Публикации

Как понимать современное искусство и с чего начать знакомство с ним?

Город
Кажется, что разбираться в актуальных арт-практиках — маст хэв современного горожанина. Но как быть, если модные экспозиции вгоняют в ступор, а слова «реди-мейд», «тотальная инсталляция» и «деконструкция» вызывают дрожь? Попытались разобраться с этим вместе с командой Уральского филиала ГМИИ имени Пушкина.

Подготовили рекомендации для всех, кто этим летом хочет спасаться от жары в прохладных музейных залах и готов познакомиться с современным искусством ближе.

Ищите проводников

Считается, что современное искусство зародилось в 1960-е годы (хотя есть разные версии). Чтобы лучше понимать происходящее после этой точки невозврата, интернет рекомендует изучить всё, что было до нее. Можно, например, стать бакалавром истории искусства. Но если вы не хотите посвящать четыре года своей жизни штудированию нескольких тысячелетий истории искусств и подготовке к визуальным тестам, хватайте за руку того, кто уже успел сделать это до вас.

В музей можно пойти в компании друга-искусствоведа или найти проводника на месте. Хотите познакомиться с выставкой быстро, конкретно и без лишних рассуждений узнать о том, что хотел сказать автор? Ваш вариант — экскурсия. Любите философствовать, находить связи произведений со своим жизненным опытом, да и, наконец, хотите легально поболтать в святая святых? Вам на медиацию.
Адель Еникеева
арт-медиатор, ведущий специалист Уральского филиала ГМИИ

Как экскурсовод-медиатор, я рекомендую начинать знакомство с современным искусством с медиаторской экскурсии. Потому что экскурсовод-медиатор дает вводные, необходимые для понимания произведения и строит диалог вокруг работы. Эти методы помогут вам сформировать своё собственное отношение к арт-объекту или экспозиции в целом. С одной стороны, вы узнаете заложенные автором смыслы, а с другой — сформируете свое независимое мнение. Ваше впечатление от увиденного будет полным вне зависимости от того, понравится вам работа, или нет. Прелесть современного искусства в том, что оно еще не закостенело, не успело обрасти обязательным «железобетонными» интерпретациями. Оно про здесь и сейчас, поэтому лучший способ его понять — обратиться к собственному опыту во время диалога с группой в безопасной обстановке медиации, где можно поделиться своими мыслями и услышать впечатления других людей, которые дополнят ваше восприятие.

Дайте искусству место в своей реальности

Любовь к современному искусству (как и к любому другому) не входит в наши базовые настройки, и скилл — отличить импрессионизм от экспрессионизма не дается при рождении. Здесь важна «насмотренность», и ее можно тренировать почти так же, как мышцы. Немногие из нас с энтузиазмом выберутся в ближайший парк на первые несколько пробежек. Но вот к десятой (или двадцатой) тренировке вы легко запружините по резиновой крошке и задумаетесь о первом марафоне.

Так и с насмотренностью: чем активнее мы знакомимся с миром современного искусства — ходим на выставки, тем больше узнаем о нем и тем радостей обнаружим визуальные связи Риты Хаак с Такаси Мураками, и Анны Комаровой с Ильей Кабаковым.
Арина Воробьева
куратор, руководитель отдела художественных проектов и программ Уральского филиала ГМИИ

«Я бы предложила желающим разобраться в современном искусстве чаще выбираться на выставки и другие специальные события — перформансы, фестивали, знакомиться с экспериментальными форматами и низовыми инициативами. Чтобы понять, нужно не только читать или ходить на экскурсии со специалистами, но и давать себе возможность чаще сталкиваться с искусством непосредственно. Давать ему место быть в своей реальности. Узнавать этот мир и себя через него с помощью искусства, а не вопреки ему. Это реальный инструмент.

Разговаривайте с художниками

Живущий художник — вот очевидное преимущество современного искусства. Создатели перформансов, скульптур, муралов и прочего арта живут и работают рядом с нами. Они ведут телеграм-каналы, читают лекции, открывают свои мастерские и разговаривают со зрителями на музейных программах.
Анастасия Крохалева
художница, историк искусства, ведущий специалист Уральского филиала ГМИИ

Как историк искусства я бы предложила посмотреть онлайн цикл лекций искусствоведа Ирины Кулик «Несимметричные подобия»: получится не только узнать о самых разных современных художниках, но сможете прочувствовать их искусство благодаря тонкой и точной подаче материала лектором. Как художница я бы предложила вам идти непосредственно к моим коллегам, художникам, тем более что в музеях, в том числе в Уральском филиале Пушкинского, устраивают специальные встречи, артист-токи, на которых художники ждут вас и готовы ответить на вопросы. Так через непосредственное и опосредованное знакомство с авторами и их работами вы будете находить то, к чему чувствуете причастность. Ведь в глубине души мы, и художники, и зрители, хотим быть понятыми и ищем то, что будет нас как-то касаться.

Позаботьтесь о своем комфорте

Здоровый гедонизм очень помогает полюбить искусство. Арт-менеджер и писатель Идема Йохан в книге «Как ходить в музей. Советы о том, как сделать посещение музея более осмысленным» предлагает во время визита на выставку максимизировать свой комфорт: если вы знаете, что в экспозиции нет скамеек, можно захватить с собой складной стул или подушку или просто сесть на пол. Важно помнить, что встреча с современным искусством — это целостный опыт, лучше всего завершить его чем-то однозначно хорошим — прогулкой или чашкой кофе, можно даже с десертом.
Уральский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина (ул. Добролюбова, 19А) стремится стать ближе всем, кто хочет познакомиться с современным искусством: до 31 октября здесь работает проект художницы Анны Комаровой и куратора Арины Воробьёвой «Среда обитания». А еще в филиале проводятся встречи и специальные события с художниками. Подробности программ и события публикуются на сайте: pushkinmuseum.art, «Телеграме» и «ВКонтакте».
Фотографии: обложка, 1, 4, 5, 7 — Любовь Кабалинова, 2 — Анна Марченкова, 3 и 6 — Ирина Кудрявцева, 8 и 9 — Максим Субботин