В августе был принят федеральный закон, которой среди прочего, добавит суеты владельцам страниц в социальных сетях, чье количество подписчиков превышает 10 000. Теперь блогеры обязаны сообщить о себе Роскомнадзор.
И хотя закон формально начал действовать с момента его официальной публикации, 8 августа, Роскомнадзор начнет вести реестр таких страниц только с 1 ноября*. А значит, есть время подготовиться. Вместе с командой юридического бюро IT’s LEGAL разобрались в нюансах нового закона и составили человеческую инструкцию.
* Важно понимать, что сейчас нормативные акты по этому законопроекту проходят публичные слушания, поэтому сведения в них могут измениться. Ожидаемая дата утверждения — 31 октября.
И хотя закон формально начал действовать с момента его официальной публикации, 8 августа, Роскомнадзор начнет вести реестр таких страниц только с 1 ноября*. А значит, есть время подготовиться. Вместе с командой юридического бюро IT’s LEGAL разобрались в нюансах нового закона и составили человеческую инструкцию.
* Важно понимать, что сейчас нормативные акты по этому законопроекту проходят публичные слушания, поэтому сведения в них могут измениться. Ожидаемая дата утверждения — 31 октября.

В чем суть?
Социальные сети будут обязаны размещать на страницах информацию о включении в реестр страниц-десятитысячников. С 1 ноября Роскомнадзор начнет вести реестр таких страниц, а с 1 января 2025 года на страницах, которые не были включены в реестр, нельзя будет публиковать рекламу и размещать инфу о способах финансирования — речь идет о донатах.
Владелец соцсети по требованию Роскомнадзора будет обязан заблокировать страницу, если ее нет в реестре. Всем пользователям запрещается репостить контент со страниц, которые имеют 10 000 пользователей, но не включены в реестр.
Владелец соцсети по требованию Роскомнадзора будет обязан заблокировать страницу, если ее нет в реестре. Всем пользователям запрещается репостить контент со страниц, которые имеют 10 000 пользователей, но не включены в реестр.

Кто должен предоставлять информацию
Данные о странице/паблике/группе, где больше 10 тысяч подписчиков, должен передавать именно создатель страницы, независимо от того, кто на данный момент является владельцем страницы и имеет ли на данный момент создатель страницы к ней какое-либо отношение.
Такая формулировка вызвала критику на стадии публичных слушаний, потому что страницы, верифицированные на юридические лица, когда-то были созданы какими-то физическими лицами, которые уже могут давно не иметь никакого отношения ни к юридическому лицу, ни к самой странице.
Скорее всего, будут внесены уточнения в проекты актов, либо появятся дополнительные разъяснения.
Такая формулировка вызвала критику на стадии публичных слушаний, потому что страницы, верифицированные на юридические лица, когда-то были созданы какими-то физическими лицами, которые уже могут давно не иметь никакого отношения ни к юридическому лицу, ни к самой странице.
Скорее всего, будут внесены уточнения в проекты актов, либо появятся дополнительные разъяснения.

Какую информацию необходимо предоставлять
- Наименование и ссылка на страницу;
- Сведения о пользователе, создавшем персональную страницу (опять же, здесь ждем разъяснений, идет ли речь о непосредственном владельце страницы или о фактическом создателе);
- Сведения о лицах, которым создатель страницы предоставил право самостоятельно размещать информацию на такой странице (в проекте именуются как «администраторы персональной страницы»);
- Для юридических лиц — наименование организации, ОГРН.

Что будет, если все это игнорировать
На данный момент никакой специальной ответственности за нарушение нет. Нет также и проектов законов о введении такой ответственности.
Единственная (пока что) ответственность, которая может наступить с 1 января — это ответственность за размещение рекламы. Здесь можно привлечь по ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе» со штрафом для граждан от 2 000 до 2 500 рублей, для должностных лиц от 4 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей.
С 1 января 2025 года социальные сети по требованию Роскомнадзора будут обязаны в течение суток блокировать страницы с 10 000 пользователями при нарушении обязанности включиться в реестр.
Единственная (пока что) ответственность, которая может наступить с 1 января — это ответственность за размещение рекламы. Здесь можно привлечь по ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе» со штрафом для граждан от 2 000 до 2 500 рублей, для должностных лиц от 4 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей.
С 1 января 2025 года социальные сети по требованию Роскомнадзора будут обязаны в течение суток блокировать страницы с 10 000 пользователями при нарушении обязанности включиться в реестр.

Уговорили. Как передать информацию
Только в электронной форме. Функция подачи заявки будет реализована на Госуслугах и на сайте Роскомнадзора. Скорее всего заявка будет подаваться посредством заполнения предложенной формы.
В настоящее время нет никакого демонстрационного варианта интерфейса, с помощью которого можно было бы составить инструкцию по подаче заявки на включение в реестр.
В настоящее время нет никакого демонстрационного варианта интерфейса, с помощью которого можно было бы составить инструкцию по подаче заявки на включение в реестр.