Госдума одобрила в первом чтении законопроект о запрете рекламы в признанных экстремистскими социальных сетях. Авторы проекта отмечают, что многие россияне обходят блокировку и пользуются соцсетями Instagram* и Facebook*.
Чойс постарались разобраться в этой теме и ответить на ключевые вопросы простым и понятным языком. Помогли нам в этом эксперты из рекламного агентства Be Brand People: Дарья Черепанова, Head of SMM, совместно юридической службой агентства.
Можете разъяснить закон простым языком? Про что это? И зачем?
Закон направлен на регулирование рекламы в социальных сетях, которые находятся под ограничениями или блокировками на территории России, таких как Instagram*. Закон подразумевает полный запрет на размещение любой рекламной информации в этих социальных сетях. Цель закона — ограничение использования платформ, которые не подчиняются российским законам и, возможно, наносят вред национальной безопасности.
Значит ли это, что нельзя будет официально публиковать промаркированную рекламу? А можно ли будет советовать что-то? Как различать дружескую рекомендацию от рекламы?
Закон подразумевает запрет на любую рекламную активность, включая промаркированную рекламу. Однако личные рекомендации, не содержащие явных коммерческих призывов, могут не подпадать под определение рекламы. Различие между дружеской рекомендацией и рекламой заключается в том, что реклама всегда направлена на продвижение товаров или услуг с коммерческой целью и обычно сопровождается вознаграждением.
Под вопросом остается самореклама, как для блогеров, так и для брендов и компаний. Пока четкого ответа на этот вопрос нет. Но судя по тенденции выходов новых запрещающих законов, стоит найти для себя другую социальную сеть и развивать ее, в том числе переключая туда и свою наработанную аудиторию.
Кто будет считаться нарушителями: рекламодатели и блогеры? Какие санкции могут грозить нарушителям?
Нарушителями могут быть признаны как рекламодатели, так и блогеры, которые продолжают публиковать рекламу после вступления закона в силу. Санкции могут включать штрафы, блокировки аккаунтов и возможные судебные разбирательства.
Что уже сейчас нужно делать рекламодателям, которые продвигаются в Instagram*?
Омниканальность уже давно зарекомендовала себя как верная стратегия — ведение нескольких платформ не только расширяет вашу аудиторию и форматы взаимодействия, но и оставляет вас на плаву, в случае прекращения работы какой-либо из площадок. Как говорится: «все яйца лучше не складывать в одну корзину».
Как поступать блогерам и СМИ, которые сейчас продают рекламу в Instagram*? Полностью отказаться от этого или есть выходы из ситуации?
Блогерам и СМИ следует постепенно отказываться от размещения рекламы в Instagram* и переходить на другие платформы, которые соответствуют российскому законодательству. Также можно рассмотреть возможность использования прямых рекламных контрактов с брендами, которые не нарушают закон.
Куда с большей вероятностью рекламодатели перераспределят бюджет и аудиторию с рекламы в Instagram* после вступления закона?
Как бы не сопротивлялось общество, но платформа ВК сейчас в лидерах по распределению бюджета и по просмотрам. Хорошие перспективы у «Яндекс Дзена». Телеграм также остается основной площадкой, но в свете последних событий, он тоже может попасть под ограничения.
Где и как лучше публиковать короткие виральные ролики/рилсы? Есть ли аналоги площадок, где такой контент будет удобно и интересно смотреть?
Короткие ролики сейчас заходят в ВК, однако платформа все больше делает акценты на горизонтальных видео, и планомерно замещает YouTube, после блокировок. Также Одноклассники пытаются захватить видеотрафик, но пока остаются в хвосте.
Телеграм начинает отвоевывать территорию у сторис. Последние обновления позволяют закреплять их в аккаунте, по факту это гибрид сторис и рилс, но доступ пока только у премиум-аккаунтов. В перспективе Дзен может неплохо занять эту нишу, они также уже запустили и вертикальные и горизонтальные видео.
Могут ли оштрафовать за рекламу, которая была опубликована до принятия закона?
Если реклама была опубликована до вступления закона в силу, штрафы маловероятны. Однако, если реклама продолжает оставаться активной после вступления закона в силу, это может привести к санкциям.
*Meta Platforms Inc. запрещена на территории России