Публикации

Портреты художников Большого Урала: как современное искусство меняет облик и образ городов

Город
Новая ярмарка современного искусства ATRIUM, организованная Арт-галереей Ельцин Центра, пройдет 15−16 февраля. В этом году организаторы решили не ограничиваться презентацией арт-сцены Екатеринбурга и расширили географию участников, поэтому на ярмарке будут участвовать также авторы и институции из Перми, Нижнего Тагила, Тюмени, Уфы и Челябинска.

ATRIUM станет классной возможностью не только увидеть и купить арт, но и пообщаться с современными художниками лично. Команда Чойса подготовила спецпроект-знакомство с участниками ярмарки, которые сегодня своим творчеством создают облик и образ Большого Урала.

Мы поговорили с 17 художниками, которые рассказали о своем творчестве, жизненных ориентирах и зачем людям искусство.

Осип Тофф

Город: Екатеринбург

Профайл: Ural Vision Gallery, ярмарки Cosmoscow (Москва), viennacontemporary (Вена), SCAN art fair (Красноярск), Port Art Fair (Санкт-Петербург)
Осип Тофф — творческий дуэт Александры Грачёвой и Никиты Балтинских. Осип — автор сюжетов, не существовавших в истории, но созданных по его мотивам. Он рекламирует кино, вечеринки, и другие прекрасные вещи, которых никогда не было фактически, но гипотетически возможные.

Дуэт известен работами в технике аппликации с использованием различных материалов: грубая бумага, старые газеты, шпон, кожа, обои, фанера. Идеи для работ всегда собирательны и сложносоставные. Всё начинается с фразы, затем она обрастает контекстом, потом обретает внешний вид: появляется эскиз и цвет.
Никита Балтинских:

Искусство терпит нестыковки, чем показывает где проходит граница нормальности в координатах действительности — нигде она не проходит, но тот, кто её увидел — тот молодец.
Александра Грачёва:

Искусство прощупывает грани, подвергая критике время и его устои, а это необходимо думающему человеку чтобы не «катиться по инерции». Тренирует глаз и нерв.

Елена Мочалова х Magic dog

Город: Екатеринбург

Профайл: фестиваль керамики 4ceramics, Уральский Кофейный Фестиваль Uralcoffefest, Дизайн-маркет Маркет у моря (Санкт Петербург). сотрудничает с брендом сУРАЛа, YALLO. Резидент галереи НИША, Арт-галереи Ельцин Центра.
С 2014 года Елена Мочалова оформляла крупные фестивали и площадки в Екатеринбурге, спектакли театра О.С.Т. и Театра Фабрика, с 2018 года занимается керамикой, пробовала себя в анимации, графике, оформлении спектаклей и пространств. Сейчас главное поле поисков — керамика.
Елена Мочалова:

Искусство нужно людям, чтобы проявлять грани миров, невидимых для глаз.

Наташа Подунова

Город: Екатеринбург

Профайл: участница групповых и персональных выставок современного искусства в городах России, Европы, Азии. Работы автора находятся в музейных собраниях Дома-музея Метенкова, коллекции Андрея Козицина, Антона Бакова, Русского дома в Анкаре.
Наташа интересна незаурядным взглядом на живую природу, она исследует тему эволюции и времени, как физического явления и его субъективного восприятия человеком. Придерживается новой парадигмы отношений человека и природы, где человек не превосходит окружающий мир, а лишь является незначительной частью огромной равновесной системы. Исследует междисциплинарную связь фотографии и науки, часто работает в жанре Sci-Fi. Работает с медиумом фотографии, видео и звука, экспериментирует с разными техническими приёмами, такими как съемка моноклем, печать фотограмм, мокьюментари, коллаж, цифровая аппликация. А также придумывает свои художественные приемы, такие как светоколлаж и Graffiti Flora.
Наташа Подунова:

Рефлексия нашей повседневной жизни, а также масштабных социальных и физических процессов требует времени и определенной оптики. В визуальных образах концептуальных художников часто можно встретить вопросы не «что происходит и как», а «зачем и почему», и иногда можно даже найти ответы на эти вопросы, хотя, это не главное. Жить с искусством и коллекционировать его — это более высокий духовный и интеллектуальный уровень развития человека и для этого не обязательно иметь огромное состояние.

