Публикации

От Булгакова до Булычёва: гости из прошлого и будущего в 14 театральных премьерах весны и лета

Город
Незаметно и одновременно долгожданно началась весна: природа просыпается, а в театрах Екатеринбурга вовсю готовится репертуарное обновление, кипит постановочный процесс. Нас ждет разнообразие жанров: трагикомедия под видом водевиля, молодежный дивертисмент с сюрпризом, декадентный бэд-трип, фантастический мюзикл, балетная фантазия и даже хип-хопера.

Культурный обозреватель и автор телеграм-канала «Екатарсис» Анна Филосян специально для Чойса представила 14 премьерных спектаклей этой весны. И один летний.

«Тайна Третьей планеты»

Мюзикл по мотивам повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы»
Режиссер: Сергей Пантыкин
Где: Театр музкомедии (пр. Ленина, 47)
Когда: 5, 6, 26 марта, 25, 26 апреля
Билеты: 300 — 1 100 рублей
6+

Самая популярная девочка планеты Земля по версии советских школьников, Алиса Селезнёва, возвращается. Писатель-фантаст Кир Булычёв создал более сорока историй о её приключениях в будущем. На их страницах земляне и инопланетяне запросто летают друг к другу в гости, в зоопарке прогуливаются животные из разных галактик, а преступные козни строят исключительно космические пираты. Книги Кира Булычёва стали основой для культовых фильмов, мультфильмов и спектаклей.

Мюзикл «Тайна Третьей планеты» приглашает всю семью в космическое путешествие. Под магическую музыку Александра Зацепина на ваших глазах разыграется история, которая случилась с бесстрашной девочкой Алисой в XXV веке. Вас ждут гениальный профессор Селезнёв, его жена Кира — чемпионка по космическим единоборствам, обаятельный Громозека, предусмотрительный механик Зеленый, хитрые, но невезучие пираты Крыс и Весельчак У, а также отличающаяся умом и сообразительностью Птица Говорун. Новый мюзикл вышел при участии СКБ Контур.


«Салют динозаврам!»

Семейная комедия
Режиссер: Екатерина Фоминых
Текст: Геннадий Мамлин
Где: Центр современной драматургии (Малышева, 145А лит. Ф)
Когда: 6 и 22 марта
Билеты: 1 500 рублей
12+

Пьеса «Салют динозаврам» была написана Геннадием Мамлиным в 1982 году. Ретро-комедия трогает своей эмоциональностью и теплотой. Построенная в формате диалога, она рассказывает историю двух совершенно разных людей — бабушки-сибирячки и внука-москвича, которые находят между собой душевное родство. Режиссером спектакля выступила выпускница Екатеринбургского театрального института мастерской Анатолия Праудина — Екатерина Фоминых. С идеей постановки по пьесе советского драматурга Геннадия Мамлина она пришла к директору ЦСД Антону Бутакову, а он решил поощрить и дать дорогу молодому перспективному режиссеру. В свое время и для него такой поддержкой выступил Николай Коляда.


«Жар-птица»

Балетная фантазия
Музыка: Игорь Стравинский
Хореограф-постановщик: Петр Базарон
Где: Театр балета «Щелкунчик» (8 Марта, 104)
Когда: 15 марта, 16, 17 июня
Билеты: на март проданы, на июнь пока нет в продаже
6+

«Жар-птица» — оригинальное прочтение легендарного балета Игоря Стравинского и Валерия Фокина, с которого в 1910 году начался триумф дягилевских «Русских сезонов» в Европе. Пластический мир современного спектакля создал балетмейстер-постановщик Петр Базарон, драматургию — режиссер, актер кино, театральный педагог Юрий Герцман из Санкт-Петербурга. Действие происходит в метафорическом русском лесу, где живут в гармонии и радости мирные труженики. Но безмятежное счастье рушится в одно мгновение. Коварный Кощей околдовал Русь, превратил статных богатырей в беспамятных воинов, пленил дочерей матушки-природы — Жар-птиц. Замолчал вещий колокол, в мире поселились ненависть и вражда. Кто поднимется на подвиг, кто одолеет темные силы, спасет красоту и веру? Кульминация истории — полет Ивана и Жар-птицы над сценой, над закатными облаками — отчаянное преодоление себя ради победы — одна из ярких особенностей балета. Таков замысел постановщиков: Жар-птица должна летать. И балерины научились летать на специальных подвесах.


«Вредный элемент»

Трагикомедия под видом водевиля
Режиссер: Александр Агеев
Текст: Василий Шкваркин
Где: Театр драмы (пл. Октябрьская, 2)
Когда: 14 и 15 марта, 4 и 18 апреля
Билеты: 300 — 2 000 рублей
18+

Новую премьеру в Театре драмы ставит приглашенный режиссер, художественный руководитель Сахалинского Чехов-центра Александр Агеев. Пьесы Василия Шкваркина были невероятно популярны в советском театре. На множестве сцен страны шла его комедия «Чужой ребенок». А вот «Вредный элемент», написанный в 1927 году, был незаслуженно забыт. Спустя без малого столетие уверенно возвращается на театральные подмостки. Как писали критики, острие этого водевиля направлено на вредные элементы современности. Безработный актер Щукин с дочерью Лидой, его коллега Надрыв-Вечерний и молодой писатель Травлин переживают непростые времена: мир вокруг стремительно меняется, и они ощущают себя потерянными. Но тут в их квартире объявляется коммерсант новейшей формации Наважин.


