Публикации

Художница Софья Содерберг: «Мое вдохновение — советская музыка, московские концептуалисты и странное кино»

Перед вами рубрика «Блиц», в которой люди из разных сфер отвечают на простые и нетривиальные вопросы о своем деле. Вместо полотна страниц сложного интервью — лаконичный формат блица.

Каждый день мы будем публиковать ответы интересных горожан. Одна неделя — одна сфера.
Участница Лаборатории молодого художника и портфолио-ревю Уральского филиала Пушкинского музея Софья Содерберг — о том, как создала свой первый социальный арт, почему Скрудж Макдак — это моветон в искусстве, и как правильно знакомиться с современным искусством.

Расскажи о себе.

Меня зовут Софья Содерберг, 22 года. Создаю искусство, которое можно описать, как визуальная поэзия, графичный импрессионизм.

Самое яркое творческое потрясение?

Испытала его в поселке моей бабушки. Там была гора и свалка, и каждый раз, когда я там проходила, гора становилась все меньше, осыпалась и с ней же падали деревья, а свалка все увеличивалась. Тогда я сделала свой первый объект под названием «Полина», человечка на стуле, который я собрала из мусора с этого места как аллегорию на то, что Полина проживет дольше горы и дольше каждого из нас.

Что и кто тебя вдохновляет?

Пригов (поэт и художник — прим. ред.), советская музыка, московские концептуалисты, Хармс, странное кино и странные жизненные события.

Над чем сейчас работаешь?

Хочу осмыслить материалы, которые мы использовали в рамках обучения в университете — сграффито, мозаику и витраж. И использовать их в создании уже не академических работ, а в области современного искусства.

Лучший современный художник в мире прямо сейчас?

Марина Абрамович.

Профессиональная, творческая мечта?

Обеспечивать себя искусством. Чтобы покупали картины.

Если бы была машина времени, в какую эпоху ты перенеслась, чтобы творить?

В СССР 60-х — 80-х.

Что ты считаешь моветоном в искусстве?

Флюид-арт, интерьерные картины и все, что выполняет такую сомнительную декоративную функцию. Использование популярных персонажей в духе Скруджа Макдака в работах. Китч.

Как правильно знакомиться с современным искусством? На что стоит обращать внимание, чтобы понять, что хотел сказать автор?

Опыт любого человека индивидуален, тут уже зависит от личных предпочтений. Но если обозначать свое мнение, плавной дорогой вхождения в современное искусство можно назвать изучение искусства в исторической последовательности. Например, начать с постимпрессионизма, потом перейти к авангарду и кубизму, почитать про концептуальные составляющие работ и обращать внимание на композицию, потом можно перейти и к другим направлениям. Чтобы понять, что хотел сказать автор, можно читать его экспликации.

Насколько правдива фраза: «художника может обидеть каждый»? Как ты относишься к критике в свою сторону?

Оскорблять любого человека как-то не очень хорошо вне зависимости от его деятельности. Позиция «аккуратнее выбирать выражения и знать, что твое мнение может не быть актуальным» применима для любой области человеческой коммуникации. Лично мне практические советы и мнения могут быть полезны для реализации и улучшения работ.

Почему какое-то искусство стоит огромных денег, а какое-то — нет?

Из-за своей идейной ценности и актуальности.

Как развиваться современному художнику в России?

Постараться не делать работы на тему политики (желательно).
Фотографии: обложка, 1 — Любовь Кабалинова, 3 — галерея «Виктория», 4 — Marina Abramovic Institute, 2, 5-7 — предоставлены Софьей Содерберг
Люди