Rita Soft

Город: Тюмень

Профайл: участвовала в арт-резиденции «Все еще сильны» (Тюмень), фестивалях «Закат», «Морфологии улиц», «Топь» и т. д., выставлялась в екатеринбургском Музее Наива и на других площадках.
Рита работает на пересечении наивного искусства, примитивизма и экспрессионизма. Основной посыл — не усложнять и без того непростые вещи, а простые — упростить до неприличия. Иронизировать везде, где только получится. Художнице нравится гиперболизировать части тела, искать выразительные сочетания цветов и отдельных элементов.
Rita Soft:

Создавать искусство — чаще всего чистый мазохизм и издевательство над собой, без которого ты, как ни странно, существовать не можешь. Если есть творцы, делающие свое дело играючи, легко и весело — я им завидую.

Анна Снегина

Город: Екатеринбург

Профайл: персональная выставка в Уральском Филиале ГМИИ им. Пушкина, спецпроект 6-й Индустриальной биеннале современного искусства, арт-резиденция «Полярис» в Салехарде.
Художница известна проектами, рефлексирующими на (пост)индустриальную среду Екатеринбурга и Урала, работой со щебнем, грязью и розовым цветом. Анна работает с живописью, объектами, скульптурой и фотографией. Осмысляет город как источник тревоги и среду обитания нечеловеческих акторов. Пытается преобразовать окружающую действительность, создавая иллюзию безопасности.
Анна Снегина:

Людям нужно искусство, чтобы оставаться людьми.

Константин Росляков

Город: Тюмень

Профайл: участвовал в специальных проектах 5-й и 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, «NEMOSKVA», Архстояние, 15-я Красноярской музейной биеннале.
Константин работает в смешанной технике, сочетающей в себе аспекты визуального и аудиального искусства. В своей практике он пытается примирить природное и техногенное как часть природы, стремится размыть бинарные противоположности. Основной образ — радиоволна, её вариации и переосмысления. В визуальном ключе радиоволна трансформируется в частотную вибрацию, в волновые колебания, так как многое во Вселенной — от света до звука, от плазменных явлений до движения материи — существует как колебательные явления. Метафорически демонстрируя плотность бескрайнего пространства Вселенной как всеобъемлющего сознания. Он известен не только как художник, но и как перформер и музыкант. Участник арт-группы «НИИ Собачьих дел».
Константин Росляков:

Искусство для людей часто заменяет психологическую терапию — оно приносит, если не решение проблемы, то некоторое успокоение и пересборку чувств и ощущений в данный конкретный момент времени. Предмет искусства как бы абсорбирует тревогу и излишнюю сосредоточенность на некоторой проблеме, принимает на себя то, что хотел бы выразить художник, или нет.

Настя Франц

Город: Екатеринбург

Профайл: сотрудничает с Арт-галереей Ельцин Центра, персональная выставка была в Уральском филиале Пушкинского музея, одна из последних коллективных выставок — в Ural Vision Gallery.
Особенности творческого метода Насти — сублимация крайних эмоций, выбор брутальных техник «на контрасте» с мягкой внешностью, отсылки к мировой истории искусств. Она известна как художница-график с ярко выраженным стилем.
Настя Франц:

Художникам нужно искусство, чтобы «оторваться» как следует! Потому что в нашей сфере ценятся инаковость и искренность как ни в одной из других сфер. Публике хочется перенять этот вайб «триумфа» инклюзии и фантазии над обыденностью.

Алексей Сыров

Город: Челябинск

Профайл: сотрудничает с галереей «Синара Арт» и Арт-галереей Ельцин Центра, участник различных выставок.
Работает преимущественно с фотографией, автора узнают по серии работ «Мы — свет погасших звезд».
Алексей Сыров:

Сейчас людям нужно искусство как никогда раньше, но это искусство не должно быть только для развлечения и потехи зрителя. В первую очередь искусство должно ставить и задавать фундаментальные общие и личные вопросы, как минимум для того, чтобы их проговаривать. Решение же этих вопросов не входит в роль искусства, но, как мы знаем, ответ может крыться в правильно заданном вопросе, не так ли?