«Дядя Дядя»

Эхо Чехова в рифмах и панчах
Режиссер: Илья Калин
Текст: Антон Чехов
Где: Центр современной драматургии (Малышева, 145А лит. Ф)
Когда: 27, 28, 29, 30 марта
Билеты: 1 500 рублей
18+

Центр Современной Драматургии приглашает на премьеру спектакля «Дядя Дядя» — дерзкое и актуальное переосмысление чеховских мотивов в формате хип-хоперы. История о желаниях и их невозможности, о столкновении мечты и реальности. Знакомый сюжет внезапно укутан музыкальным полотном из зарифмованных монологов и жирных битов. «Дядя Дядя» — яркий эксперимент, основанный на бессмертных темах Чехова. Это история об одиночестве в доме, полном людей, о крушении иллюзий, потере ориентиров и смыслов. Здесь каноничные чеховские персонажи изъясняются рифмами и ныряют с высокопарных строчек в современную топорную речь. Абсурдность происходящего вновь сбивает с толку: смеяться или плакать?


«Горе от ума»

Комедия в стихах
Режиссер: Анатолий Праудин
Текст: Александр Грибоедов
Где: ТЮЗ (Карла Либкнехта, 48)
Когда: 18, 19, 27 марта, 15, 27 апреля
Билеты: 600 — 1000 рублей
14+

Режиссер Анатолий Праудин вновь обращается к школьной классике: с малой сцены ТЮЗа прозвучит знаменитое «А судьи кто?». Основная характеристика задумки авторов — провокационность. В декорациях, которые просто и выразительно конструируются. В нарядах персонажей, которые устремлены от эпохи оригинальных событий. Всё — по Грибоедову, с максимально подчеркнутой неуместностью главного героя в современном обществе.


«Морфий»

Декадентный бэд-трип в живом музыкальном оформлении
Режиссер: Дмитрий Павловский
Текст: Михаил Булгаков
Где: бар «Самоцвет» (Малышева, 29А)
Когда: 24 марта
Билеты: 800 — 1 200 рублей
18+

Под самый занавес зимы, 27 февраля, «Самоцвет. Театр» представил премьерный спектакль «Морфий» по мотивам рассказа Михаила Булгакова. Ажиотаж был таким сильным, что ребята тут же запланировали еще один показ на 24 марта. Рассказ и спектакль посвящены истории болезни молодого доктора Полякова, попавшего по распределению в глухой уездный город и переживающего тяжелое расставание с женой. Одиночество, пустота, тоскливое состояние, боль — душевная и физическая. От всего этого доктор находит свое, особенное лекарство — морфий. Декадентская атмосфера, соединение прозы и живой музыки на фоне любви, зависимости и распада человеческой личности — ко всему этому вы прикоснетесь в спектакле «Морфий».


«Чехов. Маленькие комедии»

Молодежный дивертисмент с сюрпризом
Режиссер: Александр Борисов
Текст: Антон Чехов
Где: THEATRUM (Верхняя Пышма, Александра Козицына, 2Б)
Когда: 7, 8 марта, 5 апреля
Билеты: 300 — 1 100 рублей
12+

Незабываемый вечер, посвященный двум блестящим водевилям Антона Чехова — «Медведь» и «Предложение». Сам автор иронично называл их пьесами-шутками. Так и будем их воспринимать.

«Медведь», который нелестно отзывается о женщинах, вдруг влюбляется! А «Предложение» — самое желанное событие для пары — оборачивается громким скандалом. Чем же закончатся эти истории? Конечно же, счастьем. Приходите, чтобы ощутить атмосферу легкости и оценить искрометный юмор Чехова.


«Каменный цветок»

Балет
Музыка: Сергей Прокофьев
Хореограф-постановщик: Антон Пимонов
Где: Урал Опера Балет (пр. Ленина, 46а)
Когда: 4, 5, 6 и 30 апреля
Билеты: 4 000 — 10 000 рублей
12+

Впервые этот балет поставили в 2008 году — тогда он был больше похож на версию хореографа Юрия Григоровича 1957 года. Сейчас же в Урал Опере представят совершенно новый спектакль хореографа-постановщика Антона Пимонова, где они вместе со сценографом Юлианой Лайковой (художник «Сказок Перро») отталкиваются от мифологии сказов Бажова и дополняют ее, вслушиваясь в прокофьевскую музыку. Вслед за «Коньком-горбунком» театр предлагает спектакль об особом «уральском народе», а также о том, как не окаменеть, если вокруг вырастают каменные цветы.


