Публикации

Ведущая подкаста «Надо больше хорошего» Диана Кучина: «Подкасты дают больше простора для творчества»

Перед вами рубрика «Блиц», в которой люди из разных сфер отвечают на простые и нетривиальные вопросы о своем деле. Вместо полотна страниц сложного интервью — лаконичный формат блица.

Мы будем публиковать ответы интересных горожан. Одна неделя — одна сфера.
Диана Кучина, ведущая подкаста «Надо больше хорошего», который героиня записывает вместе с изданием It’s My City и подкаст-студией «Послушайте!».

Как ты присоединилась к подкаст-движению?

До «НБХ» я записывала видео и аудиоподкаст «Дизайн городов» от сообщества «Дизайн-код Екатеринбурга» про урбанистику и проблемы городской среды. В съемках участвовали значимые неравнодушные горожане — активисты, креаторы, чиновники. Это дебют, на который вдохновили герои наших выпусков и их незыблемая любовь к Екатеринбургу, деятельность «Дизайн-кода» и его руководителя Паши Омелёхина — благодаря его поддержке и доверию я начала свою подкастерскую карьеру. Когда мы закончили работать над «Дизайном городов», Ваня Рублев — главред It’s My City предложил стать соведущей и автором подкаста «Надо больше хорошего», за что я буду его благодарить до смерти и даже когда окажусь в раю. Работать над подкастом меня вдохновляет внутренний импульс — показать тех, кто в Екатеринбурге делает много для его развития и решения городских проблем, дать им возможность поделиться их опытом с другими регионами.

О чем твой подкаст?

«Надо больше хорошего» — фактически призыв и манифест, автором которого стал наш любимый музыкант Олег Ягодин из «Курары». Кстати, он лично дал нам добро на это название, за что ему огромное спасибо. Наш подкаст для тех, кто устал от вечного думскроллинга, тяжелой новостной повестки. В такие минуты кажется, что все уезжают, ничего хорошего не происходит, как будто бы даже в городе становится хуже.

«НБХ», как следует из названия — о тех, кто еще остается здесь и несмотря ни на что, пытается делать что-то светлое, доброе, вечное и не присоединяется к злу. Это и есть наши маяки и опора. Про них и их работу мы и рассказываем. Это дает силы жить дальше, верить в хорошее, черпать вдохновение, еще больше любить Екатеринбург и… жизнь. Каждый выпуск веду я и по очереди в паре со мной работает Леша Шахов и Миша Вербицкий. А монтирует выпуск Андрей Деркач — он всегда остается за кадром, но во время записи мы постоянно с ним болтаем, как с невидимым героем, без него невозможно представить ни один эфир. А еще без моих вечных извинений за дубли. Прости, Андрей:)

Что нужно, чтобы записать подкаст?

Честно говоря, у меня сработал классический журналистский принцип: не знаешь — найди того, кто знает, и спроси у него. Когда запускали «Дизайн городов» и «НБХ» мне очень помогла Влада Ямщикова — мой хороший друг, главный фанат и амбассадор подкастов, журналистка, ведущая, продюсер и редактор подкастов студии 66.RU. Она щедро делилась рекомендациями, помогала советами на разных этапах, к слову, мы до сих пор периодически обсуждаем выпуски. Сейчас она слушает и «НБХ», периодически врывается в наш с ней чатик кружочками с обратной связью, это очень поддерживает и помогает. Поэтому, правило # 1 — обратиться к наставнику или опытному сфере человеку. Правило # 2 — найти партнера или партнеров, которым ты доверяешь и с которыми можно договариваться, на кого в случае чего — опереться. Вместе базово разработать концепцию — прописать формат, название и слоган, придумать обложку, подумать про аудиторию, понять, кто будут вашими героями и в идеале — с первыми договориться на участие. Найти хорошую студию, где оказывают полный комплекс услуг. Видео и аудиоподкаст «Дизайн городов» мы записывали в студии Talking Heads, а «НБХ» пишем в студии «Послушайте!».

Почему подкасты стали так популярны?

В детстве я мечтала работать на радио и даже грезила о телевидении, но в мою творческую юность были очень жесткие требования к кандидатам. Обязательно грамотная речь и дикция, наличие демо-записей. Я изводила себя тренингами по речи, но до конца так и не научилась говорить безукоризненно и безупречно «чисто», как это декларирует классическое ТВ и радио. К тому же работа на телевидении и радио обусловлена ограничением хронометража, формата, цензуры, здесь работает другая технология работы над материалом. Подкасты же дают больше простора для творчества, снижает порог требований к идеальной речи (но здесь оговорюсь, что все-таки работать над этим нужно продолжать), а в случае телевидения, думаю, иногда играет роль и внешние данные, харизма. Начать заниматься подкастами может каждый прямо у себя дома, и делать свой проект так, как хочется, пробуя разные жанры и форматы, более свободно и раскрепощенно. Как говорится, любой может быть любым.