Влада Чернавина

Город: Екатеринбург

Профайл: групповая выставка в здании собора A-Kerk в центре Гронингена, выставка в Wintersalon, в Арт-галерее Ельцин Центра.
Художница известна тем, что умеет рисовать людей и передавать чувства. Критики отмечают мистическую и ностальгическую ауру её работ, а иногда называют их жуткими и печальными. Небольшой размер работ и большое количество деталей создают ощущение интимности и камерности. Художница использует много символики, как общеизвестной, так и личной.
Влада Чернавина:

С точки зрения биологии, искусство нужно для получения эмоций, в особенности удовольствия. Для одного это способ показать свой достаток, для другого — возможность убежать от реальности в воображаемый мир. Лично для меня, как бы заезженно это ни звучало, искусство — это смысл жизни. Я занималась этим с самого детства и планирую заниматься до самого конца, просто потому что мне плохо, когда я не рисую или не мастерю что-то. Только в процессе творчества и глядя на результат я искренне по-детски счастлива.

Нина Антропова

Город: Екатеринбург

Профайл: выставлялась в Музее Москвы, на площадках Казани, Санкт-Петербурга и Италии, участвовала в аукционах Vladey «Реализм» и Most в Краснодаре.
Творчество Нины основывается на наблюдении и фиксировании мимолетных событий. Коллеги называют её акварельным стендап-артистом. Серия работ «Персонажи» рассказывает о том, что все люди невероятно разные, но жизнь мы проживаем схоже: нас объединяет самая простая каждодневная рутина. В своих картинах художница старается понять, почему человек поступает так, а не иначе, откуда идут его решения и куда они его могут привести. Она нарисовала 1,5-метровую акварель, пережила кражу одной картины и уничтожение другой.
Нина Антропова:

Искусство нужно людям, чтобы открыть для себя мир с разных точек зрения, провести диалог с обществом, попробовать определить свою роль или место в мире. А ещё — самовыразиться, наполнив квартиру близкими по духу красивыми картинами и объектами, и быть счастливым.

Максим Поликарик

Город: Екатеринбург

Профайл: выставлялся в Le Wonder (Париж), Доме Маклецкого (Екатеринбург), Арт-галерее Ельцин Центра.
Художник, основываясь на опыте работы с граффити, примитивистскими и абстрактными рисунками, пришел к взаимодействию с тканью. Таким образом, он реализует подростковую мечту о создании одежды. Абстрактные, многослойные холсты являются результатом размышлений автора о потере одеждой утилитарной функции и природе нынешнего состояния моды и дизайна. Доводя эту идею до крайней позиции, художник заявляет: «Одежде больше не нужен человек».
Максим Поликарик:

Я считаю, что искусство не имеет какой-либо цели или прикладного применения, и по большому счету людям оно незачем: у них просто нет выбора не быть в мире, где искусство уже существует. Это больше похоже на какое-то природное явление, на что-то, у чего нет шанса не случиться или не быть созданным, как дождь. Людям, любящим дождь, он приносит наслаждение, когда он случается, либо когда они его представляют; те, кто не любит дождь, прячутся от него.

Daria Big Heart

Город: Екатеринбург

Профайл: персональные выставки проходили в екатеринбургской галерее «Ателье», «Новая искренность» (Москва), Le Wonder (Париж).
Daria Big Heart работает с живописью и графикой, исследует возможности выхода из плоскости двухмерного изображения в пространство: рельеф «Наскальная живопись» появился именно благодаря такому творческому эксперименту. Нередко на её работах появляются образы ярких необычных существ; раньше это были персонажи, напоминающие трайбалистские импульсы или иноземных созданий. Сейчас они стали более минималистичными, но сохраняют скрупулёзную реалистичную прорисовку. В созданной художницей вселенной все персонажи наделены своей характеристикой и биографией. В 2022 г. вышла коллаборация Даши с российским брендом одежды Volchok.
Daria Big Heart:

Искусство нужно, чтобы удивлять себя собственными способностями и создавать истории из воображения. Это способ оформить идеи в рисунках или картинах, которые можно повесить в рамки и радоваться, смотря на них. Искусство помогает запечатлеть важные моменты жизни, порой гораздо выразительнее, чем фотографии. А другим людям оно, вероятно, нужно для того, чтобы поднять настроение или создать особую атмосферу в повседневной жизни. В конечном итоге искусство позволяет нам не только выражать эмоции, но и лучше понимать мир и себя.

