Датский режиссер Ларс фон Триер сказал: «Хорошее кино должно быть как камушек в ботинке». Эти слова довольно точно описывают суть авторских фильмов, которые многие считают эаумными, раздражающими и постоянно держащими в напряжении.
Авторское кино — это фильмы, созданные в уникальном режиссерском стиле. И поэтому, чтобы получить от них наслаждение, нужно уметь «видеть» не только сюжет, а элементы этого стиля.
Специально для того, чтобы показать, что мир «фильмов не для всех» не так уж страшен, кинообзреватель Мария Сорокина подготовила подборку из 10 авторских картин с подсказками к их пониманию.
Авторское кино — это фильмы, созданные в уникальном режиссерском стиле. И поэтому, чтобы получить от них наслаждение, нужно уметь «видеть» не только сюжет, а элементы этого стиля.
Специально для того, чтобы показать, что мир «фильмов не для всех» не так уж страшен, кинообзреватель Мария Сорокина подготовила подборку из 10 авторских картин с подсказками к их пониманию.
«Осенняя соната»
Жанр: драма
Год: 1978
Режиссер: Ингмар Бергман
Год: 1978
Режиссер: Ингмар Бергман
Изображение: «Русский Репортаж»
Характерная особенность фильмов Бергмана в том, что он с точностью хирурга препарирует человеческую психику, а потом изучает душевные травмы. «Осенняя соната» — это история о жене деревенского пастора, которая пригласила в гости эгоистичную мать и пытается наладить с ней отношения. Старый, как мир, поколенческий конфликт превращается в интеллектуальный боевик, где вместо огнестрельного оружия — жестокие слова. Смотреть это кино стоит сквозь призму личностного опыта отношений с родителями.
«Девушка со спичечной фабрики»
Жанр: драма
Год: 1990
Режиссер: Аки Каурисмяки
Год: 1990
Режиссер: Аки Каурисмяки
Изображение: «Видеоимпульс»
Минималистичная драма про не слишком привлекательную девушку, которую пригласил на танец одинокий состоятельный мужчина. Фильм с названием, явно отсылающим к сказке Андерсена «Девочка со спичками», пугает непредсказуемым жестоким финалом, но больше — однообразием человеческой жизни, которое доводит до сумасшествия. В кадр постоянно попадают заводские механизмы или конвейеры, что подчеркивает мысль автора о том, что люди по своей природе — бездушны и неспособны к эмпатии.
«Мертвец»
Жанр: вестерн
Год: 1995
Режиссер: Джим Джармуш
Год: 1995
Режиссер: Джим Джармуш
Изображение: «Иноекино»
Путешествие бухгалтера Уильяма Блейка по дикому западу в представлении Джармуша становится метафизической прогулкой по сознанию героя. Индеец по имени «Никто» ведет Блейка к Тихому океану, постоянно интересуясь, есть ли у того табак, на что тот раздражается: «Я не курю». В финальной сцене Блейк действительно находит у себя табак, но Никто отвечает: «Это тебе в дорогу». Так, юмористическая деталь, с одной стороны, символизирует поиск смысла существования героем, а с другой — говорит о неизбежности финала любого пути. Будь то смерть или сон.
«Шоссе в никуда»
Жанр: психологический триллер
Год: 1997
Режиссер: Дэвид Линч
Год: 1997
Режиссер: Дэвид Линч
Изображение: «Russian World Vision»
Фильмы Линча, помимо сюрреалистичности, гипнотической музыки и пугающих персонажей, обладают открытостью интерпретаций. Правильного ответа на поставленный вопрос не существует, и зритель может трактовать финал как угодно. «Шоссе в никуда» — это нелинейный триллер, состоящий из двух частей. В первой — происходит убийство замужней женщины, и ее супруга Фреда, как главного подозреваемого, заключают в тюрьму. Во второй части фильм делает внезапный поворот и рассказывает нам про совсем других героев: автомеханика Пита и его любовницу. Почему одна история сменилась другой: потому что защитная психика Фреда поставила блок тяжелому переживанию, и он представляет себя другим человеком? Может быть. А может быть, он и вправду другой человек.
«Догвилль»
Жанр: драма
Год: 2003
Режиссер: Ларс фон Триер
Год: 2003
Режиссер: Ларс фон Триер
Изображение: «Cinema Prestige»
Во время работы над сериалом «Королевство» Триер пришел к мысли, что качество пленки гораздо меньше интересует зрителя, чем сюжет. Свои идеи режиссер продолжил в «Догвилле». Здесь все условно: дома обозначены линиями на полу, а искусственное освещение и декорации почти отсутствуют. Все эти ограничения не помешали режиссеру рассказать историю девушки, которая пыталась спасти от гангстеров в тихом городке, а в итоге оказалась перед сложным выбором между местью и милосердием. Во время просмотра этой драмы не сдерживайтесь: позвольте себе быть раздраженным, негодующим, позвольте поддаться на изощренные режиссерские манипуляции — только так вы ощутите мощь работы Триера.
