Алина Разуваева, создательница проекта Glazurmag, который рассказывает о российских брендах:
Локальные продукты стали скорее востребованными, чем модными. Поскольку импорту стала необходима качественная замена. Можно было бы заполонить весь рынок китайским импортом, но восприятие своей продукции намного позитивнее. Поскольку страна большая, пользоваться локальным ради экологии и снижения стоимости за счет нулевой логистики — очень разумно для всех российских городов. Еще такой продукт часто становится гостинцем из поездок по России.
А вот элементы национальной идентичности в искусстве и дизайне — это скорее манифест на сложившуюся политическую ситуацию. В период долгой глобализации — около 100 лет — мы стали забывать себя во всех аспектах жизни. Много внимания уделялось трендам и направлениям разных стран: например, английская классика в одежде, скандинавские интерьеры, американская музыка и мода звезд. Вокруг всего этого крутились зарубежные бренды и дизайнеры, потому что надо было «все как у них». Да и наши дизайнеры старались соответствовать трендам. Сейчас покупатели хотят видеть новый стиль, собственные разработки, тем более что база специалистов за эти годы подготовлена просто огромная.
К сожалению, иногда традиционные мотивы в искусстве и дизайне, давшие толчок популярности русскому стилю, поверхностны. Они ценны тем, что очень наглядно показали большому количеству соотечественников, что любить родной кокошник, косоворотку, керамику и кухню — это круто. Но если мы хотим, чтобы русский стиль остался с нами навсегда, нужно искать новые формы. Вся надежда на дизайнеров, которые смогут выйти из кокошниково-косовороточного периода, сохранив направление.