СПЕЦПРОЕКТ
«Всегда держу в голове, что передо мной предприниматель»: продавцы Точки о том, как делать продажи душевными, не используя скрипты
СПЕЦПРОЕКТ
«Всегда держу в голове, что передо мной предприниматель»: продавцы Точки о том, как делать продажи душевными, не используя скрипты

Эксперты из сферы продаж написали тысячи инструкций, постов и курсов, как продать что угодно. Но без эмпатии и веры в продукт самого менеджера по продажам скрипты, правила, психологические приёмы и постоянные обучения могут быть бесполезны. 


Мы расспросили менеджеров по продажам банка для предпринимателей и предприятий Точка, насколько актуальны правила продаж, написанные 20 лет назад, и как сейчас предлагают свои услуги сейлзы современного банка. «Продавец — тоже своего рода предприниматель», — в сегодняшнем спецпроекте.

Эксперты из сферы продаж написали тысячи инструкций, постов и курсов, как продать что угодно. Но без эмпатии и веры в продукт самого менеджера по продажам скрипты, правила, психологические приёмы и постоянные обучения могут быть бесполезны. 

Мы расспросили менеджеров по продажам банка для предпринимателей и предприятий Точка, насколько актуальны правила продаж, написанные 20 лет назад, и как сейчас предлагают свои услуги сейлзы современного банка. «Продавец — тоже своего рода предприниматель», — в сегодняшнем спецпроекте.
Как научиться продавать

Аня
менеджер по работе с партнерами

Я не училась продавать: опыт приходил во время работы. После университета сразу начала работать менеджером по продажам в крупной компании: звонила по базе действующих клиентов и искала новых. Работала удаленно.

Потом друг позвал работать в Точку. Рассказывал много хорошего о компании, правда, я относилась к этому скептически — все же это банк. Но друг говорил, что отношение к сотрудникам здесь другое, а рабочий процесс сильно отличается от привычного. К моменту первого собеседования я не работала уже месяц — не было желания, не хотела. Но все же решила попробовать. Меня очень порадовало, как проходило собеседование — спрашивали про опыт работы, про жизненную позицию. Совсем не было вопросов про личную жизнь: никто не интересовался, замужем ли я, есть ли дети, не маячит ли у меня декрет.

Все сложилось так, что здесь я уже пятый год: все это время работаю в продажах. Теперь мой опыт нарабатывается не только практикой, но и теорией — в Точке есть учебные курсы для команды сейлзов.
Руслан
эксперт по развитию бизнеса

По образованию я педагог: работал вожатым, воспитателем и лектором в детских лагерях и образовательных центрах. Когда работал с детьми, я максимально вдохновлялся тем, что мог передавать им знания и опыт, кайфовал от благодарности в ответ. Мне очень нравилось ощущение, что я положительно влияю на детей.

Задумался о переходе в другую сферу, когда осознал, что пора создавать финансовую платформу и для своих детей, которых я очень хочу, и надеюсь, что они у меня будут. Хочется, чтобы они ни в чем не нуждались, чтобы я мог их обеспечивать. Именно это привело к пониманию, что нужно уходить из педагогической сферы и заниматься чем-то более прибыльным. Признаюсь, уходить было очень сложно морально.

Последние полгода работаю в Точке: четко понимаю, что прежний опыт наполнил меня эмоциями эмпата — сейчас это здорово помогает в продажах. Я понимаю, что на правильном пути, и я действительно смогу обеспечить своих детей в будущем, вложиться в их развитие, заботиться о них и в некоторой степени буду для них педагогом. Зарплата в Точке для уверенных сейлзов стартует в среднем от 80 тысяч рублей: это оклад и премии, потолка нет. Не жалею, что поменял вектор развития — сейчас я нашел вдохновение в новых рабочих задачах.

Продавать искренне и просто я учился именно здесь. Я прекрасно знаю, чем наши сервисы полезны компаниям. Точка — это целая экосистема для бизнеса, которая делает жизнь предпринимателей проще. Я знаю, что продаю не воздух, а продукты, которые реально помогут бизнесмену сэкономить время и вывести дело на новый уровень. И с такими хорошими ощущениями начинаю разговор — с желания помочь клиенту.

Рита
менеджер по работе с крупным бизнесом

Первые знания я получила в Колледже предпринимательства и социального управления. Там заложили базу: что такое продажи, как это устроено. И в целом я поняла, что хочу работать в этой сфере. Но в учебной программе акцент был больше на работе с физлицами. Затем устроилась работать в колл-центр оператора связи — это очень классная школа жизни, которая и составила платформу моего опыта. Там со мной работал тренер. Он направлял — объяснял, на что обратить внимание при разговоре с клиентом, что именно проанализировать, какие дополнительные вопросы задать, чтобы лучше понять собеседника. А еще мне всегда были интересны тренинги по бизнесу и продажам. Я смотрю разных спикеров: Михаила Москотина, Виталия Голицына, Максима Батырева, Игоря Рыбакова.

