Деревянный стол мастера в резах и шрамах, на стенах — полотно с женщинами, которые взбивают молоко в сметану, на другом — Шейх Мансур «для мужской энергии», рядом в вазе — живые цветы. Кирилл вращает в руках розетку и говорит, что это тоже искусство. Нет оснований с ним не согласиться.
Кирилл Масягин в 13 лет вырезал первую огромную снежную скульптуру, в 20 открыл компанию по ледяным городкам, потом макетную мастерскую, занялся строительством — и в итоге перерос образ правильного бизнесмена. Сейчас его керамические розетки покупают дизайнеры и клиенты по всему миру.
Шеф-редактор Чойса Мария Умерова поговорила с Кириллом про розетки, под которые люди подстраивают интерьеры квартир, об Урале как месте силы, дорогих ошибках в бизнесе и любви как единственном адекватном способе что-то делать.
«Самое тяжелое — когда ты не нужен как хлеб»
Изучала ваш профессиональный путь, там чего-то только нет. Но прикольно, что каждый ваш бизнес рождался из хобби. Как так получилось?
В обычной школе на уроках труда у нас преподавал ювелир. Мы занимались филигранью, и это сильно на меня повлияло. Поэтому позже я поступил на кафедру ювелирного искусства в УралГАХА. Параллельно, с 19 лет, работал камнерезом в екатеринбургской студии «Святогор», где делают сложные фигуры и предметы из камня.
«Самое сложное — когда ты не востребован. Ты понимаешь: не нужен людям так, как хлеб или молоко»
В 29 лет я продал макетную мастерскую. Рынок на Урале маленький: несколько крупных застройщиков, и все. Возможно, в Москве было бы по-другому, но я не хотел туда переезжать. Тогда я сосредоточился на ледовых городках: мы строили около двадцати проектов одновременно, и на тот момент у нас была одна из самых крупных компаний в России в своей нише.
Вы себя идентифицируете больше как предприниматель или художник?
«Если нет цели, сверхцели и следующей сверх-сверхцели, обязательно наступит кризис»
То же самое и наоборот: ко мне обращались компании, предлагали работать у них технологом. Но я понимаю: это не мое. Да, я справлюсь, мне даже могут заплатить миллион рублей, но мне это просто неинтересно. Это не то, чем я хочу заниматься.
«Я пытался соответствовать образу правильного бизнесмена — секретарша, пиджак, MBA. Сейчас понимаю: это ерунда»
«Самое сложное — передать свое видение людям»
Перейдем к розеткам. Как появилась идея и как она развивалась?
Потом стало тесно. Арендодатель предложил другое помещение — розовые стены, убитый пол, полный хаос. Я сделал ремонт и обосновался там. Когда довел первые формы до результата, жена предложила выставиться на московской интерьерной выставке Artdom. Участие стоило около миллиона, но я заплатил — просто чтобы понять, нужен ли людям этот продукт.
На стенд пришло больше трех тысяч человек, а за всю выставку — около сорока тысяч. Коллекция Russi с кокошниками особенно выстрелила. Я вернулся, взял второе помещение, начал искать сотрудников. Нашел ребят, которые занялись SMM и видео. Мы сняли рилс — он набрал двадцать тысяч подписчиков за неделю. С этого момента все и пошло в рост.
Вы где-то увидели такие розетки? Откуда сама концепция?
Мы сейчас заносим цвет внутрь керамической массы, и изделие сразу получается более объемным по тону. Я могу сделать разбег бежевого в пятидесяти вариантах — и это дает дизайнеру огромный диапазон. И вообще, керамические розетки — не новая идея. В XIX веке, с появлением электричества, они были и в России. Просто потом это все похоронили большевики, и культура исчезла. А в Европе она сохранилась.
Какой путь проходит изделие от идеи до готового результата? Появляется картинка в голове или как это происходит?
Сначала появляется мастер-модель. Потом я думаю о технологии — один человек физически не может производить все сам. Нужно создать базу, продумать все точки, а потом отдать это команде.
Как сейчас устроен бизнес? Вы работаете под заказ или есть готовые позиции?
Хранить такую палитру в наличии невозможно. Что-то бывает под рукой на подарки, но редко. Обычно, если мы делаем изделие и не попадаем в оттенок, переделываем, а оставшееся идет в небольшой запас.
По сути, мы работаем как ателье и делаем около 150 изделий в месяц. Небольшая команда набивает руку, а дальше — варианты масштабирования. Пробовали И И, который помогает подбирать цвета, сейчас делаем конструктор на сайте, где человек сможет собрать свою композицию, загрузить фото интерьера и увидеть результат.
Сверхцель — построить компанию международного уровня
Сейчас звучит все волшебно. А бывают сомнения, кризисы — именно в работе над Rosetta?
Есть сезонность. Январь — все отдыхают, два месяца почти нет работы. Лето — отпуска. Сентябрь — школа. По году получается, что мы теряем около четырех месяцев просто на простой. И в эти моменты ты понимаешь, что не нужен людям так, как хлеб или молоко. Это, конечно, наводит на уныние.
Есть и другая история — когда ты сам запутываешься и не понимаешь, что делать дальше. Но меня держит понимание: я один из первых в России в этой технической истории. Это дает сверхцель. Ты достигаешь ее — и опять появляется вопрос: «А что дальше?»
«Если нет цели, сверхцели и следующей сверх-сверхцели, обязательно наступит кризис»
Но когда ментально взрослеешь, начинаешь задумываться о смыслах — зачем ты это делаешь и для кого. Не ради же денег. Я тоже периодически в это проваливаюсь, но знаю, как выходить: генерить идеи, вставать пораньше, уходить попозже, работать каждый день. Только в труде закрываются эти вопросы и рождаются цели и смыслы.