Чем отличается интервью на радио от подкаста?

«НБХ» изначально задумывался как новостной подкаст, но позже мы расширили его до спецвыпусков, где берем интервью у приглашенных гостей. И эти выпуски тоже «заходят» аудитории. Как уже писала выше, от радио это отличается СВОБОДОЙ, гибкостью в принятии решений, доступностью. Времени, выбора формата, жанра, гостей, идей. Также в подкасте можно перезаписать какую-то мысль и более точно и содержательно ее сформулировать.

Как научиться красиво разговаривать для записи подкастов?

В моем случае после бесконечных попыток себя переделать и переформатировать, я пришла к тому, что прежде, чем работать над внешним, надо работать над внутренним содержанием. Начать с того, что я — это я и я не плохая от того, что, к примеру, у меня не четкая дикция. Поэтому, прежде всего, я работаю над тем, чтобы чувствовать внутри уверенно, разрешить себе проявляться (а это может быть ключом в формировании вашей неповторимой идентичности, как подкастера), меньше стыдиться и позволить себе ошибаться (да, у меня такой большой медийный опыт, но я все еще сомневаюсь в своих навыках). Во-вторых, важно содержание, поэтому я готовлюсь к выпускам и пишу тексты, до записи мы с ребятами регулярно обсуждаем темы, подачу, опять же важно анализировать проделанную работу и планировать ее — тут помогает Ваня Рублев, как редактор и продюсер, а мои соведущие и наш монтажер поддерживают терпением к моим дублям и юмором.

Со временем я стала чувствовать себя раскрепощеннее, хотя бывает по-разному. И вот теперь я потихоньку возвращаюсь к упражнениям по речи. Постепенно, без адской самодолбежки. Например, перед выпуском читаю тексты с пробкой, вслушиваюсь в то, как я интонирую, иногда перед записью делаю артикуляционную разминку. Вероятно, вам об этом не скажут ни на одном курсе, но заниматься речью надо каждый день (и вероятно долго — тут зависит от ваших данных). В свое время я так «купилась» на групповые занятия, которые за восемь раз мне сулили заветную идеальную дикцию, но честно говоря, толку было очень мало. Поэтому рекомендую работать индивидуально с преподавателем и регулярно делать домашнюю работу в виде упражнений. Каждый день или хотя бы через день. Но опять же это мой личный опыт и путь.

Что ты сама слушаешь из подкастов?

Парадоксально, но аудиоподкасты я слушаю очень редко. В дороге, на прогулке или просто находясь дома отдыхаю звуков, речи, людей, общения, войсов, сообщений и не все подкасты я могу воспринимать на слух, возможно, сказывается профдеформация. Если и смотреть подкасты, то желательно видео: мне важно видеть мимику и поведение людей в кадре, я анализирую, как задают вопросы и как на них отвечают, как невербально реагируют и что этим сообщают, думаю, как бы это делала я. Из топов — моя любимая программа «Справиться проще» о ментальном здоровье, кстати, их аудиоподкаст я тоже могу послушать. Обязательно рекомендую еще один подкаст It’s My City «Жить не по лжи», в последнем выпуске был тоже спецэфир с главредом Ваней Рублевым. Иван рассказывает всю внутрянку работы нашего уральского гордого независимого медиа, журналистов. Да, это сложные истории и работа, но это наша с вами жизнь, такая разная.

Коллегам из медийной среды рекомендую подкаст независимого пиарщика Насти Постниковой «От пиара до Урала», в котором я тоже принимала участие в записи. В каждом выпуске Настя говорит с пиарщиками больших известных проектов и брендов. Разговоры получаются открытыми, честными и очень поддерживающими. Потому что работа медийщика — журналиста, пиарщика и других специальностей — считается часто неблагодарной и невидимой. А Настя дает слово тем, кто часто остается за кадром грандиозных проектов.

Как разговорить молчаливого собеседника?

В начале встречи \ записи создать ощущение безопасного пространства и доверия, настроить контакт. Может, стоит поболтать о насущном: новостях или о том, что вас может быть волнует в быту, потом рассказать, как будет проходить запись, чтобы снять тревогу и волнение.

А еще можно провести до эфира созвон или личную встречу, чтобы также обсудить организационные моменты, тезисы для интервью, проговорить содержание, предложить герою поформулировать ответы вместе, может быть набросать их текстом. Можно прямо проговорить то, что смущает собеседника, чтобы также эти страхи отработать и укрепить ваше доверие.

