Как создать в городе легендарный арт-объект. Инструкция для художников и брендов
Если посмотреть на Екатеринбург с высоты птичьего полета, можно увидеть яркую палитру из стрит-арта, которая украшает фасады зданий, мосты и заборы. Уличное искусство формирует образ творческого города, где на каждом шагу поверхности заселены абстракциями, художественными изречениями или сказочными персонажами. Некоторые уличные объекты становятся по праву легендарными, попадают в путеводители, учебники по стрит-арту — этим Екатеринбург смело может похвастаться.

Стрит-арт — это не только красивая картинка, игра с цветом и слияние форм. Художники используют уличное искусство как инструмент для выражения своих мыслей, взглядов на проблемы, которые остаются вне поля зрения классического искусства.
А еще за инсталляцией всегда стоит кропотливая работа и труд целой команды энтузиастов. Разобраться в том, как рождается стрит-арт, нам помогла команда Т-Банка, которая запустила арт-проект «Т-Банкси», в рамках которого известные художники украсили улицы российских городов объектами искусства. Инициатива приурочена к ренеймингу банка.

В Екатеринбурге в рамках арт-проекта появилась работа Владимира Абиха «Главное не повторяться». На ее примере разбираемся, как сформулировать идею, подобрать локацию, согласовать и создать инсталляцию, которую еще долго не забудут.
Владимир Абих
художник
Владимир Абих — современный художник из Екатеринбурга. Работает на стыке уличного искусства, интервенции, видео и фото. Его творчество можно встретить в разных городах России, среди его произведений — «Зал ожидания» в Москве, «Поле чудес» в Нижнем Новгороде, «Мы — буквы, с нами текст» в Томске, «Сделаем стрит-арт великим опять» и «Помню, она мечтала уехать к морю» в Екатеринбурге.

Через арт Владимир размышляет о феномене времени, изменениях, которые вызваны ускорением информационных потоков, раскрывает языковые и культурные явления в лаконичных и ироничных формах.
01
Любое искусство — классическое, современное, уличное — никогда не появляется просто так. У любого творческого акта есть задача. Для художников это способ выразить свои мысли, чувства, переживания, поднять острую социальную проблему.

Для брендов искусство — возможность донести до потребителя важную информацию, поделиться своим взглядом на мир, выстроить теплые отношения с аудиторией. Например, арт-проект «Т-Банкси» появился после ренейминга банка, за которым стоит не столько смена названия, сколько заявка на дальнейшее масштабное развитие.
Отвечаем на вопрос «Зачем нужен арт?»
Екатерина Кобленц
руководитель направления маркетинговых коммуникаций Т-Банка
Создание арт-объекта в городской среде также становится мощным инструментом позиционирования бренда через производство культурных символов для большой аудитории. Создание артов в 14 городах России охватит большое количество людей, институций, форматов и даст максимальный синергетический эффект.
За основу арта в Екатеринбурге для «Т-Банкси» художник Владимир Абих взял одну из главных работ в своем творчестве — «Главное не повторяться». Впервые мурал с этой фразой появился в Тюмени в 2019 году, через два года «Главное не повторяться» по-французски появилось в Париже, и еще через год Абих нарисовал арт в Альметьевске на русском и татарском языках. В его работе заключена ирония: с одной стороны, стиль художника должен быть узнаваем, а с другой — злоупотребление одними и теми же приемами делает автора слишком предсказуемым и заурядным. Получилась противоречивая задача — повторять себя, но при этом не повторяться.

Для «Т-Банкси» автор отразил тему эволюции и развития как фундаментальных принципов современного мира.
Владимир Абих
В центре моей художественной практики лежат три феномена. Это язык, время и внимание. Они объединены тем, что мы все время в них живем, используем, но при этом сложно ощущаем. Они все очень сложно рефлексируемые. И вот я как раз пытаюсь в своей практике сделать их более видимыми.
Следующий шаг — исследование местного контекста. Перед тем, как работа предстанет перед горожанами, нужно тщательно изучить локацию: узнать, какие интересные здания расположены на конкретной улице, как часто там гуляют горожане, есть ли рядом другие интересные объекты. Понимание местного контекста помогает художнику не только лучше вписать арт в городскую среду, но и создать работу, которая отражает личные переживания и настроения людей.

Команда «Т-Банкси» и Владимир Абих разместили арт на билборде на улице Мамина-Сибиряка, 38. Это локация выбрана неслучайно: здесь высокий трафик пешеходов и машин, рядом находятся Харитоновский парк и современные жилые комплексы. Такой выбор места обеспечивает максимальную видимость и возможность вовлечь местных жителей и случайных прохожих.
02
Подбираем место для арта
Владимир Абих
Я посмотрел на механику билборда — постоянную прокрутку одного и того же, постоянного повтора. Срифмовал этот повтор с фразой «главное не повторяться». Тут же появляется концепция о том, что это рифмуется с банком, потому что он обновляется, но при этом пытается оставаться самим собой.