Какая у вас сейчас сверхцель?
Дальше — Америка, Канада, Израиль. Запросы приходят отовсюду: Австралия, Аргентина, Бразилия. Полмира пользуется похожими механизмами, и я понимаю, что наш продукт там тоже будет востребован.
Сейчас приоритет — наладить продажи. А потом уже масштабировать производство и нанимать новых мастеров.
Кто ваши покупатели: дизайнеры, коллекционеры, обычные люди?
Иногда в комментариях пишут: «Да кому это надо?» Я таких людей понимаю. Все зависит от того, что у человека перед глазами. Если всю жизнь у него была белая тарелка, он не подумает поесть из желтой — для него это ненормально. Так и здесь.
«Человек заходит и понимает, что может собрать свою розетку. Он становится частью процесса — и это прекрасно»
Помните своего первого клиента? После себя.
У меня забрали несколько пробных розеток. После выставки позвонила девушка и сказала, что ей нужно две. Тогда они стоили по семь тысяч. Я сделал — это было примерно полтора года назад. Недавно ей писал, спросил, все ли хорошо. Она сказала: «Супер, мы переделали спальню под розетки». Вот это меня поразило.
И сейчас это часто встречается: звонят, говорят: «Что же вы наделали? Мы из-за ваших розеток ремонт начали».
Вот эта история окружать себя эстетикой в мелочах — что она дает? И вам, и людям, которые покупают?
Если у тебя все белое и бежевое — ты сам становишься таким же бежевым. А когда есть акценты — картинки, детали, ручки, обои — это насыщает пространство. Я, когда делал ремонт, представил, что у меня будут белые розетки. Они красивые, но скучные. И мне захотелось палитру: для детской — одну, для ванной — другую и так далее.
«Цветок — высшая форма красоты природы. Он меняет настроение так же, как выйти из подвала на солнце»
То же самое — картины. Они у меня висят не просто так. Девушки, взбивающие молоко, — это про труд, усилия, критерии человека. А Шейх Мансур — это мужская энергия. Это примеры, которые работают на уровне ощущений.
Пока не сталкивались с копированием?
«Здесь не разбрасываются словами»
Почему остаетесь в Екатеринбурге, развиваете бизнес и живете здесь?
Мне важно, чтобы голова не была забита тысячей мыслей. Я люблю спокойствие. Поэтому Урал — самое комфортное место для меня.
Урал — очень сильная территория. Отъедешь километров на 700 вперед — можешь встретить медведя чаще, чем человека. Когда у тебя рядом такие места, тянет выезжать. Я стараюсь хотя бы два-три раза в год выбраться в горы или лес.
В чем феномен «уральскости»? Почему здесь появляется столько сильных брендов?
На выставках в Москве часто слышу: «Урал? Кто вы такие? Почему столько брендов, столько дизайнеров?» Я считаю, что дело именно в месте и в нашей истории. У нас традиция труда: Татищев, Демидовы, Строгановы, целые поселения ремесленников. Здесь не разбрасываются словами. Сказал — сделал. Это, мне кажется, наш код.
«Наш уральский код: сказал — сделал»
«Буду Стивом Джобсом среди керамистов»
Есть у вас какие-то лайфхаки по балансу: семья, собственные увлечения, работа?
Я посвящаю время семье. Когда чувствую, что начинаю отдаляться, нужно побыть вместе. Если мы едем отдыхать, то качественно: экскурсии, походы. Сына могу отвезти в поход, с дочкой куда-то сходить, с женой посидеть. У меня трое детей, и я понимаю: это важно, потому что ты мотивируешь их своим примером.
А отдыхаю я, по сути, только во сне — 4−6 часов максимум. Все остальное время я работаю. И мне это нравится. Для меня отдых — это тоже работа, но другая: могу ткань порезать, макет корабля собрать, человека слепить. Это мое хобби. Либо почитать книгу, послушать аудиокниги, просто побыть наедине с собой, помолчать, пофилософствовать.
Вы так говорите, будто прошли большой путь в этом понимании.
Бизнес работает, когда ты сам соответствуешь тому, что в тебе заложено. Чтобы бизнес был успешным, нужно сначала стать самим собой. Тогда бизнес будет продолжением тебя. Твой дом — продолжение тебя. Твое здоровье — продолжение тебя. Все — продолжение тебя.
Если ты не соответствуешь своему внутреннему принципу, ничего не получится. Если пытаешься кого-то копировать — еще хуже. Можно блуждать десятилетиями. А когда тебе стукнет под 50, сложно начинать заново: уже другая энергия, другая среда.
Поэтому с 20 до 30 я пробовал много всего. Я пытался соответствовать образу бизнесмена: секретарша, большая команда, пиджак, галстук, таргет-ретаргет, все эти MBA, коучинги. Это ерунда. Теоретически ты можешь знать бизнес, но поймешь, как он устроен, только когда придешь к себе.
Если ты танцор — танцуй. Если керамист — делай керамику. Если стоматолог — лечи людей. Нельзя быть стоматологом и хирургом просто потому, что так захотелось. Нужно понять, кто ты есть.
Но это тоже тяжелая работа — понять, кто ты есть.
Я в свое время понял, я — творческий человек. Мне нравится делать красоту, эстетику. Это мой путь.
Может, я не буду Стивом Джобсом. Но буду Стивом Джобсом среди керамистов. Новатором в своей сфере.
Вы часто говорите про любовь к делу. Это ваш главный принцип?
«Любовь — это когда ты делаешь больше, чем требуется»
Если ты любишь свое дело, рано или поздно из этого рождается хороший результат. Это единственный адекватный способ что-то делать.
«Хороший результат рождается только из любви. Это единственный адекватный способ что-то делать»