В продажах я семь лет. Раньше работала в телекоммуникационных компаниях, продавала полный спектр услуг: связь, интернет, оборудование, IoT, BigData. Закрывала разные потребности клиентов. Так я научилась понимать структуру бизнеса и предлагать не только сим-карты и интернет. Последние несколько месяцев работаю с крупным бизнесом в Точке.
Как продавать в Точке
Аня

Есть стереотип, что продавец — это тот, кто втюхивает, но для меня это не так. Мне важно выстраивать партнерские отношения, быть другом для клиента. Например, для тех же бухгалтеров, которые оценят плюсы и удобство сервиса, а потом продадут Точку внутри своей компании.

У меня нет скриптов, а есть лишь канва, как строить разговор. В первую очередь я всегда держу в голове, что передо мной предприниматель. С ним мы обсуждаем бизнес, дела компании. Так я понимаю, какие сервисы идеально впишутся в их структуру и сделают работу лучше и проще.

Я сама планирую свой рабочий график и встречи, самостоятельно договариваюсь с клиентами. Над душой никто не стоит — я знаю, что мне нужно сделать, чтобы заработать.

Руслан

Моя задача — понять, что у собеседника в бизнесе не так и как мы можем помочь, чтобы было так. Потому что если это принесёт пользу компании клиента, он заработает больше денег. Продавец тоже своего рода предприниматель: заработает клиент — заработает мой работодатель — заработаю я.

В Точке мы работаем в системе холакратии. Для меня это, в первую очередь, заключается в том, что ты всегда в ресурсе. Нет ощущения давления иерархии, как это бывает в классических компаниях. Это позволяет не выгореть, так как психологически тебе всегда ок. У тебя есть личная цель, вокруг тебя также ребята с личными целями, и при этом у вас есть общая задача. Но стоит сказать, что моя гордость всегда ёжится, если кто-то что-то делает лучше меня. Поэтому я стараюсь работать ещё лучше.
Холакратия — это система работы, где нет привычной иерархии с начальниками и подчиненными. В холакратии решение принимает не один руководитель, а команда. Каждый участник команды действует в рамках своей зоны ответственности, является исполнителем и экспертом одновременно.
Рита

Я работаю с крупным бизнесом. Как мне кажется, ключевое отличие продаж в этом сегменте в том, что менеджер не только должен досконально знать свой продукт, но и быть экспертом в деятельности клиента. Небольшим клиентам проще продать через выгоду: если хорошо владеешь цифрами и можешь цифрами показать «было — стало» (экономию или прибыль при использовании наших продуктов), то с крупными этого недостаточно. Клиент должен видеть в тебе эксперта, он должен понимать, что тебе можно доверять, что ты разбираешься в его направлении, следишь за трендами и новостями, можешь хотя бы на шаг предусмотреть, что потенциально будет происходить в стране или в мире. Менеджер, работающий с крупным бизнесом, всегда должен быть на одной волне с клиентом, понимать, из чего состоит его бизнес-система.

Круто, что рынок России очень хорошо относится к дистанционному обслуживанию: клиент может свободно с тобой общаться, где бы он ни был. Я свободно говорю с клиентами на разные темы: о банке и услугах, внутренних процессах его компании, можем обсудить экономические вопросы, делюсь успешными реализованными кейсами других компаний из его сферы. Но границы, безусловно, есть: никогда не позволяю себе оскорбить, обмануть, навязать, не затрагиваю и личные темы клиента. Все максимально про бизнес и развитие. Клиенты всегда делятся своими достижениями, да и мне самой всегда интересно узнать, как когда-то его идея превратилась в бизнес.

Холакратия — идеальная структура для продаж. Самое главное (и это очень помогает в быстрой и качественной продаже) — это отсутствие бюрократии. Продавец не тонет в бумажной рутине и не работает с холодными базами. Быстрое решение любого вопроса, человечный подход, каждый сотрудник знает свои задачи и максимально заинтересован, чтобы сделать жизнь клиента проще, лучше и счастливее.
В Точке есть вакансии даже для начинающих. Если ты можешь говорить просто о сложных вещах, легко общаешься с людьми и умеешь сам организовать свою работу без контроля и напоминаний, смотри, что здесь предлагают.
Как научиться быть крутым продажником

Аня

Я думаю, что продавать как боженька научиться нельзя, к этому можно прийти только через опыт. Должна быть хорошо развита эмпатия, чтобы понимать чувства и настроение человека. Должна быть умеренная уверенность, чтобы не стесняться общаться про бизнес и про то, что может упростить жизнь предпринимателя.

Ключевые запреты в моей работе — не переходить на личности, не грубить, не использовать жаргон и не говорить плохо про другие банки.
Руслан

Мой опыт говорит о том, что лучшие продажи строятся вокруг личных качеств. Нужно оставаться честным и настоящим, верить в себя. Я продаю простым языком, общаюсь на равных и искренне, без стреляющих фраз и искусственных эмоций — продаю будто за чашечкой кофе. К своей работе сейчас отношусь как к партнерству, свою силу вижу как раз в помощи разным компаниям. Когда они приходят к нам, мы снимаем множество проблем.