Дима ЯПЁС Кудлай

Город: Нижний Тагил

Профайл: выставлялся в креативном кластере «SAMORO.doc», галерее «Народная» (Нижний Тагил), Арт-галерее Ельцин Центра.
Дима работает с живописью, графикой, граффити и диджитал-рисунком. С точки зрения определений ЯПЁС — примитивист, обильно снабжающий свои произведения реверансами фовизму, сюрреализму и кубизму. Дима Кудлай представляет новое поколение нижнетагильских художников, существующих в условиях оскудения публичной арт-среды города и сформировавшихся вне стен местного художественно-графического факультета — авторов, действующих самостоятельно, вне художественных объединений и понятия «тагильская школа».
Дима Кудлай:

Лично я для себя нахожу в искусстве больше колебаний и визуальных наслаждений, чем в остальных проявлениях. Смотря на хорошее произведение, создается гармония, спокойствие, тепло и мотивация к жизни, к действию.

Т. О. Л А В К А

Город: Пермь
Творческое объединение Т. О. Л, А В К, А — это проект реставратора Никиты Гилёва и дизайнера Пети Стабровского. В своей работе мастера создают предметы быта и искусства из потерявших смысл артефактов материальной среды.

Никита усматривает в привычных вещах яркие и узнаваемые образы поп-культуры, а Петя создает абстрактные лаконичные вещи-формулы. Оба исследуют унаследованную от прошлых поколений материальную среду, но по-разному её интерпретируют: раскрывают потенциал объекта и актуализируют, наводя фокус на скрытую красоту.

Арт-группа «ЧУДИ»

Город: Челябинск

Профайл: участвовали в ярмарках «Артчоус» и на аукционе «Золото+Болото» в Тюмени.
Арт-группа (Леся Шестакова, Катя Зелёная Земля, Даша Амеланшер, Полина Малахова) начала свою деятельность с коллективных практик: ребята создавали совместные работы по скриншотам с Google-карт, фотографиям растений и челябинских дворов. Активно участвуют в культурной жизни Челябинска — выставляются, делают росписи. Даша занимается фотографией, Полина и Леся — театральные деятельницы, Катя работает с текстилем.
Для нас быть в сфере искусства, смотреть на него, участвовать в его производстве, исследовать его — значит наполнять свою жизнь смыслами и огромной ценностью. Коллективные практики творчества заряжают нас энергией и эмоциями. Для нас в искусстве сокрыта необъяснимая значимость, без которой невозможно представить свою жизнь

Илья Гришаев

Город: Пермь

Профайл: персональные выставки Гришаева прошли в Проекте СТАРТ Винзавод (Москва), галерее Anna Nova (Санкт-Петербург), пространстве «Непокоренные» (Санкт-Петербург) и в Музее современного искусства ПЕРММ (Пермь).
Особенности творческого метода Ильи — абстрактная графика-письмо, звук, отношения между оригиналом и копией, механическим, химическим и цифровым воспроизводством, произведением-документом. В графических объектах он обращается к рисунку, фреске, трафарету-орнаменту, вовлекая зрителей в игру, не предлагая однозначных интерпретаций и не навязывая методов взаимодействия.

Настя Паршакова-Кочергина

Город: Пермь

Профайл: персональная выставка-интервенция «Зов тишины» в рамках цикла выставок «Прогулка по воде» (филиалы Пермского краеведческого музея), портфолио-ревью 2024 в Уральском филиале Пушкинского музея, Port Art Fair 2024 (Санкт-Петербург).
Настя известна своими экспериментами со звуком, текстом и mixed media. Она исследует темы времени и его скоротечности через полуабстрактные движущиеся образы городских и природных пространств. Частью работ художницы стали документальный текст и звук — это голосовые сообщения от друзей, голоса светофоров на перекрестках, явления «культурного вандализма», уличное народное творчество, личные истории и многое другое. Цель этого — попытка увековечить артефакт в иной форме, усилить полученное впечатление и передать другим возможность его интерпретации.
Настя Паршакова-Кочергина:

Искусство — это возможность отвлечься, посмотреть на мир иным взглядом, с другой точки зрения. Оно создаёт эмоции, объединяет людей и помогает им лучше понимать друг друга. Так оно становится неким мостом между внутренним миром человека и окружающим его пространством.