«Субстанция» — до неприятия откровенный и эпатажный фильм Корали Фаржа об увядающей звезде шоу-бизнеса, которая для того, чтобы вернуть молодость, готова пойти на эксперименты с собственным телом. Этот боди-хоррор производит удивительное впечатление: он отталкивает и очаровывает одновременно, во всех смыслах выворачивая наизнанку исполнительницу главной роли Деми Мур. Как и главная героиня, Мур уже давно отстранилась от медийной жизни, и потому фильм воспринимается как ее личная исповедь.
Кинообзреватель Мария Сорокина подготовила подборку из 10 фильмов, которые не только близки по стилистике «Субстанции», но и способны объяснить, как сформировался узнаваемый режиссерский почерк Корали Фаржа.
Кинообзреватель Мария Сорокина подготовила подборку из 10 фильмов, которые не только близки по стилистике «Субстанции», но и способны объяснить, как сформировался узнаваемый режиссерский почерк Корали Фаржа.
«Муха»
Год: 1986
Режиссер: Дэвид Кроненберг
Режиссер: Дэвид Кроненберг
Изображение: «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Канадский режиссер Дэвид Кроненберг считается одним из создателей «боди-хоррора» — жанра фильмов ужасов про модификацию человеческого тела. Пасхалка к его творчеству заметна в самом начале «Субстанции», когда в кадр попадает беспомощно перебирающая лапками в бокале вина муха. Это прямой намек на легендарный фильм «Муха» о гениальном ученом, который во время испытаний телепортации сливается в молекулярно-генетически целое со случайно залетевшим в стерильную камеру насекомым.
«Неоновый демон»
Год: 2016
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
Изображение: «Престиж Кино»
Психологический триллер о наивной девушке Джесси, которая собирается покорить Лос-Анджелес, не имея ничего, кроме своей красоты. Несмотря ни на что, она становится успешной моделью и уверенно движется вверх по карьерной лестнице. Но, с головой окунувшись в мир гламурного успеха, Джесси забывает о зависти и коварстве своих новых коллег, которые готовы во всех смыслах «сгрызть» амбициозную конкурентку.
«Скрежет»
Год: 2022
Режиссер: Ханна Бергхольм
Режиссер: Ханна Бергхольм
Изображение: «Russian World Vision»
Как и в «Субстанции», в этом фильме элементы хоррора являются всего лишь метафорой. Они необходимы режиссеру, чтобы подчеркнуть душевные травмы героя и показать, что за красивой картинкой в социальных сетях может скрываться боль и подавленная агрессия. «Скрежет» — это история об идеальной финской семье, безупречная жизнь которой трещит по швам, когда девочка Тинья находит в лесу загадочное яйцо, из которого вылупляется жуткое существо.
«Реликвия»
Год: 2020
Режиссер: Натали Эрика Джеймс
Режиссер: Натали Эрика Джеймс
Изображение: «Ракета Релизинг»
Пожилая женщина страдает деменцией и уже не в состоянии самостоятельно жить в старом, покрытом черной плесенью, доме. Дочь и внучка пытаются увезти героиню в дом престарелых, но она отчаянно не желает покидать привычный мир. С первого взгляда может показаться, что это типичный ужастик про призраков и «плохой дом», но на самом деле «Реликвия» поднимает важную тему страха старости, а мощная, пробирающая до мурашек, финальная сцена метафорически показывает примирение трех поколений женщин.
«Глотай»
Год: 2019
Режиссер: Карло Мирабелла-Дэйвис
Режиссер: Карло Мирабелла-Дэйвис
Изображение: «Вольга»
Что бы вы стали предприняли, прочитав совет: «Старайтесь каждый день делать что-то неожиданное»? Наверняка, отправились бы в путешествие или сделали спонтанную покупку. А героиня фильма «Глотай», молодая беременная домохозяйка, начинает глотать булавки, скрепки и другие несъедобные предметы, получая физическое удовольствие. Этот психологический триллер мог бы стать предметом пристального внимания психотерапевтов, но обычному зрителю показывает, какие формы может приобретать простое желание человека хоть что-то контролировать в жизни.
«Тошнит от себя»
Год: 2022
Режиссер: Кристоффер Боргли
Режиссер: Кристоффер Боргли
Изображение: «Scandinavian Film Distribution»
Главная героиня «Субстанции» отчаянно пыталась получить мировую славу, а героиня этой черной комедии, девушка Сигне, болезненно зависит от внимания окружающих ее людей. Чтобы получить необходимую ее заботу она начинает принимать секретный препарат «Лидексол», вызывая у себя страшную кожную аллергию. Физическое состояние Сигне ухудшается с каждым днем, но она чувствует себя счастливой, поскольку люди жалеют ее, позволяя безгранично купаться в их внимании.
«Смерть ей к лицу»
Год: 1992
Режиссер: Роберт Земекис
Режиссер: Роберт Земекис
Изображение: «Neoclassica»
История о коварной актрисе, которая отбивает жениха у своей подруги-писательницы. Спустя время та триумфально возвращается — красивая, стройная и посвежевшая, что и переводит противостояние на новый, фантастический уровень. Эта удостоенная «Оскара», стильная черная комедия не теряет актуальности даже спустя после 32-х лет с момента выхода, неизменно восхищая актерской работой. Мэрил Стрип и Голди Хоун играют здесь достойных друг друга «закадычных подруг», а Брюс Уиллис — уставшего «до смерти» от этих двух дамочек пластического хирурга.
«Видеодром»
Год: 1983
Режиссер: Дэвид Кроненберг
Режиссер: Дэвид Кроненберг
Изображение: «Юниверсал Пикчерс Рус»
Еще один созданный в «эстетике отвратительного» боди-хоррор Кроненберга о телевизионном продюсере, который случайно находит по кабельному телевидению передачу «Видеодром», открыто демонстрирующую настоящие пытки и убийства. Просматривая раз за разом это садистское шоу, герой обнаруживает, что оно не только убивает психику человека, но начинает разлагать тело. В своей завораживающей работе Кроненберг использует талант визионера на полную катушку, показывая, насколько далеко может зайти негативное влияние экранного насилия.
«Титан»
Год: 2021
Режиссер: Жюлия Дюкурно
Режиссер: Жюлия Дюкурно
Изображение: «Парадиз»
Шокирующий и жестокий фильм, получивший девятиминутные овации и «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Алексия переживает в детстве автомобильную аварию, после чего в ее череп устанавливают титановую пластину. Спустя много лет выяснится, что шрам от повреждения остался не только на теле девушке, но и в ее душе: она склонна к неконтролируемой агрессии и не может принимать или выражать любовь ни в какой иной форме, кроме насилия.
«Человек-слон»
Год: 1980
Режиссер: Дэвид Линч
Режиссер: Дэвид Линч
Изображение: «Юниверсал Пикчерс Рус»
Драма, снятая на черно-белую пленку от маэстро экзистенциальных и тревожных фильмов Дэвида Линча. Фильм основан на биографии Джозефа Меррика, чье тело было страшно деформировано из-за неизлечимой болезни. Доктор Тривз находит Меррика в викторианском «шоу уродов» и выясняет, что это не умственно отсталый человек, а духовно и интеллектуально богатая личность, которую не способно принять жестокое общество.