Публикации

Режиссер Иван Соснин — об уральском кино, грандиозных заводах и вечных темах

Добрые, теплые истории, человеческие судьбы, проблемы взросления и#nbsp;поиска пути#nbsp;— уральский режиссер Иван Соснин снимает кино, после которого снова хочется верить в#nbsp;людей. В#nbsp;фильмографии Вани до#nbsp;недавнего момента были только короткометражные фильмы и#nbsp;рекламные ролики. В#nbsp;2022 году вышел первый полнометражный фильм «Далекие близкие», а в этом году — первый сериал «Юг», к#nbsp;выходу готовятся еще несколько новых проектов.

Чойс попытался разобраться, в#nbsp;чем феномен уральского парня, который учился на#nbsp;металлурга, а#nbsp;в#nbsp;итоге стал режиссером кино, почему его фильмы советуешь друзьям и#nbsp;хочется пересматривать самому. Нужно#nbsp;ли режиссеру профессиональное образование, что такое «уральское кино», как привезти из#nbsp;путешествия фильм#nbsp;— обо всем поговорили в#nbsp;интервью.
Справка

Иван Соснин

33 года

Сценарист, режиссер и#nbsp;директор компании Red Pepper Film

Родился в#nbsp;Кировграде, с#nbsp;12 и#nbsp;до#nbsp;18 лет жил в#nbsp;Невьянске

Фильмография включает более 15 короткометражных фильмов (большая часть вошли в#nbsp;альманахи «Иваново счастье», «Иваново счастье. Новые истории») и#nbsp;два полнометражных фильма: «Далекие близкие», «Пришелец»

Как выбираешь темы для своих фильмов? Есть ли «знаки», когда «вот оно то самое» — надо снимать?

Я#nbsp;как любой режиссер, сценарист выбираю темы исходя из#nbsp;того, что меня волнует в#nbsp;данный период времени, с#nbsp;чем связаны мои переживания. Бывает приходит в#nbsp;голову идея, и#nbsp;я#nbsp;не могу о#nbsp;ней забыть, постоянно думаю. Тогда стараюсь сформулировать синопсис, сделать краткое описание и#nbsp;даю почитать близким друзьям, Яне#nbsp;— своей жене и#nbsp;продюсеру.

Дальше смотрю обратную связь. Бывает, что даже синопсис вызывает яркие эмоции, тогда понятно, что нужно браться за#nbsp;этот проект: расписывать и#nbsp;снимать. Такого момента, что я#nbsp;один вдруг решил и#nbsp;поехал снимать#nbsp;— нет. С#nbsp;момента идеи и#nbsp;до#nbsp;съемки проходит много времени: надо расписать идею, найти финансирование. Многие мои проекты, про которые я#nbsp;могу сказать «это то#nbsp;самое», не#nbsp;получили поддержки и#nbsp;финансирования. Одного моего желания иногда мало.

Как справляешься с творческими блоками, отсутствием идей?

К#nbsp;счастью, у#nbsp;меня такого не#nbsp;бывает. С#nbsp;идеями проблем нет. У#nbsp;меня большое количество синопсисов, которые ждут своего часа. Это 10−15 историй, которые#nbsp;бы я#nbsp;хотел реализовать, но#nbsp;не#nbsp;хватает времени и#nbsp;финансирования на#nbsp;данный момент.

Какие темы нравится исследовать в своих фильмах?

Вся моя фильмография посвящена вопросам семейных отношений, конфликту отцов и#nbsp;детей. Надо мной уже начали подшучивать, что я#nbsp;хожу вокруг одной темы. Но#nbsp;мне интересно это исследовать, это базовые вещи, про которые можно рассказывать бесконечно. Мне это нравится. Последнее время начали привлекать еще и#nbsp;фантастические истории, мне всегда были интересны истории про НЛО, внеземные цивилизации.

Как задействуешь в своей работе искусственный интеллект?

Раньше не#nbsp;пользовались этим совсем. Сейчас работаем над полнометражным фильмом «Легенды наших предков», и#nbsp;нам нужно было нарисовать мифических персонажей на#nbsp;основе легенд и#nbsp;мифов, разработать костюмы#nbsp;— в#nbsp;этом нам как раз помог искусственный интеллект. Мы#nbsp;получили кучу разных вариантов, выбрали лучшие, доработали, в#nbsp;итоге получили классный персонажей, которые снимаются в#nbsp;главных ролях у#nbsp;нас в#nbsp;фильме. В#nbsp;следующем году можно будет увидеть на#nbsp;экране.

Какие уральские (и не только) легенды послужили толчком к созданию этого проекта?