«Здесь может быть страшно, но всё разрешится благополучно»

Спектакль-презентация
Режиссер: Илья Калин
Хореограф: Арина Орлова
Где: ЦСД (Малышева, 145А лит. Ф)
Когда: 11, 12 апреля
Билеты: 1 000 рублей
18+


Все привыкли, что когда музыкальная группа выпускает альбом, то логичным его продолжением становится презентация в каком-нибудь концертно-барном пространстве (что прекрасно). Но! Ребята из группы MAGIC MARGINAL придумали нечто большее — музыкально-пластический спектакль. Трип-хоп пьеса о том, как может быть страшно и о том, что любой ветерок рано или поздно превращается в смерч. В спектакле примут участие актрисы Свободного театра ми. Саманты Смит, музыканты MAGIC MARGINAL, а также танцоры и хореографы Арина Орлова и Максим Игнатов.

«Русалочка»

Спектакль по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена
Режиссер: Татьяна Павлова
Где: Ельцин Центр (Бориса Ельцина, 3)
Когда: середина апреля
Билеты: 800 рублей
16+

На Театральной платформе поставят знаменитую сказку Ганса Христиана Андерсена. Драматург Маша Конторович вместе с Сергеем Ермолиным, чья сказка «Про китенка и котенка» идет на Платформе, перекроили сюжет. Он будет несколько отличаться от классического, но от атмосферы и образа самой «Русалочки» далеко отходить не будет. Это будет история не про миленькую русалочку, без диснеевского хэппи-энда, но и не трагичная история Андерсена. История о первой любви, о первых переживаниях, о первом предательстве, о выборе своего пути, о максимализме, об отношениях отцов и детей, о взрослении и о том, чем ты готов пожертвовать и нужна ли эта жертва вообще. Одним словом, эта «Русалочка» будет не для детей, а для ребят от 16 лет. Это будет взрослая история.

«Женитьба Бальзаминова»

Режиссер: Николай Коляда
Текст: Александр Островский
Где: Коляда-театр (Ленина, 97)
Когда: апрель — май
Билеты: 800 — 1 500 рублей
18+

Николай Коляда репетирует первую премьеру года — спектакль «Женитьба Бальзаминова» в инсценировке и постановке Николая Коляды. Эта пьеса замыкает трилогию о молодом чиновнике Бальзаминове, в которую также входят пьесы «Праздничный сон — до обеда» и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Коляда рассматривает постановку всей трилогии, но это пока лишь планы. Роль Миши Бальзаминова исполнит Денис Раптанов — Коляда считает, что эта роль буквально создана для него. Николай Владимирович и сам когда-то играл эту роль, так что репетиции проходят с удовольствием и ноткой ностальгии. После «Бальзаминова» планируется постановка спектакля «Орфей спускается в ад» по пьесе Теннеси Уильямса. И конечно, традиционно в июне пройдет фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays».

«Лолита. Прямой эфир»

Провокационная классика в цифровую эпоху
Режиссер: Антон Бутаков
По мотивам романа В. Набокова
Где: ЦСД (Малышева, 145А лит. Ф)
Когда: 31 мая
Билеты: 1 500 рублей
18+

Спектакль по мотивам романа Владимира Набокова приглашает зрителей стать свидетелями сложного диалога между искусством и реальностью. Это не просто история о запретной любви, а жесткое исследование границ между страстью и преступлением, красотой и правдой.

Зрителей ждет двойственная реальность, где слова героев сталкиваются с их жестами, создавая напряжение и оставляя больше вопросов, чем ответов. «Лолита. Прямой эфир» — это не адаптация, а откровенный разговор с текстом Набокова, где нет места полутонам.

«Снегурочка»

Опера
Музыка: Николай Римский-Корсаков
Режиссер: Антон Морозов
Где: Урал Опера Балет (пр. Ленина, 46а)
Когда: 20, 21 и 22 июня
Билеты: пока нет в продаже
16+

Затронем и летнюю премьеру Урал Оперы. Театр продолжает важную линию последних сезонов: в опере дебютирует новое поколение российских режиссеров и художников драмы. Эта линия связана с классическим русским репертуаром: «Евгений Онегин», «Черевички», теперь «Снегурочка». Для постановки приглашен режиссер Антон Морозов — ученик и в прошлом ассистент Андрея Могучего, главный режиссер Саровского театра драмы. Екатеринбургскому зрителю он известен по спектаклям «Дети солнца» и «Ермаковы лебеди» в Камерном театре и «Циники» в Ельцин Центре. В Урал Опере впервые «Снегурочка» поставлена в 1913 году, а нынешняя постановка станет восьмой по счету.


Фото: обложка, 9, 14 — «Урал Опера Балет», 1 — «Свердловский театр музыкальной комедии», 2, 5 — «ЦСД», 3 — «Щелкунчик», 4 — «Театр драмы», 6 — «ТЮЗ», 7 — «Самоцвет», 8 — THEATRUM, 10 — MAGIC MARGINAL, 11 — «В Центре», 12 — «Коляда-Театр», 13 — «Екатеринбург Арт».