В конце 1920-х годов к северу от Свердловска началось строительство Уральского завода тяжелого машиностроения. Для строителей и будущих рабочих был спроектирован призаводской район — соцгород Уралмаш. Его генеральный план представлял собой веер дорог, сходящихся к проходной завода, которые должны были связать работу и жизнь.
Архитектурным стилем, который сформировал неповторимый облик и быт соцгорода, стал конструктивизм. В этом стиле возводилось жилье, клубы, фабрики-кухни, школы, ясли, бани и кинотеатры — все необходимое для жизни.
Вместе с проектом «Территория авангарда» предлагаем прогуляться по Уралмашу и познакомиться с архитектурой несостоявшейся мечты — памятником идее соцгорода, облик которого менялся как во время смены стилей средней трети ХХ века, так и продолжает трансформироваться и терять свои очертания сейчас.
Архитектурным стилем, который сформировал неповторимый облик и быт соцгорода, стал конструктивизм. В этом стиле возводилось жилье, клубы, фабрики-кухни, школы, ясли, бани и кинотеатры — все необходимое для жизни.
Вместе с проектом «Территория авангарда» предлагаем прогуляться по Уралмашу и познакомиться с архитектурой несостоявшейся мечты — памятником идее соцгорода, облик которого менялся как во время смены стилей средней трети ХХ века, так и продолжает трансформироваться и терять свои очертания сейчас.
Площадь Первой пятилетки
Главная и единственная площадь Уралмаша, построенная одновременно с УЗТМ в 1928—1933 гг. Она продлевает главный коридор завода, по которому каждое утро и вечер направлялись рабочие. Здания, расположенные на площади, представляют единый конструктивистский ансамбль. Подробнее рассказываем о каждом из них:
Заводоуправление УЗТМ
Адрес: пл. Первой пятилетки, 64
Архитекторы: Петр Оранский при помощи Ильи Голосова и Бориса Мительмана
Годы постройки: 1930-33 года
Функции: конторское здание
Самое высокое здание на площади проектировалось как архитектурная доминанта. В плане сочетание объемов заводоуправление напоминает литеру «F». Такая конфигурация была выбрана для создания коридорной системы и естественного освещения в будущих конторских помещениях. Взгляните вверх — самый высокий башенный объем венчает аутентичная эмблема «УЗТМ», разработанная архитектором Моисеем Рейшером.
Проходная УЗТМ
Адрес: ул. Машиностроителей, 17
Архитекторы: Виктор Безруков, Пётр Оранский, Моисей Рейшер
Год постройки: 1928-1933 годы
Функции: проходная контора
Здание завода, открытое городу. Строгие формы парадного входа встречали жителей соцгорода до 2000-х. Здание не только связывало работу и жизнь горожан. Здесь была и приемная отдела найма, комнаты для кормлений грудных детей, телефонная станция и техотдел артиллерийского производства.
На сегодняшний день в здании расположен Музей истории Уралмашзавода.
На сегодняшний день в здании расположен Музей истории Уралмашзавода.
Гостиница «Мадрид»
Адрес: ул. Машиностроителей, 4
Архитекторы: Виктор Безруков, Пётр Оранский, Бела Шефлер
Год постройки: 1937
Функции: гостиница для иностранных специалистов и общежитие
Гостиница возникла позже всех сооружений. Изначально она должна была встречать иностранных специалистов Уралмашзавода, но стала местом женского общежития. Конструктивистский стиль сегодня почти неузнаваем, поскольку фасад был обогащен неоклассическими элементами: пилястрами и балясинами. Однако заглянув во двор гостиницы, можно угадать авангардные объемы и стремящийся вверх оконный ряд.
Дом на ул. Ильича, 2
Адрес: ул. Ильича, 2
Архитекторы: Коллектив «Уралмашстроя» под руководством архитектора Петра Оранского
Годы постройки: 1931-1932 годы
Функция: административное здание
Дом на улице Ильича, 2 проектировался как жилой. В дальнейшем у него появилась ещё одна функция — административная. В нем разместились райком ВКП (б), райсовет, прокуратура и редакция газеты «Сталинец». Г-образное в плане здание состоит из двух четырёхэтажных объёмов и отсекает квартал, образуя зелёный сквер. Загляните в него — со стороны площади он представляет собой конструкцию полуовальной формы, в дальней части которой стоит памятник директору Уралмашзавода Борису Музрукову.
Рядом с Площадью Пятой пятилетки
Здания соцгорода формировали определенный ежедневный ритм горожан. Перед работой — зайти на завтрак, отвести в школу детей, а потом уже шагнуть за дверь проходной УЗТМ. Всё было рядом:
Фабрика-кухня УЗТМ
Адрес: бульвар Культуры, 3/ ул. Красных партизан, 9
Архитекторы: Петр Оранский, Валерий Парамонов, Моисей Рейшер, Бела Шефлер
Год постройки: 1929–1935 годы
Функции: общественное питание, культурный центр
Неотъемлемым для жизни соцгорода был комбинат питания, состоявший из двух корпусов: производственного (кухня) и торгового (буфет, ресторан и столовая). На плоской крыше торгового корпуса проектировалось летнее кафе с видом на площадь Первой пятилетки. С середины 30-х годов функция фабрики-кухни потеряла свою актуальность и здание было переоборудовано в Дворец культуры Уралмашзавода. На двух выступающих объемах с ленточным остеклением виднеются эмблемы УЗТМ.
