохновляет география и локации. А дальше уже я вдохновляюсь людьми, которые там живут, их профессиями и пишу сценарии и истории про них.
Я, например, был на Дальнем Востоке, острове Русском, Байкале, острове Ольхон. Смотрел на жизнь людей, природу, которая их окружает и понял, что здесь классно было бы снять кино. И дальше уже появляются какие-то истории, концепты. То есть меня скорее вдохновляет география и локации. А дальше уже я вдохновляюсь людьми, которые там живут, их профессиями и пишу сценарии и истории про них.
Какой из твоих героев наиболее похож на тебя?
Сложно сказать. Все герои, которых я придумываю, они так или иначе похожи на меня. Соня из фильма «Интервью», которая идет искать отца, Миша из фильма «Далекие близкие» — про меня. Ярик Могильников — главный герой сериала «Юг» тоже во многом похож на меня в детстве. Все мои герои похожи на меня — кто-то больше, кто-то меньше.
Про какое исторического событие, связанное с Уралом, хотелось бы снять фильм?
Меня привлекает производственная фактура: заводы, комбинаты, различные градообразующие предприятия. Мне очень нравится вот эта индустриальная история. Это действительно отличительная черта Урала. У нас очень много заводов и людей, которые там работают. И ведь у каждого своя судьба. Мне интересно исследовать, как домашний быт соседствует с такой тяжелой, суровой работой.
Я просто сам на металлурга учился, ездил на практику на заводы, видел, как все это работает, как течет расплавленный металл, как делают трубы, как работают прокатные станки. Это все впечатляет. Масштабно и сурово. Вот такая фактура меня привлекает на Урале. Мне кажется, можно снять картину про работника завода. А что это будет за история, не знаю пока.
Я просто сам на металлурга учился, ездил на практику на заводы, видел, как все это работает, как течет расплавленный металл, как делают трубы, как работают прокатные станки. Это все впечатляет. Масштабно и сурово. Вот такая фактура меня привлекает на Урале. Мне кажется, можно снять картину про работника завода. А что это будет за история, не знаю пока.
Какой сюжет хотелось бы снять в Невьянске?
Что-то историческое, про Демидовых, про Невьянскую башню я бы снимать не хотел. Мне все-таки интереснее снимать то, что происходит сегодня, вокруг нас, нежели про историю. А все-таки Невьянск больше про историю.
Но Невьянск может быть местом, в котором проживает главный герой моего фильма, например. Сейчас мы снимаем «Легенды наших предков», герои путешествуют по Уралу и заезжают в Невьянск — город можно будет увидеть в фильме.
Но Невьянск может быть местом, в котором проживает главный герой моего фильма, например. Сейчас мы снимаем «Легенды наших предков», герои путешествуют по Уралу и заезжают в Невьянск — город можно будет увидеть в фильме.
Какие классические фильмы важно посмотреть каждому кинематографисту? Какие еще советы дал бы своим будущим коллегам?
Я не так хорошо знаю классику кино, как хотелось бы. Я воспитан на зрительской классике советского кино. Это «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие фильмы, которые показывали по телевизору в моем детстве. Эти фильмы крутые и очень классные.
У меня единственный совет — нужно просто снимать. Пробовать и ошибаться, получать опыт и приходить к нужному результату. Сейчас доступны все камеры, телефоны — все, что угодно можно снимать. Можно снимать фильм, не выходя из дома — во дворе, на даче, где угодно. Нужно просто начать — писать сценарий, снимать, монтировать, показывать, потом снова снимать и с каждой следующей зарисовкой будет получаться лучше. В какой-то момент получится сделать что-то неплохое.
У меня единственный совет — нужно просто снимать. Пробовать и ошибаться, получать опыт и приходить к нужному результату. Сейчас доступны все камеры, телефоны — все, что угодно можно снимать. Можно снимать фильм, не выходя из дома — во дворе, на даче, где угодно. Нужно просто начать — писать сценарий, снимать, монтировать, показывать, потом снова снимать и с каждой следующей зарисовкой будет получаться лучше. В какой-то момент получится сделать что-то неплохое.
Многие творческие спецы говорят о том, что профильное образование не нужно, а иногда чаще сковывает и мешает творить. Как ты думаешь, режиссеру нужно получать специальную вышку?
Профильное образование никогда не помешает. Это классно, если оно есть. Оно дает базу, фундамент, на который можно опираться, но оно необязательно. Я сам без профильного образования, и знаю много других режиссеров, которые без специального образования, но достигают больших высот.
Не нужно надеяться, что профильное образование сделает тебя режиссером. Нужно делать что-то еще помимо этого: практиковаться, иметь желание снимать, ходить на лекции, заниматься самообразованием, пробовать что-то снимать самостоятельно. Режиссером тебя делает желание быть режиссером и практика. Поэтому здесь нужно заходить с разных сторон. И неизвестно, что тебе больше поможет.