Меня вдохновляют не#nbsp;легенды и#nbsp;мифы, а#nbsp;территории и#nbsp;различные географические объекты: озера, горы, пещеры и#nbsp;так далее. Обычно, когда я#nbsp;путешествую, смотрю территорию, изучаю быт людей, которые там живут. Появляется желания рассказать и#nbsp;показать эти локации, людей.

Я, например, был на#nbsp;Дальнем Востоке, острове Русском, Байкале, острове Ольхон. Смотрел на#nbsp;жизнь людей, природу, которая их#nbsp;окружает и#nbsp;понял, что здесь классно было#nbsp;бы снять кино. И#nbsp;дальше уже появляются какие-то истории, концепты. То#nbsp;есть меня скорее вдохновляет география и#nbsp;локации. А#nbsp;дальше уже я#nbsp;вдохновляюсь людьми, которые там живут, их#nbsp;профессиями и#nbsp;пишу сценарии и#nbsp;истории про них.

Какой из твоих героев наиболее похож на тебя?

Сложно сказать. Все герои, которых я#nbsp;придумываю, они так или иначе похожи на#nbsp;меня. Соня из#nbsp;фильма «Интервью», которая идет искать отца, Миша из#nbsp;фильма «Далекие близкие»#nbsp;— про меня. Ярик Могильников#nbsp;— главный герой сериала «Юг» тоже во#nbsp;многом похож на#nbsp;меня в#nbsp;детстве. Все мои герои похожи на#nbsp;меня#nbsp;— кто-то больше, кто-то меньше.

Про какое исторического событие, связанное с Уралом, хотелось бы снять фильм?

Меня привлекает производственная фактура: заводы, комбинаты, различные градообразующие предприятия. Мне очень нравится вот эта индустриальная история. Это действительно отличительная черта Урала. У#nbsp;нас очень много заводов и#nbsp;людей, которые там работают. И#nbsp;ведь у#nbsp;каждого своя судьба. Мне интересно исследовать, как домашний быт соседствует с#nbsp;такой тяжелой, суровой работой.

Я#nbsp;просто сам на#nbsp;металлурга учился, ездил на#nbsp;практику на#nbsp;заводы, видел, как все это работает, как течет расплавленный металл, как делают трубы, как работают прокатные станки. Это все впечатляет. Масштабно и#nbsp;сурово. Вот такая фактура меня привлекает на#nbsp;Урале. Мне кажется, можно снять картину про работника завода. А#nbsp;что это будет за#nbsp;история, не#nbsp;знаю пока.

Какой сюжет хотелось бы снять в Невьянске?

Что-то историческое, про Демидовых, про Невьянскую башню я#nbsp;бы#nbsp;снимать не#nbsp;хотел. Мне все-таки интереснее снимать то, что происходит сегодня, вокруг нас, нежели про историю. А#nbsp;все-таки Невьянск больше про историю.

Но#nbsp;Невьянск может быть местом, в#nbsp;котором проживает главный герой моего фильма, например. Сейчас мы#nbsp;снимаем «Легенды наших предков», герои путешествуют по#nbsp;Уралу и#nbsp;заезжают в#nbsp;Невьянск#nbsp;— город можно будет увидеть в#nbsp;фильме.

Какие классические фильмы важно посмотреть каждому кинематографисту? Какие еще советы дал бы своим будущим коллегам?

Я#nbsp;не#nbsp;так хорошо знаю классику кино, как хотелось#nbsp;бы. Я#nbsp;воспитан на#nbsp;зрительской классике советского кино. Это «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и#nbsp;другие фильмы, которые показывали по#nbsp;телевизору в#nbsp;моем детстве. Эти фильмы крутые и#nbsp;очень классные.

У#nbsp;меня единственный совет#nbsp;— нужно просто снимать. Пробовать и#nbsp;ошибаться, получать опыт и#nbsp;приходить к#nbsp;нужному результату. Сейчас доступны все камеры, телефоны#nbsp;— все, что угодно можно снимать. Можно снимать фильм, не#nbsp;выходя из#nbsp;дома#nbsp;— во#nbsp;дворе, на#nbsp;даче, где угодно. Нужно просто начать#nbsp;— писать сценарий, снимать, монтировать, показывать, потом снова снимать и#nbsp;с#nbsp;каждой следующей зарисовкой будет получаться лучше. В#nbsp;какой-то момент получится сделать что-то неплохое.

Многие творческие спецы говорят о том, что профильное образование не нужно, а иногда чаще сковывает и мешает творить. Как ты думаешь, режиссеру нужно получать специальную вышку?

Профильное образование никогда не#nbsp;помешает. Это классно, если оно есть. Оно дает базу, фундамент, на#nbsp;который можно опираться, но#nbsp;оно необязательно. Я#nbsp;сам без профильного образования, и#nbsp;знаю много других режиссеров, которые без специального образования, но#nbsp;достигают больших высот.