Школа № 22
Адрес: ул. Красных партизан, 4
Архитектор: Петр Оранский
Год постройки: 1929
Функции: образовательная
Здание стало первой школой в соцгороде. Участие в ее строительстве принимали даже сами школьники. Главной характерной чертой фасада являются элементы декора, отсылающие к позднему конструктивизму: лопатки, тяги, карнизы. Над главным входом возвышаются барельефы с выгравированными надписями «КПСС» и книгами Маркса, Энгельса и Ленина.
В 2000-е школа пережила реконструкцию, практически смывшую авангардные элементы. Представить прежний облик можно, изучив фасад здания, сохранивший узнаваемые авангардистские объемы, остекление и надпись «Школа».
В 2000-е школа пережила реконструкцию, практически смывшую авангардные элементы. Представить прежний облик можно, изучив фасад здания, сохранивший узнаваемые авангардистские объемы, остекление и надпись «Школа».
Комплекс социально-бытового обслуживания
Улицу ХХII-го Партсъезда можно сравнить с коммунальной зоной, где в первой трети ХХ века разместились гараж, баня, школа, кинотеатр и поликлиника. Облик улицы менялся со временем — какие-то здания трансформировались в ходе ремонта, какие-то и вовсе исчезли с карты города. Предлагаем пройтись вдоль улицы и проследить, как изменились функции зданий, и попробовать найти за вывесками арендаторов и следами последних ремонтов элементы авангардной архитектуры.
Баня
Адрес: ул. XXII-го Партсъезда, 6
Архитекторы: Петр Оранский, Иосиф Робачевский
Годы постройки: 1932-1933
Функции: комбинат чистоты
У здания первой бани Уралмаша со строгими геометрическими формами до сих пор можно встретить горожан с вениками. Двухэтажный фасад здания подчеркивают два ризалита с вертикальным остеклением лестничных клеток. Советуем зайти во двор и увидеть, как выглядит здание с перспективы, ускользающей от прохожих.
Кинотеатр «Темп» (утрачен)
Адрес: ул. XXII-го Партсъезда, 10
Архитекторы: Петр Оранский, Моисей Рейшер
Годы постройки: 1932
Функции: демонстрация кинофильмов
Кинотеатр «Темп» должен был стать самым современным местом для показа фильмов. Хоть здание меняло свой облик во время стройки — из-за треснувшего фундамента строителям пришлось отказаться от второго этажа, со сменой стилей на фасад был обогащен декором — но все же красный кинотеатр «Темп» все-таки стал передовым в Свердловске. Здание кинотеатра было снесено в 2018 году, на его месте возведен многоэтажный ЖК.
Культурный центр
В соцгороде проектировался и свой культурный центр с дворцом культуры, парком и стадионом. В 1930-е жители могли посетить стадион.
Стадион «Авангард»
Адрес: ул. Фестивальная, 8б
Архитекторы: коллектив «Уралмашстроя» под руководством архитектора Петра Оранского
Годы постройки: 1934-1936
Функции: спортивный комплекс
Стадион неподалеку от завода возводился для его сотрудников. Его проектировали на 12 000 зрителей. Затем число посадочных мест становилось все больше. На стадионе было и футбольное поле, и теннисные корты, и павильоны для гимнастов, и даже открытый бассейн.
Белая башня
Адрес: ул. Бакинских комиссаров, 2а
Архитектор: Моисей Рейшер
Год постройки: 1929-1931
Функция: водоснабжение
Один из главнейших символов авангардной архитектуры Урала и шедевр промышленного сооружения расположен в самой высокой точке соцгорода. Горожане и гости Екатеринбурга всегда узнают инопланетный символ, укрепившийся в городской мифологии. Это массивный цилиндрический объём, опирающийся на тонкие железобетонные опоры. Без него соцгород Уралмаш существовал бы без воды.
Отголоски «города будущего» все чаще скрываются за стеклянными фасадами многоэтажек и изменениями исторической планировки улиц. Поэтому деятельность городских исследователей, занимающихся проблемами сохранения исторической застройки Уралмаша, стала ещё актуальней. Например, проект «Лучшее будущее площади Первой пятилетки» пригласил к соучастию горожан и разработал концепции развития площади как общественного пространства. Архгруппа Podelniki занимается сохранением Белой башни и проводит экскурсии. А местные исследователи сообщества Екбгуляем проводят регулярные экскурсии.
Не менее важно участие горожан и гостей города в сохранении памяти конструктивистских зданий. Один из форматов — прогулка. В поисках архитектурных форм 1920−30-х можно заглядывать во дворы, восстанавливать облик зданий по архивным фотографиям и перечитывать воспоминания жителей.
Не менее важно участие горожан и гостей города в сохранении памяти конструктивистских зданий. Один из форматов — прогулка. В поисках архитектурных форм 1920−30-х можно заглядывать во дворы, восстанавливать облик зданий по архивным фотографиям и перечитывать воспоминания жителей.