Не нужно надеяться, что профильное образование сделает тебя режиссером. Нужно делать что-то еще помимо этого: практиковаться, иметь желание снимать, ходить на лекции, заниматься самообразованием, пробовать что-то снимать самостоятельно. Режиссером тебя делает желание быть режиссером и практика. Поэтому здесь нужно заходить с разных сторон. И неизвестно, что тебе больше поможет.
Какие новые проекты готовишь?
Сейчас как раз у нас идет период съемок полнометражного фильма «Легенды наших предков». Про него можно уже посмотреть, прочитать в интернете. Уже есть фото со съемочной площадки. Главные роли у нас играют Саша Яценко, Антон Кузнецов, Саша Бабаскина, Юрий Колокольников, Николай Коляда. Это главный проект, над который мы сейчас работаем.
Еще в ближайшее время в прокат выходит фильм «Пришелец», который мы доделали в начале этого года. Он участвовал в Московском международном кинофестивале. В прокат «Пришелец» выйдет осенью. Уже сейчас можно посмотреть наш сериал «Юг» на «Окко» и скоро — на «Первом». Его мы снимали весь прошлый год.
Еще в ближайшее время в прокат выходит фильм «Пришелец», который мы доделали в начале этого года. Он участвовал в Московском международном кинофестивале. В прокат «Пришелец» выйдет осенью. Уже сейчас можно посмотреть наш сериал «Юг» на «Окко» и скоро — на «Первом». Его мы снимали весь прошлый год.
Что ты считаешь критерием успеха для современного режиссера?
У каждого — свои критерии. Кто-то, например, гонится за премиями и считает важным выиграть какую-нибудь большую награду. Кто-то гонится за количеством просмотров, количеством зрителей. Я думаю, если взять средний критерий — для меня это будет зрительский успех моих проектов.
Например, «Слова пацана» Жоры Крыжовникова. Естественно, это успех для режиссера. Снять такой проект, который останется в истории, который так или иначе вообще повлияет на культуру нашей страны — все о нем говорят, все слушают музыку из этого проекта, цитируют героев.
Поэтому зрительская любовь для меня — главный критерий успеха.
Например, «Слова пацана» Жоры Крыжовникова. Естественно, это успех для режиссера. Снять такой проект, который останется в истории, который так или иначе вообще повлияет на культуру нашей страны — все о нем говорят, все слушают музыку из этого проекта, цитируют героев.
Поэтому зрительская любовь для меня — главный критерий успеха.
Что такое «уральское кино»?
Для меня уральское кино — это то, которое снималось на Урале. Мне искренне хочется, чтобы в нашем регионе, который я очень люблю, который я считаю очень кинематографичным, красивым, больше снимали фильмов.
Пусть это будут какие угодно режиссеры — уральские, московские, иностранные — но если они будут снимать фильмы в нашем регионе, в нашем городе, то больше зрителей будут узнавать об Урале, приезжать сюда. Больше инвестиций можно будет привлечь для новых съемок. Мне хочется, чтобы «Урала» было как можно больше в кинотеатре, по телевизору и так далее.
Сейчас все в целом идет в лучшую сторону. В последнее время много фильмов снимается на Урале, в Свердловской области, в Перми, в Челябинске. Много проектов. Даже мы сейчас столкнулись с тем, что нам иногда сложно забронировать технику, потому что параллельно в Екатеринбурге и рядом снимается несколько проектов. И это очень здорово.
Не здóрово, конечно, что мало техники и мало специалистов. Думаю, это временно. Надеюсь, что в будущем наш регион ждет большое количество качественных специалистов, большое количество техники и большое количество съемок. Очень этого хотелось бы.
Пусть это будут какие угодно режиссеры — уральские, московские, иностранные — но если они будут снимать фильмы в нашем регионе, в нашем городе, то больше зрителей будут узнавать об Урале, приезжать сюда. Больше инвестиций можно будет привлечь для новых съемок. Мне хочется, чтобы «Урала» было как можно больше в кинотеатре, по телевизору и так далее.
Сейчас все в целом идет в лучшую сторону. В последнее время много фильмов снимается на Урале, в Свердловской области, в Перми, в Челябинске. Много проектов. Даже мы сейчас столкнулись с тем, что нам иногда сложно забронировать технику, потому что параллельно в Екатеринбурге и рядом снимается несколько проектов. И это очень здорово.
Не здóрово, конечно, что мало техники и мало специалистов. Думаю, это временно. Надеюсь, что в будущем наш регион ждет большое количество качественных специалистов, большое количество техники и большое количество съемок. Очень этого хотелось бы.
Любимое игровое кино — «Ла-Ла Ленд»
Любимое документальное кино — The Last Dance
Любимый фильм, снятый на Урале — «Географ глобус пропил»
Любимый актер — Не хочется выделять кого-то одного. У меня много любимых актеров. И многих из тех, кого я люблю, я снимаю. А со многими, кто мне очень нравится, я еще не успел поработать.
Любимое документальное кино — The Last Dance
Любимый фильм, снятый на Урале — «Географ глобус пропил»
Любимый актер — Не хочется выделять кого-то одного. У меня много любимых актеров. И многих из тех, кого я люблю, я снимаю. А со многими, кто мне очень нравится, я еще не успел поработать.