Вышедший в начале года российский сериал «Аутсорс» о работниках камчатской колонии накануне введения моратория на смертную казнь в 1996 году — жесток, драматичен и провокативен, но остаться к нему равнодушным невозможно.
«Аутсорс» отражает неприглядную сторону реальности, его эстетика «чернухи» пугает, маргинальные герои не вызывают симпатий, а ощущение безысходности травмирует. Должно ли киноискусство быть таким? Вопрос, несомненно, дискуссионный, но, возможно, полученный во время просмотра подобных социальных драм негативный опыт на самом деле позитивен, потому что заставляет человека переосмыслить собственную жизнь.
Кинообозреватель Мария Сорокина подготовила список из 10 бескомпромиссных фильмов, которые близки по эстетике к сериалу «Аутсорс».
«Аутсорс» отражает неприглядную сторону реальности, его эстетика «чернухи» пугает, маргинальные герои не вызывают симпатий, а ощущение безысходности травмирует. Должно ли киноискусство быть таким? Вопрос, несомненно, дискуссионный, но, возможно, полученный во время просмотра подобных социальных драм негативный опыт на самом деле позитивен, потому что заставляет человека переосмыслить собственную жизнь.
Кинообозреватель Мария Сорокина подготовила список из 10 бескомпромиссных фильмов, которые близки по эстетике к сериалу «Аутсорс».

«Кончится лето»
Год: 2025
Режиссеры: Максим Арбугаев, Владимир Мункуев
Режиссеры: Максим Арбугаев, Владимир Мункуев

Изображение: «Вольга»
Криминальный триллер под саундтрек группы «Кино» про затерянный в якутской тундре небольшой золотодобывающий поселок, где вместе с отцом живут два брата: родные по крови, но такие разные по характеру. Кеша только что вернулся в деревню после отсидки срока, он любит выпить и покутить с друзьями. Тима — выпускник школы, который поступил в столичный вуз, он честен, ответственен и серьезен. После тюрьмы Кеша оказывается не приспособлен к мирной жизни и совершает кражу, после чего вместе с братом пускается в бега. Фильм впечатляет кадрами суровой северной природы, тревожной атмосферой и страшной дьявольской ухмылкой главного героя в исполнении Юры Борисова.

«Майор»
Год: 2013
Режиссер: Юрий Быков
Режиссер: Юрий Быков

Изображение: «Bazelevs Distribution»
Остросоциальная криминальная драма о майоре полиции Сергее Соболеве, который так спешил к жене в роддом, что сбил по дороге ребенка. Герой пытается замять дело и избежать ответственности, но его действия становятся началом целой цепочки кровавых и страшных событий. «Майор» — эмоционально тяжелый фильм с депрессивной атмосферой, который ставит под сомнение возможность наказания за совершенное преступление.

«Теснота»
Год: 2017
Режиссер: Кантемир Балагов
Режиссер: Кантемир Балагов

Изображение: «Пионер»
Дебютный полнометражный фильм Кантемира Балагова, действие которого происходит в Нальчике на два года позже событий «Аутсорса» — в 1998 году. Прямо во время свадьбы неизвестные люди похищают жениха и невесту, а затем требуют выкуп у еврейской семьи. Собранных денег недостаточно, и остается единственный вариант — старшая сестра похищенного парня должна выйти замуж за нелюбимого мужчину, семья которого готова дать необходимые деньги. Откровенный артхаусный фильм с великолепной операторской работой.

«Сибирь. Монамур»
Год: 2011
Режиссер: Вячеслав Росс
Режиссер: Вячеслав Росс

Изображение: «Экспонента»
Самый убыточный российский фильм 2011 года, в монтаже которого, тем не менее, участвовал Люк Бессон. Посреди бескрайней сибирской тайги есть заброшенная деревня с изящным названием Монамур. Здесь, оторванные от всего мира, живут старовер и его маленький внук Лешка. Они научились выживать в лесах и отбиваться от стаи одичавших собак. Но судьба дает им испытание пострашнее и сталкивает с «одичавшими» людьми — двумя мародерами, которые ищут в покинутых поселках старинные иконы.

