Публикации

Художница Ксения Маркелова: «Я не люблю понятие "вдохновение" — я просто знаю, что мне нужно сделать»

Перед вами рубрика «Блиц», в которой люди из разных сфер отвечают на простые и нетривиальные вопросы о своем деле. Вместо полотна страниц сложного интервью — лаконичный формат блица.

Каждый день мы будем публиковать ответы интересных горожан. Одна неделя — одна сфера.
Художница и участница портфолио-ревю Уральского филиала Пушкинского музея Ксения Маркелова — о поиске энергии, мечте создать игровое кино, и коммуникации с самим собой через искусство.

Расскажи о себе.

Я — междисциплинарная художница, работаю в смешанной технике с такими материалами, как ткань, силикон, эпоксидная смола и другие. Концептуально моя практика лежит в поле страха и желания, и их смесей. Раньше в моих работах преобладала эстетика телесного, но сейчас я преодолеваю телесность из-за усталости от антропоцентризма. Я много работаю с феноменом эмпатии, абсурдом, нечеловеческими персонажами. Вообще, я училась на режиссера анимационного кино, делала кукольный стоп-моушн, из моих тканевых марионеток и появились скульптуры и инсталляции. И с недавних пор я осваиваю digital и phygital.

Самое яркое творческое потрясение?

Когда придумала свою технику совмещения ткани и силикона. И когда был скандал из-за моей работы. Далее в блице есть вопрос о критике — так вот это была не она.

Что и кто тебя вдохновляет?

Я все еще не люблю понятие «вдохновение» — обычно я просто знаю, что мне нужно сделать. «Знанием» я это и называю. Знание приходит через внутренние и внешние озарения, которые можно спутать с вдохновением, но это ДРУГОЕ!

Над чем сейчас работаешь?

Сейчас я пытаюсь напитаться хоть какой-то энергией, чтобы воплотить ее в персональной выставке, которой у меня давненько не было. Знаю, о чем она и почему, но в виде цельной инсталляции образ пока не сложился.

Лучший современный художник в мире прямо сейчас?

Лучшими я считаю тех, кто участвует в лучших проектах, биеннале, аукционах и других. Для меня это термин об удачной карьере и «успешном успехе». И это не один человек. Но, на таких я обращаю меньше внимания, чем на иных талантливых артистов, искусство которых заколдовывает, потрясает, умиляет или ужасает, отрывает от реальности или адски усиливает ее.

Профессиональная, творческая мечта?

Мне очень нужно снова снимать кукольную стоп-моушн анимацию, которую я забросила из-за скоростей арт-индустрии. И после этого я хочу заняться игровыми фильмами ужасов. Думаю, годам к 50 сниму кино. Также из-за интереса к цифровому искусству идея создания компьютерной игры кажется мне заманчивой.

Если бы была машина времени, в какую эпоху ты перенеслась, чтобы творить?

Если путешествие во времени неизбежно, то в будущее.

Что ты считаешь моветоном в искусстве?

В искусстве — ничего. В арт-индустрии — всё.

Как правильно знакомиться с современным искусством? На что стоит обращать внимание, чтобы понять, что хотел сказать автор?

На мой взгляд, сначала стоит понять, что ты не просто смотришь на вещь, а оказываешься в коммуникации — причем часто даже не с автором, а с собой и миром вокруг, контекстом. Если все-таки очень нужно понять, что хотел сказать автор, можно прочитать экспликацию.

Чей портрет хотели бы написать? Почему?

По-настоящему хочется писать только портреты кошек. Недавно делала такой в подарок другу.

Насколько правдива фраза: «художника может обидеть каждый»? Как ты относишься к критике в свою сторону?

Каждого может обидеть каждый. Если это действительно настоящая критика, то отношусь спокойно, хотя кольнуть может.

Почему какое-то искусство стоит огромных денег, а какое-то — нет?

Потому что капитализм. И не только. Есть множество факторов: длительность карьеры, участие в знаковых и крупных проектах, уровень медийности, способность к коммуникации, которая помогает в продвижении и так далее.

Как развиваться современному художнику в России?

Уже не знаю. Как получится. Если сухо говорить о механизмах продвижения — это опен-коллы, соцсети и личные знакомства.
Люди