Публикации

Обновление парков, реконструкции пространств и много артов: урбан-итоги Екатеринбурга в 2024 году

Город
2024 год для городской среды Екатеринбурга выдался плодотворным: в уральской столице переосмыслили и перезагрузили две большие центральные локации, некоторые парки дождались обновлений и реновации, а художники добавили еще больше красок на улицы.

Не станем отрицать, что еще много пространств нуждаются в обновлении и городу предстоит проделать большую и долгую работу. Пока мы в ожидании Нового года и свежих проектов по изменению среды, вспоминаем, чем для Екатеринбурга запомнился уходящий год и какие проекты оставили в городе значимый след.

Каток залили на площади 1905 года, а ледовый городок переехал в Исторический сквер

Начнем обзор с актуального — «рокировке» ледового городка на каток. Его залили на главной площади Екатеринбурга впервые. Также здесь установили ларьки с едой, две смотровые площадки и всю инфраструктура для проката. Покататься на коньках здесь можно будет до середины февраля.

Ледовый городок тоже впервые переехал в Исторический сквер, который обычно зимой пустует. Плотину городского пруда украсили большие светящиеся снежинки, возвели и украсили главную елку. По словам чиновников из городской администрации, две большие арки будут встречать посетителей по обеим сторонам сквера, рабочие уже собрали каркасы всех горок. Скоро откроют лабиринт и парк скульптур конкурса «Европа-Азия».

Получилось ли городу переосмыслить Исторический сквер? Выводы сделаем позже.

Сады, воркаут и арт про любовь за Макаровским мостом

Еще одно большое центральное городское пространство давно требовало переосмысления — площадка за Макаровским мостом. Не так давно сооружению подарили яркую ночную подсветку, а в этом году его культурно и урбанистически наполнили. Впервые этим летом здесь посадили зеленые сады фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», который с 2018 года обитал на площади 1905 года. Дизайнеры из разных городов и стран (были участники из Перу и Азербайджана) облагородили левый берег городского пруда чуть выше Макаровского моста. В концепции каждого сада — глубокие смыслы. Чего только стоит инсталляция перуанцев Сalabaza с огромными цветными пружинами, которые символизируют перетекание жизни.
В этом году команда «Атмофеста» позаботилась и о том, чтобы за садами ухаживали круглогодично, поэтому еще одна хорошая новость в том, что чиновники будут выделять на это бюджет. Главный идеолог фестиваля Юлия Сорокина на этом не остановилась и амбициозно взялась за восстановление лодочной станции начала XX века по соседству с садами.

Станцию воссоздадут по чертежам 1930-х годов, в эскизном проекте можно увидеть амфитеатр с видом на городской пруд, причалы и пирсы.
На этом обновления под Макаровским мостом не закончились: здесь обустроили спортивную площадку, а фестиваль уличного искусства «Стенограффия» взялся за опору моста. Два каллиграфа Вася Бас из Екатеринбурга и Sneakhotep из ОАЭ сделали мурал, который оплетает конструкцию — так получилось признание любви к городу.

В свою часть работы Вася Бас зашифровал многослойное послание. Самый нижний, основной ярус — «Екатеринбург, любимый город наш»; второй — слова «Мой, твой, наш. Город большой любви»; а в третьем скрывается стихотворение его авторства, послание которого наша редакция всецело разделяет:

Объятия культур, сведение мостов.
Процессы питает большая любовь.
И в мире закон, известный в веках:
Любовь есть одна, на всех языках.

Реконструкция Литературного квартала

Реконструкцию подарили и Литературному кварталу, который долго ждал обновления. Здесь обустроили тротуары, установили новые скамейки, пандусы, для детей оборудовали три детских площадки, для зрителей обновили амфитеатр. Рабочие установили систему навигации, сделали освещение и тактильную гранитную плитку. И, конечно, не обошлось без благоустройства: на территории высадили более 30 тысяч растений.

Между Камерным театром и музеем «Литературная жизнь Урала XIX века» появилась обновленная деревянная беседка — копия той, в которой отдыхал писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. А по всему парку расположили литературные таблички, поэтому гости смогут сопровождать прогулку цитатами писателей и поэтов.

Также здесь можно найти музыкальный островок с инструментами, на которых гости парка могут свободно поиграть: глюкофон, кахон, джембе и даже акустическое зеркало.

Главпочтамт: возвращение истории

В 2019 году вывеска на фасаде стала частью проекта художника Эгемен Демирчи в рамках проекта 6-й Уральской индустриальной биеннале «Что есть будущее, как не отрезок настоящего». Желающим предлагали отправить себе послания в будущее, которые через 100 лет вручат адресатам. В честь этого на фасаде почтамта появилась надпись с телеграфной пунктуацией «Во все завтра зпт в которые мы предпочитаем не верить тчк», которая отсылала к значению здания в прошлом веке.

В этом году вывеска Почтамта снова преобразилась. Над главным входом почты на проспекте Ленина и со стороны сквера Попова появилась синяя надпись «Почта», расположение и дизайн которой соответствует оригинальному проекту здания. Так, художественный проект предвосхитил изменения одного из главных символов конструктивизма.

