Публикации

Ювелирная карта Урала: рассказываем, как устроены заводы и мастерские, где металл становится искусством

Город
Горы, малахит, легенды о Даниле-мастере и его каменном цветке — Урал с давних пор славится ювелирным промыслом. Для ремесленников региона работа с камнями — привычное и любимое дело. В рамках выставки-форума ювелирного искусства и бижутерии «Тонкие грани» журналист Чойса Василиса Алексеева отправилась на пять производств уральских ювелирных брендов.

Почему Moiseikin — для тех, кто устал от брендов, как Natasha Libelle заставляет ювелирный камень «гореть», что за украшения-трансформеры создает CHAMOVSKIKH, как «РИНГО» превращает банковские слитки в украшения и как любовь к Уралу выражается в изделиях Moonswoon — об этом и не только в нашем репортаже.



Moiseikin

Ювелирный дом MOISEIKIN основан Виктором Моисейкиным в 1993 году. Международная компания создает авторские ювелирные украшения и камнерезные произведения искусства, которые продаются по всему миру.

MOISEIKIN имеет более 20 патентов и несколько изобретений. Среди них — запатентованная технология подвижной закрепки камней под названием «Русская закрепка» или Waltzing Brilliance. Она позволяет камням в изделии свободно двигаться и вращаться словно в танце.


Виктор Моисейкин и его команда сочетают традиции русского ювелирного искусства с инновациями, предлагая покупателям не просто украшения, а предметы роскоши с философским и эстетическим замыслом.

Виктор Моисейкин:

Мы создаем украшения для тех, кто устал от брендов. Наш ювелирный дом всегда был за искусство, а искусство — это эмоции, то, что не хочется выпускать из рук. В последнее время появилось стремление упростить форму, уменьшить количество цветов, но при этом сохранить высокий эмоциональный накал и оставить пространство для зрителя, чтобы он мог увидеть в украшении свое отражение.


Ювелирный дом имеет полный цикл производства. Специалисты под руководством Виктора Моисейкина подбирают камни — компания работает с проверенными поставщиками по всему миру. Команда дизайнеров доводит идеи до совершенства, создает эскизы и цифровые 3D-модели. Самый опытный мастер — Владимир Сапожников, занимающийся ювелирным делом с 1964 года. Также на производстве есть участок камнерезной пластики, где создают скульптуры из камня, геммологический отдел и отдел технического контроля и литья.

Магазин бренда расположен в Екатеринбурге в ТЦ «Европа», где представлены все украшения, которые экспонировались на российских и международных выставках в Гонконге, Лас-Вегасе, Европе и других странах.


Moonswoon

Ольга Локшина, философ по образованию, создала бренд Moonswoon в 2014 году. Компания выпускает украшения из серебра, минералов, камней и эмали, а в следующем году планирует вернуться к работе с золотом и драгоценными камнями. Среди бестселлеров: коллекции с изображением незабудок, изделия из дропа по мотивам сказа Бажова «Каменный цветок» и украшения с трепещущим сердцем.

Ранее изделия Moonswoon продавались только онлайн и в корнерах, но в этом году бренд открыл первые офлайн-магазины: в марте — бутик в Екатеринбурге на Хохрякова, 48, а в июле — в Москве на Покровке. Как и многие локальные марки, Moonswoon не имеет собственного производства и сотрудничает с несколькими российскими заводами: в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Костроме. Разные предприятия специализируются на разных направлениях. Например, изделия с камнями для Moonswoon изготавливают на «ЕкатеринбургЮвелирПром», а украшения с эмалью — на производстве Павла Корягина Aligio.


Контрактное производство Aligio работает с серебром, золотом, нейзильбером, а также латунью и бронзой.
Павел Корягин, директор Aligio:

Moonswoon — наша главная любовь. Мы сотрудничаем с брендом с 2020 года, когда у меня была мастерская всего на 17 квадратных метров. Постепенно продажи росли, и наше производство развивалось вместе с ними.

Процесс создания изделия начинается с разработки 3D-модели, которую печатают на 3D-принтере из полимера: либо для прямого литья, либо для изготовления резиновой формы. На основе модели создают мастер-образец, покрывают его резиной, формируя пресс-форму для тиража. В форму заливают расплавленный воск и получают «ювелирную елочку» — конструкцию с восковыми деталями будущих украшений. После литья из металла изделия проходят обработку, шлифовку и гальванику — нанесение покрытий, таких как родий, серебро и позолота.


В Moonswoon много украшений с холодной эмалью. На производстве используют два вида: ту, что застывает под действием ультрафиолета, и ту, что твердеет со временем, как эпоксидная смола.

В тиражных изделиях самое главное — постоянство и качество финального продукта, которое очень зависит не только от подготовительных этапов, но и от полировки. Ей на производстве занимаются несколько человек, и только самые умелые полируют изделия Moonswoon — капризное серебро требует большой внимательности.


Natasha Libelle

В этом году ювелирный бренд Натальи Шумаковой Natasha Libelle отмечает 25-летие. Слово «Libelle» переводится как «стрекоза», поэтому элементы образа этого насекомого часто встречаются в украшениях.

