Публикации

Музейные экспонаты на городских фасадах: гид по барельефам Екатеринбурга

Город
В Екатеринбурге можно пройти по одной и той же улице десятки раз и не заметить, что над театрами, школами и жилыми домами скрываются барельефы. Они легко могли бы оказаться в музее, но «выбрали быть счастливыми» и украшают улицы города.

Когда-то барельефы был важными акцентами на зданиях: подчеркивали эпоху, идею или назначение постройки. Сегодня многие из них потерялись в визуальном шуме города, но все еще хранят отпечаток времени и замысел авторов.

Совместно с Музеем истории Екатеринбурга мы сделали подборку 14 барельефов, которые проходим каждый день, но не обращаем на них внимания. Сохраняйте адреса, чтобы в следующий раз посмотреть на знакомые здания иначе.

Светлана Булатова, заместитель директора Музея истории Екатеринбурга

Неотъемлемая часть архитектуры советского модернизма, которого в Екатеринбурге немало, — росписи, сграффито или мозаики. Произведения художников-монументалистов, работавших в содружестве с проектировщиками, обогащали бруталистские фасады зданий. Пластические решения, в частности техники горельефа и барельефа, также активно использовались в отделке общественных сооружений.

В Свердловске лидерские позиции в этом жанре в 1960−70-е годы удерживал дуэт Виталия Беляева и Леопольда Венкербеца, оформивший многие знаковые объекты — от Дворца молодежи и Дворца спорта до Исторического сквера. Со временем появилось немало других оригинальных художников и скульпторов-монументалистов. К счастью, многие из созданных ими работ сохранились до наших дней.

Дворец молодежи

пр. Ленина, 1

Бетонные фасады Дворца молодежи, подарка городу к 250-летию (1973), украсили барельефы Виталия Беляева и Леопольда Венкербеца. На парковом фасаде разместилось панно со спортивным сюжетом — рядом находился вход в спортзал.

Центральный фасад заняла композиция из тонированного алюминия 40×6 м, воспевающая советскую молодежь: девушка-мечтательница, юноша с книгой, сталевар и молодой ученый на фоне глобальных событий. В центре — пламя преемственности, передаваемое из рук в руки.

Исторический сквер


Исторический сквер создали к 250-летию города на месте промплощадки, но художественное оформление затянулось почти на десятилетие. В 1978 году утвердили проект: два обелиска у входов со стороны проспекта Ленина, бронзовые барельефы на стене плотины и пять скульптурных групп вдоль берега Исети, посвященных советскому периоду.

Работу поручили Виталию Беляеву, Леопольду Венкербецу и архитекторам под руководством Николая Алферова. Первые барельефы — рудознатец, мастеровые, металлурги и Татищев с соратниками — установили лишь 7 ноября 1987 года. Вторую часть планировали к Дню Победы 1988-го, но так и не реализовали.

На мосту появились «полоски стали», завязанные в узел — символ мастеровых. Однако проект встретили критически, а оформление станций нового метро сочли попыткой реабилитации авторов.

Станция метрополитена «Машиностроителей»


Работу художников по оформлению вестибюлей станций свердловского метро курировал главный архитектор города — Геннадий Белянкин. К проектам было приковано большое внимание. Сергей Паус, получивший заказ на оформление станции «Калининская» («шефом» стройки стал завод имени Калинина) отправил в мусорную корзину фактически готовые эскизы рельефов, посвященных «всесоюзному старосте», и разработал новую версию композиций для переименованной станции «Машиностроителей».

Станция метрополитена «Динамо»

Первое, на что обращаешь внимание на станции — скульптура античного «Дискобола», выполненная Виталием Беляевым. В свое время она вызвала горячую дискуссию как не соответствующая контексту: «Почему бы на пьедестал не поставить скульптуру конькобежца?» Также над проходом к эскалаторам расположен барельеф, изображающий юношу и девушку — символ гармонии.

Станции метрополитена на Уралмаше

Отметим еще две работы художников-скульпторов. В вестибюле станции «Проспект Космонавтов» были смонтированы рельефы «Прощание» и «Встреча» художника Бориса Клочкова, а над спусками в вестибюль станции метро «Уралмаш» появились скульптурные композиции за авторством Владимира Егорова.