Здание 1934 года ждут новые этапы модернизации. Здесь восстановят штукатурку, кирпичную кладку стен и установят новые двери из ценных пород древесины.

Белизна купола цирка в рамках реконструкции

В Екатеринбурге завершили работы над внешним куполом цирка имени В. И. Филатова. Конструкция буквально слепит своей белизной. После завершения реконструкции купол и фасады здания цирка украсит архитектурная подсветка. Обновление купола — часть масштабной реконструкции здания, которую завершат только в 2026 году.

Интересно, что в этом году креаторы города уделили цирку особое внимание: теперь здание можно носить на голове. Шапки и шарфы с паттернами купола стали частью капсульной коллекции Ctrl + C — совместного проект уральского бренда Сheck Ya Head, дизайнера Насти Москвиной и «Атома». Каждую 1000 рублей с покупки они обещают отправить на восстановление еще одного культового объекта — «Памятника клавиатуре».

Лаборатория «Антихрупкость» и Школа дизайна НИУ ВШЭ решили пойти дальше и создали коллекцию фарфоровой посуды «Все это цирк». Дизайн сочетает минимализм с изяществом форм, говорят создатели проекта. Студенты под руководством художника Андрея Люблинского разработали тарелки как арт-объекты, объединив культурное наследие, современный дизайн и инновационные технологии. В коллекцию входят фарфоровые тарелки трех размеров с уникальными рисунками.

Но вернемся к городской среде. До конца этого года должно завершиться благоустройство левого берега Исети от улицы Куйбышева до Декабристов. Здесь обустроят разноуровневую набережную в деревянном покрытии, высадят деревья и кустарники, установят освещение, а спуск к воде сделают с луговыми травами.

Обновление Летнего парка «Уралмаш»

Из центральных локаций перенесемся на север города — в летний парк «Уралмаш». Буквально на днях в него вдохнули в новую жизнь и отметили большим праздником. На территории прибавилось детских площадок, дорожек, появилось больше освещения и удобных скамеек.

На днях здесь установили большую нарядную елку, а чтобы создать еще больше настроения, снова установили почтовый ящик, чтобы отправлять письма Дедушке Морозу. Всем, кто укажет обратный адрес, до конца января отправится ответ с поздравлением. На этом реконструкция парка не заканчивается, ее продолжат следующей весной.

Переосмысление росписей на Тропе Букашкина

Про важность вклада в городскую среду и легенду, которая это пропагандировала через искусство — панк-рок-скоморохе, художнике старике Б. У. Кашкине — много в этом году говорила паблик-арт-программа «ЧО». Старик Б. У. Кашкин появился в 1980-е: до этого Евгений Малахин работал инженером-энергетиком и увлекался слайдовой фотографией. Затем он отказался от обычной работы, перешел на службу дворником и целиком посвятил себя творчеству.

Все лето и осень «ЧО» занимались большой программой событий, посвященных художнику. Ее кульминацией стало переосмысление росписей на Тропе Букашкина во дворах на проспекте Ленина, 5. Изображения из обновленной раскраски вместе с издательством TATLIN, созданной на основе работ Букашкина и «Картинника», превратились в постеры. Огромными раскрасками горожане и «ЧО» облагородили уставшие стены и провели приятные выходные за раскрашиванием в центре города. Из раскраски изображения взяли и для футболок.

В лучших традициях «Картинника» горожане расписывали гаражи на Тропе Букашкина. Это были единственные поверхности, которые оставались без изображений. Они вошли в эксклюзивный экскурсионный маршрут «По следам и росписям Букашкина».

Восстановление культового арт-объекта «Банки Сгущенки и супа Cambells’s»

Еще один фестиваль, который в этом году презентовал не только больше 15 новых арт-объектов, но и восстановил предыдущие, — «Стенограффия». «Банки Сгущенки и супа Cambells’s» — работа, сохранившаяся с первого, 2010 года фестиваля «Стенограффия» и ставшая арт-символом Ботаники, а потом и города. В юбилейный, пятнадцатый сезон в рамках проекта STENOGRAFFIA_REVISION, команда смогла обновить поверхность.

Огромные банки сгущенки и томатного супа созданы новосибирской командой TAKNADO в рамках темы первого фестиваля «Европа и Азия: столкновение противоположностей». Банка томатного супа Campbell’s является копией работы Энди Уорхола, как символа западной культуры, а родная банка сгущенного молока стала образцом советского дизайна и символом сладкой детской мечты.

Для реставрации «Банки Сгущенки и супа Cambells’s» пригласили новосибирского художника Мишу Мака. Помимо восстановления и возвращения прежнего вида арт-объекту, художник добавил черты своего характерного стиля — «урбан-фолк». А волонтеры и организаторы фестиваля позаботились о площадке вокруг: прибрали на месте строительный мусор и покрасили элементы детской площадки.
Фотографии: обложка — Артемий Шурыгин, 1, 4 — телеграм-канал Алексея Орлова, 2, 3 — Лиза Журавлева, 5, 6, 9, 12−15 — Дима Зимарев, 7, 8 — Виктория Юзбашева, 10 — Макс Лоскутов, 11 — Летний парк «Уралмаш»