Публикации

Когда читать уже не можешь: 10 лучших экранизаций литературной классики

Город
Экранизация книги всегда ставит перед режиссером сложный выбор: дословно следовать первоисточнику или переосмыслить его через личный опыт. Правильного ответа не существует, потому что если режиссер точно следует за сюжетом литературного произведения, его работа может оказаться вторичной, а если он в корне переработает произведение, то рискует вызвать гнев его поклонников.

Кинообозреватель Мария Сорокина подготовила список из 10 лучших экранизаций литературной классики, режиссеры которых максимально бережно отнеслись к первоисточнику и постарались погрузить зрителя в культурный контекст описываемых событий. Открываем читательский дневник…

«Ромео и Джульетта»

Год: 1968

Режиссер: Франко Дзеффирелли
Изображение: BHE Films
Созданный по одноименной трагедии Уильяма Шекспира двухсерийный фильм считается лучшей экранизацией этого произведения, потому что в нем сохранен текст английского драматурга, а действие передано настолько точно, что даже исполнители главных ролей близки по возрасту героям пьесы. Но, помимо детальной проработки костюмов и реалистичности поединков, одним из самых главных достоинств этой экранизации является волшебная музыка Нино Роты.

«Гордость и предубеждение»

Год: 1995

Режиссер: Саймон Лэнгтон
Изображение: «Кармен Видео»
Шестисерийный сериал от BBC — это эталонная экранизация одноименного романа английской писательницы Джейн Остин. В отличие от более вольного и чувственного фильма 2005 года с Кирой Найтли в главной роли, этот сериал — воплощение духа викторианской Англии. Создатели были предельно внимательны к социальному и моральному подтексту описываемых событий, а также уделили максимальное внимание достоверному отражению эпохи.

«Маленькие женщины»

Год: 2019

Режиссер: Грета Гервиг
Изображение: «СППР»
Экранизация одноименного романа американской писательницы Луизы Мэй Олкотт, в которой рассказывается о детстве и юности четырех сестер в провинции США во времена Гражданской войны. Девушки из семейства Марч пытаются найти себя, стремятся к свободе выбора и преодолевают жизненные трудности. Фильм запоминается теплой атмосферой семейного уюта и блестящим актерским составом — в главных ролях здесь Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью и Элайза Сканлен.

«Отверженные»

Год: 2012

Режиссер: Том Хупер
Изображение: «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Музыкальное воплощение романа французского писателя Виктора Гюго, в котором рассказывается о судьбе бывшего каторжника Жана Вальжана, находящегося за решеткой в течение девятнадцати лет. Несмотря на некоторое упрощение сюжетных линий и театральность постановки, мюзикл Тома Хупера впечатляет эмоциональностью, яркими вокальными партиями и мощной игрой Хью Джекмана и Энн Хэтэуэй.

«Великий Гэтсби»

Год: 2013

Режиссер: Баз Лурман
Изображение: «CP Дистрибуция»
Экранизация одноименного произведения американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Как и многие другие киноадаптации литературных произведений, фильм упрощает некоторые сюжетные линии, упуская важные моменты. Но именно этому фильму удалось удивить самого искушенного зрителя блистательно сделанной визуальной составляющей: вы действительно как будто погружаетесь в атмосферу шумных богемных вечеринок 1920-х годов.

«Собачье сердце»

Год: 1988

Режиссер: Владимир Бортко
Изображение: «Парадиз»
Двухсерийная экранизация повести Михаила Булгакова о научном эксперименте, который провел профессор Филипп Филиппович Преображенский со своим псом Шариком. Работа Бортко считается культовой, потому что режиссеру удалось воссоздать дух послереволюционной Москвы, сохранив едкий юмор писателя. Фильм монохромен, что не только придает драматизм событиям, но и стилизует видеоряд под кинохронику начала XX века.

«Жестокий романс»

Год: 1984

Режиссер: Эльдар Рязанов
Изображение: «Парадиз»
Советский мелодраматический фильм, созданный на основе пьесы Александра Островского «Бесприданница» с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым в главных ролях. Литературоведы раскритиковали экранизацию в пух и прах за то, что режиссер якобы «опошлил» пьесу и отступил от основного сюжета. Однако именно эта интерпретация запоминается напряженной и трагической атмосферой, заставляющей задуматься о победе материального над духовным. А сам режиссер неоднократно подчеркивал, что главная героиня фильма — вовсе не Лариса Огудалова, а Волга.

«Идиот»

Год: 2003

Режиссер: Владимир Бортко
Изображение: «CP-Digital»
Дословно экранизировать Ф. М. Достоевского невозможно, поэтому Бортко провел серьезную работу по передаче основных сюжетных линий и эпизодов так, чтобы впечатление от просмотра фильма не отличалось от чтения книги. В этом десятисерийном сериале роль князя Льва Николаевича Мышкина мастерски исполнил Евгений Миронов. Его игра подтвердила мысль о том, что главный герой романа — единственный нормальный человек; поэтому произведение действительно можно было бы назвать «Идиотами».

«Барышня-крестьянка»

Год: 1995

Режиссер: Алексей Сахаров
Изображение: «Центр-Скип-Фильм»
Созданная в суровые 1990-е годы изящная адаптация одноименной повести А. С. Пушкина впечатляет своей трогательностью, душевностью, легким ироничным юмором и чудесным музыкальным сопровождением. В главных ролях здесь молодые Елена Корикова и Дмитрий Щербина — их эмоциональная игра помогла создать неповторимую атмосферу искренней влюбленности.

«Война и мир»

Год: 2016

Режиссер: Том Харпер
Изображение: BBC Worldwide
Шестисерийный британский сериал создан при помощи современных технологий для создания впечатляющих батальных сцен, вызывающих у зрителя ощущение присутствия. Некоторые сцены снимались в Санкт-Петербурге. За исключением некоторых деталей костюмов сериал точно повторяет сюжет роман-эпопеи Льва Толстого.