Не#nbsp;нужно надеяться, что профильное образование сделает тебя режиссером. Нужно делать что-то еще помимо этого: практиковаться, иметь желание снимать, ходить на#nbsp;лекции, заниматься самообразованием, пробовать что-то снимать самостоятельно. Режиссером тебя делает желание быть режиссером и#nbsp;практика. Поэтому здесь нужно заходить с#nbsp;разных сторон. И#nbsp;неизвестно, что тебе больше поможет.

Какие новые проекты готовишь?

Сейчас как раз у#nbsp;нас идет период съемок полнометражного фильма «Легенды наших предков». Про него можно уже посмотреть, прочитать в#nbsp;интернете. Уже есть фото со#nbsp;съемочной площадки. Главные роли у#nbsp;нас играют Саша Яценко, Антон Кузнецов, Саша Бабаскина, Юрий Колокольников, Николай Коляда. Это главный проект, над который мы#nbsp;сейчас работаем.

Еще в#nbsp;ближайшее время в#nbsp;прокат выходит фильм «Пришелец», который мы#nbsp;доделали в#nbsp;начале этого года. Он#nbsp;участвовал в#nbsp;Московском международном кинофестивале. В#nbsp;прокат «Пришелец» выйдет осенью. Уже сейчас можно посмотреть наш сериал «Юг» на#nbsp;«Окко» и#nbsp;скоро#nbsp;— на#nbsp;«Первом». Его мы#nbsp;снимали весь прошлый год.

Что ты считаешь критерием успеха для современного режиссера?

У#nbsp;каждого#nbsp;— свои критерии. Кто-то, например, гонится за#nbsp;премиями и#nbsp;считает важным выиграть какую-нибудь большую награду. Кто-то гонится за#nbsp;количеством просмотров, количеством зрителей. Я#nbsp;думаю, если взять средний критерий#nbsp;— для меня это будет зрительский успех моих проектов.

Например, «Слова пацана» Жоры Крыжовникова. Естественно, это успех для режиссера. Снять такой проект, который останется в#nbsp;истории, который так или иначе вообще повлияет на#nbsp;культуру нашей страны#nbsp;— все о#nbsp;нем говорят, все слушают музыку из#nbsp;этого проекта, цитируют героев.

Поэтому зрительская любовь для меня#nbsp;— главный критерий успеха.

Что такое «уральское кино»?

Для меня уральское кино#nbsp;— это то, которое снималось на#nbsp;Урале. Мне искренне хочется, чтобы в#nbsp;нашем регионе, который я#nbsp;очень люблю, который я#nbsp;считаю очень кинематографичным, красивым, больше снимали фильмов.

Пусть это будут какие угодно режиссеры#nbsp;— уральские, московские, иностранные#nbsp;— но#nbsp;если они будут снимать фильмы в#nbsp;нашем регионе, в#nbsp;нашем городе, то#nbsp;больше зрителей будут узнавать об#nbsp;Урале, приезжать сюда. Больше инвестиций можно будет привлечь для новых съемок. Мне хочется, чтобы «Урала» было как можно больше в#nbsp;кинотеатре, по#nbsp;телевизору и#nbsp;так далее.

Сейчас все в#nbsp;целом идет в#nbsp;лучшую сторону. В#nbsp;последнее время много фильмов снимается на#nbsp;Урале, в#nbsp;Свердловской области, в#nbsp;Перми, в#nbsp;Челябинске. Много проектов. Даже мы#nbsp;сейчас столкнулись с#nbsp;тем, что нам иногда сложно забронировать технику, потому что параллельно в#nbsp;Екатеринбурге и#nbsp;рядом снимается несколько проектов. И#nbsp;это очень здорово.

Не#nbsp;здóрово, конечно, что мало техники и#nbsp;мало специалистов. Думаю, это временно. Надеюсь, что в#nbsp;будущем наш регион ждет большое количество качественных специалистов, большое количество техники и#nbsp;большое количество съемок. Очень этого хотелось#nbsp;бы.
Любимое игровое кино#nbsp;— «Ла-Ла Ленд»

Любимое документальное кино#nbsp;— The Last Dance

Любимый фильм, снятый на#nbsp;Урале#nbsp;— «Географ глобус пропил»

Любимый актер#nbsp;— Не#nbsp;хочется выделять кого-то одного. У#nbsp;меня много любимых актеров. И#nbsp;многих из#nbsp;тех, кого я#nbsp;люблю, я#nbsp;снимаю. А#nbsp;со#nbsp;многими, кто мне очень нравится, я#nbsp;еще не#nbsp;успел поработать.
2024-09-10 11:55 Люди