«Жизнь как чудо»
Жанр: мелодрама, комедия
Год: 2004
Режиссер: Эмир Кустурица
Год: 2004
Режиссер: Эмир Кустурица
Изображение: «Парадиз»
Список авторских фильмов был бы неполным без комедий от сербского мэтра. Кустурица выступает здесь в качестве режиссера, сценариста, продюсера и композитора. Это фильм об инженере Луке, который в разгар Боснийского конфликта пытается построить железнодорожный тоннель, соединив страны Балканского полуострова. Постепенно история трансформируется в безумно трогательную и волшебную сказку о любви: Лука влюбляется в пленную девушку из Боснии Сабаху. Перед просмотром этого фильма стоит почитать о распаде Югославии, а также понимать, что для Кустурицы любовь — это всегда спасение, и если уж она появляется в жизни киногероя, то он должен отдаться ей полностью.
«Пожары»
Жанр: драма
Год: 2010
Режиссер: Дени Вильнёв
Год: 2010
Режиссер: Дени Вильнёв
Изображение: «Экспонента»
Для творчества именитого режиссера, чье имя у многих на слуху в связи с успешными экранизациями романа «Дюна» характерны такие черты, как изящное балансирование между массовым кино и глубоким артхаусом, метафоричность, а также размышления о роли женщины в мире мужчин. «Пожары» — детективная история, которая становится страшной психологической драмой. Мать оставляет своим детям завещание, где одного просит найти их отца, а второго — отыскать брата. Смотреть это кино необходимо очень старательно подготовившись эмоционально: финал не оставит вас равнодушным и потрясет.
«Королевство полной луны»
Жанр: комедия
Год: 2012
Режиссер: Уэс Андерсон
Год: 2012
Режиссер: Уэс Андерсон
Изображение: «Парадиз»
В 60-х годах ХХ века бойскаут Сэм Шакаски, как истинный мужчина, влюбившись в любительницу книг девочку Сьюзи Бишоп, хочет построить с ней идеальную жизнь в маленькой палатке. Беглецов пытаются отыскать другие бойскауты и взрослые, но в конце концов понимают, что они не могут противостоять простому желанию героев быть счастливыми. Только ленивый не писал о симметрии кадра в творчестве Андерсона, и этому действительно при просмотре стоит уделить внимание, также, как отсылкам к библейскому сюжету о Ное и творчеству английского поэта Уильяма Блейка.
«Убийство священного оленя»
Жанр: психологический триллер
Год: 2017
Режиссер: Йоргос Лантимос
Год: 2017
Режиссер: Йоргос Лантимос
Изображение: «A-One Films»
Картины Йоргоса Лантимоса частенько отсылают к греческой мифологии. В «Убийстве священного оленя» на это намекает само название, говорящее о трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде», где царь Агамемнон убил лань Артемиды и поэтому должен принести богам в жертву собственную дочь. В триллере Лантимоса — опытный кардиохирург выпивает перед сложной операцией и тем самым убивает пациента. Теперь его преследует странный и неприятный сын убитого, который требует смерти одного из членов семьи героя. У парадоксального сюжета нет никакого объяснения: персонажи просто должны повиноваться Року и следовать его абсурдным правилам.
«Сотни бобров»
Жанр: буффонада
Год: 2022
Режиссер: Майк Чеслик
Год: 2022
Режиссер: Майк Чеслик
Изображение: SRH
Стилизованная под немые фильмы 1920-х годов абсурдная черно-белая пародия на «Выжившего» Иньярриту. Режиссер с гениальной непосредственностью намешал в своей бутафорской комедии, сделанной буквально из бобров и палок, Looney Tunes, Джармуша и Чарли Чаплина.
Владелец винокурни Джин Каяк злоупотребил дегустацией собственной продукции, в то время как зловредные бобры подточили опоры огромных бочек. В результате этого все хозяйство Джина сгорело, и он вынужден выживать в холодном заснеженном лесу Висконсина. Смотрите этот фильм без задних мыслей, расслабившись и смеясь над бесконечными шутками, которые водопадом посыпятся на вас.
Владелец винокурни Джин Каяк злоупотребил дегустацией собственной продукции, в то время как зловредные бобры подточили опоры огромных бочек. В результате этого все хозяйство Джина сгорело, и он вынужден выживать в холодном заснеженном лесу Висконсина. Смотрите этот фильм без задних мыслей, расслабившись и смеясь над бесконечными шутками, которые водопадом посыпятся на вас.