Чтобы стать экспертом в кинематографе, недостаточно посмотреть десять классических фильмов. Необходимо постоянно быть в тонусе, расширять кругозор, развивать насмотренность и постепенно знакомиться с золотой коллекцией мирового кино. А начать этот процесс стоит, конечно, с ключевых картин, которые повлияли на развитие киноиндустрии, сформировали новые жанры и оставили заметный культурный след.
Кинообозреватель Мария Сорокина подготовила подборку из десяти культовых фильмов, которые стоит посмотреть каждому начинающему киноведу.
Кинообозреватель Мария Сорокина подготовила подборку из десяти культовых фильмов, которые стоит посмотреть каждому начинающему киноведу.

«Огни большого города»
Год: 1931
Режиссер: Чарли Чаплин
Режиссер: Чарли Чаплин

Изображение: «Деваль-Видео»
Шедевр немого кинематографа, который считается одним из первых примеров трагикомедии. Режиссер Чарли Чаплин сумел без единого произнесенного слова рассказать настолько трогательную историю любви неловкого бродяги и слепой девушки-цветочницы, что она растрогает даже современного зрителя. Фильм обладает чертами и пронзительной драмы, и остроумной комедии, тем самым доказывая, что кинокартина вполне может быть одновременно развлекательной и философской.

«Семь самураев»
Год: 1954
Режиссер: Акира Куросава
Режиссер: Акира Куросава

Изображение: «DVD Магия»
Масштабная работа японского режиссера Акиры Куросавы в широком смысле посвящена противостоянию добра и зла, а в узком — борьбе крестьян с бандитами. Куросава соединил зрелищный экшен и серьезный подтекст, придал каждому герою уникальную черту характера, а также использовал замедленную съемку. Все эти новаторские приемы сформировали жанр боевика и в дальнейшем активно использовались, например, Гаем Ричи и Квентином Тарантино. А знаменитый вестерн «Великолепная семерка» — это на самом деле американская адаптация фильма Куросавы.

«400 ударов»
Год: 1959
Режиссер: Франсуа Трюффо
Режиссер: Франсуа Трюффо

Изображение: «Кармен Видео»
Автобиографическая драма о трудном подростке Антуане, который постоянно пытается убежать: то от школьных уроков, то от наказания за воровство. Трюффо создал фильм на основании реальных эпизодов из своего детства, поэтому он получился настоящим и искренним. В этой драме много актерской импровизации, живые съемки на улицах Парижа, эмоциональная операторская работа и трагичная финальная сцена, разрушающая четвертую стену. Картина Трюффо затрагивает тему болезненного взросления, а ее тонкий психологизм повлиял на творчество Софии Копполы, Джима Джармуша и Мартина Скорсезе.

«Психо»
Год: 1960
Режиссер: Альфред Хичкок
Режиссер: Альфред Хичкок

Изображение: «Иноекино»
Мастер саспенса Альфред Хичкок совершил революцию в жанре триллера и стал настоящим инноватором. В «Психо» он также использует некоторые необычные решения. Например, обманывает ожидания зрителей и неожиданно убивает главную героиню в середине фильма; создает гнетущую напряженную атмосферу благодаря зловещей струнной музыке Бернарда Херрманна, которая уже давно считается легендарной; делает 78 склеек в 45-секундной культовой сцене в душе — быстрая смена кадров вызывает ощущение неконтролируемой тревожности и панического страха.

«Восемь с половиной»
Год: 1963
Режиссер: Федерико Феллини
Режиссер: Федерико Феллини

Изображение: «Film Prestige»
Федерико Феллини ломает структуру классического киноповествования, показывая, что форма может преобладать над содержанием. Переживания погруженного в творческий кризис главного героя — режиссера Гвидо Ансельми раскрываются в этом фильме не благодаря насыщенному событийному ряду, а через воспоминания и мечтательные видения, что полностью стирает границы между реальностью и вымыслом. Иносказательная и поэтичная картина стала основой жанра «кино о кино» и вдохновила Вуди Аллена, Алехандро Иньярриту и Паоло Сорентино.

«Банда аутсайдеров»
Год: 1964
Режиссер: Жан-Люк Годар
Режиссер: Жан-Люк Годар

Изображение: «Иноекино»
Один из основоположников французской «Новой волны» Жан-Люк Годар снял инновационный фильм, который в корне изменил представление о киноискусстве. История о двух молодых людях и девушке, затеявших ограбление, не имеет четкого сценария, поэтому во время съемок актеры свободно импровизировали. Их искренние эмоции придают каждой сцене непредсказуемость и свежесть. Кино повлияло на творчество Бертолуччи, Линча, а Тарантино в честь него даже назвал свою первую кинокомпанию «A Band Apar».

«Персона»
Год: 1966
Режиссер: Ингмар Бергман
Режиссер: Ингмар Бергман

Изображение: «Видеоимпульс»
Сюжет этой психологической драмы минималистичен: известная актриса вдруг перестает разговаривать, после чего ее вместе с сиделкой отправляют на отдаленный остров. Одна женщина постоянно говорит, вторая внимательно ее слушает, и вскоре между ними возникают странные созависимые отношения. В «Персоне» Бергман изучает самоидентификацию личности, ищет границы сознания человека и задает множество вопросов, но не отвечает ни на один из них. Фильм оказал влияние на развитие психологический драмы и стал источником вдохновения для Дэвида Линча, Ларса фон Триера и Гаспара Ноэ.

«Фотоувеличение»
Год: 1966
Режиссер: Микеланджело Антониони
Режиссер: Микеланджело Антониони

Изображение: «Film Prestige»
Фильм-притча итальянского режиссера Антониони создан по мотивам рассказа Кортасара «Слюни дьявола» и пытается ответить на вопрос — реально ли то, что мы видим? Сюжет напоминает классическую детективную историю: лондонский фотограф тайно делает снимки молодой пары, а потом находит на фотографиях пугающие детали. В отличие от детектива, где в финале всегда раскрывается преступление, происходит неожиданный сюжетный твист, а режиссер не только не дает ответа на загадку, но оставляет зрителя в недоумении: а была ли загадка на самом деле?

«Зеркало»
Год: 1974
Режиссер: Андрей Тарковский
Режиссер: Андрей Тарковский

Изображение: «Парадиз»
В своем очень личном, автобиографическом фильме Тарковский концентрируется не на изложении событий, а на передаче внутренних переживаний героя. Он отказывается от традиционного киноповествования и строит фильм на сложном переплетении воспоминаний протагониста о детстве с его переживаниями и страхами в настоящем времени, рефлексией по реальным историческим событиям, сновидениями и ассоциациями. Такая необычная структура позволяет зрителю проникнуть в глубины человеческого сознания и удивиться тому, как же сложно там всё устроено.

«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080»
Год: 1975
Режиссер: Шанталь Акерман
Режиссер: Шанталь Акерман

Изображение: La Direction de L'Audiovisual de Communaute Francaise de Belgique
Почти четырехчасовой фильм посвящен будничным хлопотам матери-одиночки Жанны Дильман, которая иногда занимается проституцией. Жизнь героини как будто отлаженный механический процесс: распорядок дня выверен до секунды, каждое действие отточено, а все предметы в квартире занимают определенные места. В фильме нет линейного сюжета, нет внешнего конфликта — вместо этого Акерман показывает, как губительна рутина и как запертая в квартире женщина постепенно теряет себя в уборке, готовке и бесконечном ожидании.