Кто-то берет экспертностью (знает всё от и до), кто-то имеет приятный голос, кто-то чертовски харизматичен, кто-то эффектно работает с возражениями, а кто-то максимально прост в общении, как я. Продавец может не иметь приятного голоса и харизмы, но будет настолько упорен в желании показать пользу продукта, что не отпустит клиента. Каждому клиенту — свой продажник.

Рита

Я очень жадная до знаний. Принимаю участие во всех бизнес-тренингах Точки. Считаю, что продажнику полезно переключать фокус и постоянно учиться, чтобы дальше делать больше. Сейчас хочу получить дополнительное образование, но еще не решила, продолжать развиваться в менеджменте или сменить вектор и углубиться во что-то другое.

Когда вижу виртуоза продаж, стараюсь взять максимум от коммуникации. Слушаю звонки коллег, могу перехватить фишки, обороты речи. Конечно, это не слепое копирование, а скорее вдохновение. Тут помогают тренировки: любой навык можно отточить, практикуя его.

Мои советы всем начинающим продавцам: больше читать, больше звонить, больше задавать вопросов, верить в ценность продукта и в то, что ты приносишь пользу.
Самое сложное в работе
Аня

Перенимаешь на себя эмоции и чувства других людей. Сложно.

Руслан

Сложно усидеть на месте и грамотно распределить время, так и манит взять в руки телефон и разгуляться по социальным сетям во время работы. Думаю, это проблема многих: интернет-серфинг забирает время. Но с другой стороны, он помогает разгрузиться, разбавить эмоции. В любом случае я нормально балансирую между тем, чем занимаюсь, работаю ли или проветриваю мозг.

Рита

Не на все хватает времени. Хочется, чтобы его было больше. Например, чтобы глубже и подробнее изучить разные продукты, смотреть обучающие видео, глубоко погружаться в онлайн-тренинги — ведь новые знания еще нужно учиться применять, что тоже требует внимания и времени. Мой тайм-менеджмент не всегда идеален, чем-то приходится жертвовать, иногда спортзалом. Стараюсь с пользой проводить дорогу до работы или с нее — слушаю деловые радиостанции или лекции.
Где не хотелось бы работать

Аня

Там, где основа компании — это кладезь стереотипов, скреп, правил, которым не понятно, как следовать. Возможно, такой опыт и закаляет характер молодого специалиста. Но иногда такая работа как путешествие в мир диктатуры.
Руслан

Я не стану работать там, где сидит типичный босс. Мне важно либо работать с лидером, либо быть лидером. Босс раздаёт поручения и ему не важно, кто ты. Такой человек лишен эмпатии, его не будут волновать проблемы конкретного сотрудника. Лидер же ведет за собой, проникаясь каждым из команды. Так люди развиваются вместе. Это создаёт необходимый и эффективный эмоциональный настрой в команде, не вызывает проблем с психикой и держит тебя в ресурсе. История про успешные компании со злобным боссом и маленькими винтиками обычно заканчивается не только прибылью, но и антидепрессантами, низким уровнем самостоятельности и инициативы.

Рита

Там, где остро встает вопрос психологического состояния. В моей жизни был единственный такой случай, отношусь к нему как к опыту и росту. Иногда уйти не значит проиграть.
Задача продавца в Точке — не сделать как можно больше звонков и продать любой ценой, как обычно думают про банки. Главное — разобраться в потребности предпринимателя и только после этого предложить продукт из арсенала Точки, который поможет бизнесу. 

Поэтому здесь нет конкретных скриптов и техник: продавцы сами решают, какой подход применить к клиенту. Атмосфера свободы поддерживается тем, что в Точке нет начальников в привычном понимании — есть лидеры команд, которые также участвуют в продажах. С самого начала специалист понимает, как расти внутри компании и выбирает комфортный для себя формат работы. А ещё в большинстве городов можно работать удалённо.
  • Аня
    «Близкие знают, что я обожаю свою работу. Кайф, когда ты реально помог клиенту и потом он возвращается с благодарностью. Круто продавать удобный и нужный продукт и осознавать, что работаешь не зря. Эти чувства не заменит ничто».
  • Руслан
    «Общение с клиентом — словно энциклопедия о человеке. Это чертовски интересно. Я изучал условия Точки в сравнении с конкурентами и знаю, что мы одни из лучших на рынке банковских сервисов. Классно ощущать, что я помогаю развивать бизнес в России».
  • Рита
    «Я уже всем прожужжала уши про холакратию, про то, как у нас классно! Да и раньше про Точку слышала только позитивные отзывы. Когда-то я думала, что продавец — это такой человек в костюме, работающий строго по шаблону со скриптами. Как же я ошибалась!»
     

Материал подготовлен
при поддержке
Фотографии: Павел Кошкин