Во время интервью учиться перезадавать одни и те же вопросы в самых разных формулировках; задавать больше уточнений, конкретизируя мысли собеседника; задавать вопросы, которые будут наталкивать на анализ и размышление; апеллировать к чувствам героя и его мнению, предлагать примеры и иллюстрации. Возможно подойдет стратегия, когда приходится слегка провоцировать — например, вы намеренно занимаете другую, контрсторону, которая точно вызовет эмоции у героя. Или можно выяснить то, что очень интересно вашему герою. Как-то я пришла на интервью, ну, к очень известному актеру, который естественно устал от одних и тех же вопросов и тут мы коснулись автомобилей и актер так разошелся, что мы проговорили час. И про машины, что тоже стало частью интервью, и на другие темы. Или можно удивить собеседника: я организовывала интервью с известным стендапером, у которого брала интервью одна знакомая журналистка. Естественно, замученный стендапер приехал давать концерт в Екатеринбург и очень хотел отдохнуть и ни в коем случае не давать интервью. Так вот моя журналистка говорила с ним не о том, как он, упаси боже, попал в шоу и есть ли темы, на которые нельзя шутить. А о жанре стендап-комедии, о библиях стендапа и американских комиках, в общем, поразила его эрудицией. Разговор, как вы понимаете, получился для всех его участников потрясающим.

Да, отсюда вытекает еще и то, что можно постараться разнообразить вопросы для интервью. Но опять же есть вопросы, которые придется повторять, как бы не хотелось вашему герою этого избежать. Можно предупредить раздражение героя сразу. Скажите, что вы понимаете, что человек устал от этих вопросов, но надо будет еще раз об этом упомянуть для того, чтобы объяснить слушателю контекст, ввести в курс дела тех, кто возможно никогда и не слышал о проекте и т. д.).

Конечно, важна также ваша предварительная подготовка — как можно больше узнать о герое, изучить его соцсети и деятельность и специфику области, можно поговорить со знакомыми, коллегами, конкурентами даже, и спросить их мнение о проектах и работе с этим человеком. Все это может стать почвой для вопросов и расспросов.

Но и быть готовым вот к чему: ответственность за хорошее интервью лежит не только на интервьюере. Успех хорошего разговора — это ответственность и вклад всех участников. И да, действительно есть спикеры, которые не очень хорошо умеют говорить и формулировать, выражать мысли. И как бы ты не старался, ты не сможешь влезть в шкуру человека и заставить его говорить.

Твой любимый, самый запоминающийся выпуск?

Я люблю все наши выпуски и особенно спецвыпуски, каждый из них дарит свои внутренние озарения, открытия, выводы, раскрывает тебя по-разному. Но особенно я люблю выпуск с директором музея ИЗО Никитой Николаевичем Корытиным. Помимо того, что он удивительный рассказчик, но еще и лучший маркетолог. Никита Николаевич «продаст» в хорошем смысле искусство любой аудитории и замотивирует пойти в музей. Мало того, что ты забываешь о дистанции между тобой и этим Великим Знанием, о внутренних комплексах, что ты невежда. Так после записи ты поспешишь на все экспозиции сразу. Например, для меня, уставшей от работы, коммуникации, насыщенной творческой работы Никита Николаевич нашел аргумент в самое сердце — пойти в музей, чтобы побыть в тишине. Просто побыть в тишине, полистать книгу, помолчать. Вот такие новые смыслы.

Во время записи меня переполнял такой детский восторг, что я забывала дышать. От разговоров об искусстве мы вышли к разговору о вечном — о нас, уральцах, наших предках, нашей идентичности. Те тезисы и выводы, к которым пришли, до сих пор звучат в голове.

Есть ли у тебя особые ритуалы перед записью выпуска?

Налить горячий чай, настроиться — отдышаться, сосредоточиться, выровнять дыхание, обсудить с ведущим запись и все нюансы или просто поболтать, посмеяться.

Как раскрутить свой подкаст, когда их миллион самых разных?

Например, пригласить необычного или известного для города героя, за которым следят блоги и СМИ, который делает что-то выдающееся или интересное. «Вытащить» что-то новое, сделать из этого инфоповод и разослать в СМИ с цитатой о том, что герой это сказал вам в интервью.

Профессиональная мечта, связанная с подкастами.

Чтобы «НБХ» жил и процветал, разрасталась аудитория и приходили новые гости. Кстати, если у вас есть темы или хорошие новости, присылайте их мне в телеграм: @di_kuchina

А еще пробовать новые форматы и жанры. Например, у меня есть мечта записывать подкаст о вине и про вино и рассказывать о нем также свежо, легко и креативно, как это делают в «Био Шмио» или на дегустациях винной школе Tastevin.
Люди