Екатеринбургский цирк

ул. 8 Марта, 43
Строительство нового цирка в Свердловске в 1979 году стало заметным событием. Дрессировщица Генриетта Белякова вспоминала: «Удивил ажурный купол на фоне неба, простор вестибюлей, размах лестниц, сверкающие окна, отраженные в зеркалах. С каким вкусом использованы мрамор, гранит, металлическое литье! Радостным и светлым получился горельеф, украшающий фойе второго этажа. Он рассказывает об искусстве цирка. Авторы — свердловские художники А. Антонов и Г. Метелев».

Их работа во многом затмила горельефы на фасаде — 12 композиций о цирковых профессиях, созданных по эскизам московских мастеров под руководством заслуженного художника РСФСР Б. Широкова.

Свердловский академический театр драмы

пл. Октябрьская, 2
Более поздний пример фасадного убранства (1990) и один из самых впечатляющих сегодня скрыт от глаз: в 2000-е модернистский Драмтеатр накрыли стеклянно-пластиковым куполом (целесообразность спорна). Речь о резных деревянных порталах Вениамина Степанова — 12 монументальных композиций, опоясывающих здание с трех сторон. В отличие от цирка, художник говорит языком аллегорий: творение из хаоса, полет Икара, Георгий со змеем, Пьета — сцена оплакивания Христа Марией.

Ресторан Forest

ул. Горького, 36
В интерьере ресторана Forest нельзя не отметить декоративное панно ботанического барельефа длиной 6,8 метров. Его делали зимой, и растения пришлось заказывать из Голландии, потому что цветов нужной высоты в Екатеринбурге в это время просто не было. Композицию придумала художница Эльза Баширова.

Детская школа искусств № 1 им. Фролова

ул. Малышева, 98
Некоторые работы остаются невидимыми по другой причине. Перемещаясь по городу привычными маршрутами, мы начинаем грешить туннельным зрением и не замечаем отдельные архитектурно-художественные детали.

Многие ли из нас, регулярно бывая у Дома кино, обращают внимание на прекрасную работу дуэта художников Виктора Толстоносова и Владимира Сочнева — рельефные композиции, размещенные в простенках Детской музыкальной школы № 1.

Кинотеатр «Салют»

ул. Толмачева, 12
Другой интересный пример авторства того же дуэта — барельефная композиция на фасаде бывшего «Салюта», который открылся уже в новом качестве.

Монументально-декоративная композиция на фасаде жилого дома

пер. Хибиногорский, 31
Немало самобытных работ монументалистов встречается и за пределами центра. Так, торцевую стену общежития в Хибиногорском переулке на Химмаше украшает панно в смешанной технике (рельеф, сграффито). Ранее на первом этаже располагались ведомственные учреждения, включая заводской отдел кадров, что, вероятно, и стало поводом для появления композиции. Авторство неизвестно: художник (или коллектив) показал рабочие и инженерные профессии Уралхиммаша и продукцию предприятия. В центре — барельефный дуэт босоногой девушки в косынке и ученого в халате, вынесенный на отдельную плоскость и приближенный к зрителю.

Детско-юношеский клуб «Созвездие»

пер. Черноморский, 8
На другой улице с не менее экзотическим названием — Черноморский переулок (но уже на Эльмаше) — находится детско-юношеский клуб «Созвездие» (оригинальное название «Ворошиловец»). Его глухую стену украшает раскрашенный рельеф неустановленного авторства условно «профориентационной» тематики, только главными героями на сей раз выступили дети.

Ресторан «Черноморские истории»

ул. Сакко и Ванцетти, 61
Дизайн заведения «Черноморские истории» разработал архитектор Антон Меркулов (Kitchen, «Ptizza счастья», Dorian Gray). Здесь два этажа с открытой кухней и столиками, за которыми можно позавтракать или выпить вина с устрицами — выловить их можно прямо здесь, в аквариуме, над которым красуется симпатичное панно с чайками.
Узнать историю создания этих и других произведений свердловских мастеров можно в канале Музея истории Екатеринбурга и медиа «Беседка». Советуем изучить интервью с художниками-монументалистами Борисом Клочковым, Сергеем Паусом и Леонардом Гусевым.
Фото: обложка, 1−20, 23−26, 30−33  — Дима Зимарев / Чойс, 27−29 — Артемий Шурыгин / Чойс, 21, 22 — Сергей Потеряев.