Наталья Шумакова — геммолог, как и ее отец. Она часто вспоминает, что вместо игрушек в детстве у нее были камни, поэтому в украшениях бренда главное — камень, вокруг него строится вся задумка. Для Натальи важно, чтобы он «горел» и раскрывал всю свою красоту. Каждое изделие основательница примеряет сначала на себя, чтобы понять, будет ли она его носить.


Никита Баранов, руководитель отдела дизайна Natasha Libelle:

Символ Natasha Libelle — пармская фиалка, вдохновившая бренд на фирменный фиолетовый цвет. Его оттенки воплощены как в самих изделиях, так и в пространстве шоурума.

Среди знаковых коллекций бренда — работы с демантоидами и малахитом. Natasha Libelle использует только природные самоцветы. В собственной мастерской их гранят штатные мастера, многие из которых — потомственные ювелиры.


Производство полного цикла позволяет работать с разными техниками: микромозаикой, резьбой по камню, каменной пластикой и витражной эмалью. В бутике на Радищева, 31, первый этаж занимает шоурум, а на втором расположены рабочие места креативной команды и геммологов. Остальные производственные участки также находятся в Екатеринбурге.


«РИНГО»

Ювелирный бренд «РИНГО» уже более 30 лет создает украшения на Урале. Во флагманском салоне представлено колье «Райские птицы» с огромным изумрудом-кабошоном. Этот минерал признан национальным достоянием: он был добыт на Малышевском месторождении — единственном на континенте месторождении изумрудов — и долгие годы провел в Государственном хранилище России. Позже бренд выкупил камень и поместил в это колье.

Первая производственная площадка «РИНГО» расположена в Екатеринбурге, вторая — в городе Куса Челябинской области.


Ольга Павлова, PR-партнер бренда:

Нас отличает дизайн: незаимствованные формы, создаваемые в собственной дизайн-студии, с опорой на значимые культурные коды. Эти украшения действительно не похожи ни на какие другие. «РИНГО» работает в формате мелкосерийного производства. Для создания изделий используются банковские слитки золота 999-й пробы и итальянская лигатура. С ее помощью проба снижается до 585-й: чем она ниже, тем выше прочность.

Путь украшения «РИНГО» начинается с карандашного эскиза в разных проекциях. Уже на этом этапе разрабатывается точная инструкция для сборки и закрепки. Далее проект переводят в 3D-модель, по которой изготавливают физический макет: ювелиры изучают каждую деталь, вносят корректировки и только после этого утверждают финальный файл. Он сопровождает изделие на всех этапах производства и включает схему сборки и закрепки, перечень деталей, вставок и вес.


На участке прототипирования создаются восковые элементы с помощью 3D-принтера или фрезера, затем они собираются в «ювелирную елочку» и отправляются в литейный цех. После литья — сборка, обработка, шлифовка, нанесение покрытия из родия, рутения или нанокерамики.

Отдельное внимание уделяется подбору камней: геммолог вручную отбирает каждую вставку по оттенку, чистоте и форме, а мастера-закрепщики аккуратно встраивают их в металл.

Контроль качества осуществляется на каждом этапе — на свои украшения «РИНГО» дает пожизненную гарантию.


CHAMOVSKIKH

Ювелирный бренд CHAMOVSKIKH Jewellery House открыл свое первое производство в 2001 году и с тех пор реализовал множество значимых проектов. Команда ювелиров создала коллекцию «Петергоф», где 20 изделий складываются в мозаичную панораму дворцового комплекса, и воссоздала брошь с аквамарином императрицы Александры Федоровны. Визитная карточка бренда — украшения с трансформацией. Например, серьги из коллекции Jazz Age меняют длину, а колье «Мерлион» можно носить как чокер или браслет.


Юрий Толмачев, вице-президент CHAMOVSKIKH:

Многолетний опыт и уникальные камни позволяют нам экспериментировать и создавать вау-эффект благодаря сложным техническим решениям. Мы разрабатываем собственные механизмы, патентуем их и интегрируем в украшения.

Создание украшения начинается с приобретения камней. После этого семь дизайнеров вместе с Александром Чамовских проводят мозговой штурм, определяя идею изделия. Отобранные камни проходят через руки геммологов, а художники создают эскизы: сначала карандашные, затем цифровые. 3D-отдел переводит идеи в объемные модели, которые тестируются на серебряных или полимерных макетах для проверки эргономики и деталей. После доработки файл передается на прототипирование, а каждое изделие получает паспорт с техническими характеристиками.


На этапе прототипирования мастера изготавливают восковые модели с помощью фрезерных станков и 3D-принтеров. Восковые детали собираются в «ювелирную елочку», покрываются формовочной массой и отправляются в печь, где воск вытапливается, а полость заполняется металлом. После литья ювелир-монтажник собирает изделие, которое затем передают закрепщику для установки камней. Финальный этап — гальваника: изделие покрывают родием для блеска и прочности.

После каждого производственного шага украшение проходит проверку в отделе технического контроля, где оценивается на соответствие стандартам качества ювелирного дома CHAMOVSKIKH.