Эти рифмы складываются в цельную историю. Мой билборд показывает себя как некое стихотворение, поэтическую ситуацию прямо в городском пространстве, и зритель может смотреть на него как на акт медитации.
03
Подготовка к созданию работы начинается с концептуального проектирования и эскизов, которые могут занять дни, недели или даже месяцы. Это важный этап, так как художник формулирует идею и смысловую нагрузку своей работы. Когда искусство создается в коллаборации с брендом, появляется дополнительная задача — размышление на тему, предложенную брендом. Важно, чтобы интерес был взаимным и художник мог выразить свою мысль в произведении.

Работа «Главное не повторяться» состоит из 269 букв, а фраза написана 13,5 раз. Владимир считает слова «Главное не повторяться» своим личным лозунгом — в искусстве важно не копировать, а создавать нестандартные формы, подходы и смыслы.
Создаем эскиз, вкладывая смыслы
Владимир Абих
Моя работа о том, что все повторяется и не повторяется одновременно. Вот жизнь, и вот так она идет. Это еще и рифмуется с банком, потому что он обновляется, но при этом пытается оставаться самим собой.
Уличное искусство изначально было нелегальным. Художники не спешили согласовывать свое творчество с властями и прочими институциями, поэтому чаще всего оно просто уничтожалось коммунальными службами.

Но если искусство создается в сотрудничестве с брендами или фестивалем, последние берут на себя задачу согласовать арт и разместить в таком месте, где работа будет долго оставаться доступной для горожан. Так появляется арт в общественных пространствах. В Екатеринбурге, например, есть множество работ, созданных в рамках фестивалей, — их поддерживает мэрия города, в них участвуют именитые художники. Такое искусство становится городским наследием, и для художников это шанс оставить свой след, если не навсегда, то надолго. А для горожан — любоваться работой, которая разбавляет серую городскую действительность.
04
Согласовываем работу и жмем руки
05
Когда есть четкая идея, найдена локация и все согласовано, идет процесс создания самой работы. Зачастую это происходит в неспокойных условиях — художники могут работать на высоте, в ограниченные сроки или в общественных местах, где будут мешать и отвлекать прохожие.
Создаем арт и принимаем вызовы
Екатерина Кобленц
руководитель направления маркетинговых коммуникаций Т-Банка
Т-Банк поддерживает искусство и актуальных авторов по всей стране. Это самый крупный паблик-арт-проект из тех, что создавали бренды в России. Мы не ограничивали творчество авторов формальными рамками и давали им большую свободу для интерпретации предложенной темы. Здесь нет единого строгого корпоративного стиля, а визуальная полифония, воплощенная языком паблик-арта, показывает многообразие художественных практик в регионах России.
Давайте будем реалистами и признаем факт, что уличное искусство уязвимо. Со времени объекты подвергаются естественному старению: краска теряет насыщенность, дождь и снег разрушают изображения. Коммунальные службы не всегда понимают искусство, которое украшает улицы, и нередко его закрашивают. Иногда работы портят специально, если они вызывают споры и недовольства горожан.
06
Принимаем, что арт недолговечен
Стрит-арт как явление — самый близкий к людям вид искусства. Чтобы его увидеть, не нужно идти в галереи, театры или концертные залы. Это искусство, которое буквально приходит само, его можно встретить на улице рядом с домом. И здорово, что стрит-арт выходит из андерграунда и получает все больше внимания. Сила жанра и в том, что он привлекает и тех, кто хочет рисовать, и бренды, которые хотят что-то донести до людей, помимо стандартной рекламы.
Горожанам нужно научиться ценить искусство здесь и сейчас. Смотреть на детали, чувствовать эмоции и идеи, которые вложены в работу художника — и любоваться работой, пока она живет.

Хоть новый арт Абиха «Главное не повторяться» размещен на билборде и никакие катаклизмы ему не угрожают, у этой работы тоже есть срок жизни. Успевайте увидеть — на улице Мамина-Сибиряка, 38.
«Т-Банкси» от Т-Банка — первый в России арт-проект подобного масштаба, задача которого разнообразить городскую среду и интегрировать современное искусство в повседневную жизнь. С августа по декабрь на самых людных улицах в 13 городах России будут появляться уникальные арт-объекты: граффити, инсталляции, скульптуры и прочее.
Материал подготовлен
при поддержке
Реклама. АО «ТБанк», ИНН 7 710 140 679, лицензия ЦБ РФ № 2673. Подробнее на tbank.ru
erid: 2VfnxvrdQHN