Чтобы стать экспертом в кинематографе, недостаточно посмотреть десять классических фильмов. Необходимо постоянно быть в тонусе, расширять кругозор, развивать насмотренность и постепенно знакомиться с золотой коллекцией мирового кино. А начать этот процесс стоит, конечно, с ключевых картин, которые повлияли на развитие киноиндустрии, сформировали новые жанры и оставили заметный культурный след.
Кинообозреватель Мария Сорокина подготовила подборку из десяти культовых фильмов, которые стоит посмотреть каждому начинающему киноведу.
«Огни большого города»
Год: 1931
Режиссер: Чарли Чаплин
Изображение: «Деваль-Видео»
Шедевр немого кинематографа, который считается одним из первых примеров трагикомедии. Режиссер Чарли Чаплин сумел без единого произнесенного слова рассказать настолько трогательную историю любви неловкого бродяги и слепой девушки-цветочницы, что она растрогает даже современного зрителя. Фильм обладает чертами и пронзительной драмы, и остроумной комедии, тем самым доказывая, что кинокартина вполне может быть одновременно развлекательной и философской.
«Семь самураев»
Год: 1954
Режиссер: Акира Куросава
Изображение: «DVD Магия»
Масштабная работа японского режиссера Акиры Куросавы в широком смысле посвящена противостоянию добра и зла, а в узком — борьбе крестьян с бандитами. Куросава соединил зрелищный экшен и серьезный подтекст, придал каждому герою уникальную черту характера, а также использовал замедленную съемку. Все эти новаторские приемы сформировали жанр боевика и в дальнейшем активно использовались, например, Гаем Ричи и Квентином Тарантино. А знаменитый вестерн «Великолепная семерка» — это на самом деле американская адаптация фильма Куросавы.
«400 ударов»
Год: 1959
Режиссер: Франсуа Трюффо
Изображение: «Кармен Видео»
Автобиографическая драма о трудном подростке Антуане, который постоянно пытается убежать: то от школьных уроков, то от наказания за воровство. Трюффо создал фильм на основании реальных эпизодов из своего детства, поэтому он получился настоящим и искренним. В этой драме много актерской импровизации, живые съемки на улицах Парижа, эмоциональная операторская работа и трагичная финальная сцена, разрушающая четвертую стену. Картина Трюффо затрагивает тему болезненного взросления, а ее тонкий психологизм повлиял на творчество Софии Копполы, Джима Джармуша и Мартина Скорсезе.
«Психо»
Год: 1960
Режиссер: Альфред Хичкок
Изображение: «Иноекино»
Мастер саспенса Альфред Хичкок совершил революцию в жанре триллера и стал настоящим инноватором. В «Психо» он также использует некоторые необычные решения. Например, обманывает ожидания зрителей и неожиданно убивает главную героиню в середине фильма; создает гнетущую напряженную атмосферу благодаря зловещей струнной музыке Бернарда Херрманна, которая уже давно считается легендарной; делает 78 склеек в 45-секундной культовой сцене в душе — быстрая смена кадров вызывает ощущение неконтролируемой тревожности и панического страха.
«Восемь с половиной»
Год: 1963
Режиссер: Федерико Феллини
Изображение: «Film Prestige»
Федерико Феллини ломает структуру классического киноповествования, показывая, что форма может преобладать над содержанием. Переживания погруженного в творческий кризис главного героя — режиссера Гвидо Ансельми раскрываются в этом фильме не благодаря насыщенному событийному ряду, а через воспоминания и мечтательные видения, что полностью стирает границы между реальностью и вымыслом. Иносказательная и поэтичная картина стала основой жанра «кино о кино» и вдохновила Вуди Аллена, Алехандро Иньярриту и Паоло Сорентино.
«Банда аутсайдеров»
Год: 1964
Режиссер: Жан-Люк Годар
Изображение: «Иноекино»
Один из основоположников французской «Новой волны» Жан-Люк Годар снял инновационный фильм, который в корне изменил представление о киноискусстве. История о двух молодых людях и девушке, затеявших ограбление, не имеет четкого сценария, поэтому во время съемок актеры свободно импровизировали. Их искренние эмоции придают каждой сцене непредсказуемость и свежесть. Кино повлияло на творчество Бертолуччи, Линча, а Тарантино в честь него даже назвал свою первую кинокомпанию «A Band Apar».
«Персона»
Год: 1966
Режиссер: Ингмар Бергман
Изображение: «Видеоимпульс»
Сюжет этой психологической драмы минималистичен: известная актриса вдруг перестает разговаривать, после чего ее вместе с сиделкой отправляют на отдаленный остров. Одна женщина постоянно говорит, вторая внимательно ее слушает, и вскоре между ними возникают странные созависимые отношения. В «Персоне» Бергман изучает самоидентификацию личности, ищет границы сознания человека и задает множество вопросов, но не отвечает ни на один из них. Фильм оказал влияние на развитие психологический драмы и стал источником вдохновения для Дэвида Линча, Ларса фон Триера и Гаспара Ноэ.
«Фотоувеличение»
Год: 1966
Режиссер: Микеланджело Антониони
Изображение: «Film Prestige»
Фильм-притча итальянского режиссера Антониони создан по мотивам рассказа Кортасара «Слюни дьявола» и пытается ответить на вопрос — реально ли то, что мы видим? Сюжет напоминает классическую детективную историю: лондонский фотограф тайно делает снимки молодой пары, а потом находит на фотографиях пугающие детали. В отличие от детектива, где в финале всегда раскрывается преступление, происходит неожиданный сюжетный твист, а режиссер не только не дает ответа на загадку, но оставляет зрителя в недоумении: а была ли загадка на самом деле?
«Зеркало»
Год: 1974
Режиссер: Андрей Тарковский
Изображение: «Парадиз»
В своем очень личном, автобиографическом фильме Тарковский концентрируется не на изложении событий, а на передаче внутренних переживаний героя. Он отказывается от традиционного киноповествования и строит фильм на сложном переплетении воспоминаний протагониста о детстве с его переживаниями и страхами в настоящем времени, рефлексией по реальным историческим событиям, сновидениями и ассоциациями. Такая необычная структура позволяет зрителю проникнуть в глубины человеческого сознания и удивиться тому, как же сложно там всё устроено.
Изображение: La Direction de L'Audiovisual de Communaute Francaise de Belgique
Почти четырехчасовой фильм посвящен будничным хлопотам матери-одиночки Жанны Дильман, которая иногда занимается проституцией. Жизнь героини как будто отлаженный механический процесс: распорядок дня выверен до секунды, каждое действие отточено, а все предметы в квартире занимают определенные места. В фильме нет линейного сюжета, нет внешнего конфликта — вместо этого Акерман показывает, как губительна рутина и как запертая в квартире женщина постепенно теряет себя в уборке, готовке и бесконечном ожидании.