«Комбинат “Надежда”»
Год: 2014
Режиссер: Наталия Мещанинова
Режиссер: Наталия Мещанинова

Изображение: Focus Plus Cinema
Словосочетание «Комбинат „Надежда“» — это не только название Надеждинского металлургического комбината в Норильске, но и грустная метафора невозможности изменить свою судьбу и вырваться за рамки беспросветного существования за полярным кругом. Главная героиня мечтает уехать из опостылевшего ей города, где каждый день ничем не отличается от предыдущего, и отправиться на море к жениху, но вместо денег на билет отец дарит ей квартиру в Норильске.

«Жить»
Год: 2012
Режиссер: Василий Сигарев
Режиссер: Василий Сигарев

Изображение: «Utopia Pictures»
«Самая мрачная лента в истории нового российского кино» — так отзываются критики об этой драме уральского драматурга и режиссера Василия Сигарева. В трех трагических историях, герои которых переживают потери близких людей и утрачивают смысл существования, автор размышляет о жизни в российской провинции. У тяжелой картины, способной шокировать неподготовленного зрителя, тем не менее, обнадеживающий финал, который несет простой, но важный посыл: жизнь продолжается, несмотря ни на что.

«Груз 200»
Год: 2007
Режиссер: Алексей Балабанов
Режиссер: Алексей Балабанов

Изображение: «Наше Кино»
Беспощадный шокирующий триллер, который был создан Балабановым после прочтения книги Уильяма Фолкнера «Святилище». Режиссер хотел показать изнанку красивой картинки и распад общества в эпоху застоя 1980-х годов через расследование исчезновения дочери секретаря райкома КПСС. Однако он осуществил это настолько физиологически пугающе и утрированно некрофилически, что некоторые критики до сих пор считают, что «Груз 200» — это «глумеж над памятью», а в отзывах на фильм часто встречается определение «отвратительно уродливый».

«Левиафан»
Год: 2014
Режиссер: Андрей Звягинцев
Режиссер: Андрей Звягинцев

Изображение: «Двадцатый Век Фокс СНГ», «A Company»
Мэр северного городка пытается заполучить землю на берегу маленькой бухты, где стоит дом и мастерская автослесаря Николая. Герой просит помощи у своего друга — столичного адвоката Дмитрия, и вместе они попытаются дать отпор коррумпированным чиновникам. Андрей Звягинцев был вдохновлен историей американца Марвина Химейера, чей дом пытался заполучить цементный завод, но переложил события на российскую действительность. Село Териберка, где снимали «Левиафан», сразу же после его выхода стало популярным как среди отечественных, так и иностранных туристов.

«Беспредел»
Год: 1989
Режиссер: Игорь Гостев
Режиссер: Игорь Гостев

Изображение: «Мосфильм»
Еще один предельно честный взгляд на существование заключенных в исправительной трудовой колонии, созданный в эпоху перестройки. Фильм посвящен борьбе нескольких человек против порядков, которые устанавливают, с одной стороны, «блатные», а с другой — администрация зоны. Несмотря на антураж, драма «Беспредел» исследует нравственные принципы человека и заложенную в его душе тягу к свободе не только физической, но и моральной.

«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
Год: 2017
Режиссер: Александр Хант
Режиссер: Александр Хант

Изображение: «Каро», «Стелла-Релиз», «Кинологистика»
В любой киноподборке должен быть светлый акцент, и этот фильм — как раз тот самый случай. Несмотря на то что синопсис довольно мрачен: выросший в детдоме провинциальный парень по прозвищу Чеснок узнает, что его отец-уголовник Штырь жив, но парализован. С целью заполучить квартиру отца Чеснок хочет сдать его в дом инвалидов. Такое своеобразное семейство отправляется в путешествие, финал которого заставит героя пересмотреть свои жизненные ценности.
