Каждый город летом становится чуть лучше — солнце, зелень, цветы делают свое дело. Но особенно в этот период на карте выделяется Екатеринбург, где фасады домов, трансформаторных будок и заборы превращаются в яркие полотна. За этими преображениями стоит команда «Стенограффии».
Фестиваль уличного искусства уже 16 лет превращает город в одну большую галерею, привозит художников со всей России и мира и открывает новые способы взаимодействия с городской средой.
Все, что мы видим летом на улицах, рождается в офисе команды задолго до физического воплощения: идеи, концепты, кураторские списки и продуманные до деталей маршруты. Это не просто рабочее пространство, а сердце фестиваля, где уличное искусство начинается с заметок в блокноте и заканчивается яркой работой на стене.
Редакция Чойса пришла в гости к команде фестиваля, чтобы изнутри посмотреть, как устроен офис «Стенограффии». Нам провели экскурсию и показали комнату с артефактами художников — от холстов до расписанных коробок из-под пиццы, хранилище старых выставок, стеллажи с книгами про стрит-арт, настенными зарисовками и арт-сувенирами.
Фестиваль уличного искусства уже 16 лет превращает город в одну большую галерею, привозит художников со всей России и мира и открывает новые способы взаимодействия с городской средой.
Все, что мы видим летом на улицах, рождается в офисе команды задолго до физического воплощения: идеи, концепты, кураторские списки и продуманные до деталей маршруты. Это не просто рабочее пространство, а сердце фестиваля, где уличное искусство начинается с заметок в блокноте и заканчивается яркой работой на стене.
Редакция Чойса пришла в гости к команде фестиваля, чтобы изнутри посмотреть, как устроен офис «Стенограффии». Нам провели экскурсию и показали комнату с артефактами художников — от холстов до расписанных коробок из-под пиццы, хранилище старых выставок, стеллажи с книгами про стрит-арт, настенными зарисовками и арт-сувенирами.


На пути к офису: галерея в подъезде и лестничный пролет из мини-граффити
Если вы оказались в здании на Ленина, 41, и направляетесь в офис «Стенограффии», советуем пройтись именно пешком, а не ехать на лифте. Все пространство подъезда — от первого до седьмого этажа — превращено в настоящую галерею уличной фотографии.


На каждом уровне можно рассмотреть фрагменты большой фотовыставки «Стенограффия: 8 лет — 8 этажей», куратором которой выступил Максим Лоскутов. Это не просто кадры с уличным искусством, а документальные артефакты, которые фиксируют историю фестиваля с момента его запуска в 2010 году. Редкие и архивные фото запечатлевают работы, некоторые из которых уже не найти в городе. Поэтому каждый пролет лестницы — это и выставка, и памятник времени, и повод задержаться чуть дольше.
В дни фестиваля офис на седьмом этаже превращается в одно из самых посещаемых мест Екатеринбурга. Художники и энтузиасты обязательно оставляют личный знак, что они побывали в гостях у «Стенограффии». От того лестничный пролет около офиса наполнен наклейками, тегами и мини-граффити в стиле «Я тут был». Таким способом вы оказываетесь внутри истории еще до пересечения порога.
В дни фестиваля офис на седьмом этаже превращается в одно из самых посещаемых мест Екатеринбурга. Художники и энтузиасты обязательно оставляют личный знак, что они побывали в гостях у «Стенограффии». От того лестничный пролет около офиса наполнен наклейками, тегами и мини-граффити в стиле «Я тут был». Таким способом вы оказываетесь внутри истории еще до пересечения порога.


Кулисы фестивальной жизни: артефакты с выставок, подарки от художников и секретные эскизы
Внутри офиса «Стенограффии» все говорит о жизни, полной арт-хаоса, идей и креатива. Рабочее пространство разделено по функциям: тут и пресс-отдел, и команда по работе с партнерами, и технический сектор с координацией волонтеров. Вокруг расположены детали фестивальной жизни: дорожные арт-знаки от команды художников Hot Singles in Your Area, артефакты выставки «Кириллица: Вчера. Сегодня. Завтра», секретные эскизы, которые ждут своего часа, рисунки, постеры и журналы. Один из подарков — оригинальный рисунок от берлинской команды ZEBU.



За арт-знаками спрятана «плоттерная» — комната, где волонтеры готовят инвентарь и элементы оформления для будущих работ. По словам команды, это место напоминает «гараж деда с шестеркой»: везде инструменты, детали и техника, которые выручают команду в активную фазу фестиваля.
«В этой комнате с творческим беспорядком легко покалечиться — пока здесь временно располагается наша выставка с кириллицей. Экспозицию хотят увезти в несколько городов», — рассказала руководитель «Стенограффии» Анна Клец.
«В этой комнате с творческим беспорядком легко покалечиться — пока здесь временно располагается наша выставка с кириллицей. Экспозицию хотят увезти в несколько городов», — рассказала руководитель «Стенограффии» Анна Клец.


Офис как живой архив и лаборатория
В соседней комнате находятся стеллажи с книгами об искусстве и архитектуре, коллекция арт-зинов и банок из-под пива, сделанных в коллаборации с пивоварней Red Rocket Brewery и баром «Нельсон Совин». Здесь же сохранились награды за креатив и дизайн: раньше команда занималась рекламными проектами, а сегодня городским искусством и культурными инициативами.


«Около стены располагается желтое пианино, которое мы разукрасили вместе с 66.RU прошлым летом. А так у нас по всему офису раскиданы разные инструменты — можно музыкальную группу собрать, если захотим взять паузу от уличного искусства», — шутит Анна.
На полках можно долго рассматривать фигурки, эскизы, принты и авторские игрушки. Многое привозят сами художники, что-то команда находит и собирает как часть будущей коллекции. В отдельной комнате — большая библиотека и мини-галерея с работами местных и российских уличных художников. Здесь же работает команда направления STENKA, которая занимается визуальным преображением городской среды и наделением ее ценностями.
На полках можно долго рассматривать фигурки, эскизы, принты и авторские игрушки. Многое привозят сами художники, что-то команда находит и собирает как часть будущей коллекции. В отдельной комнате — большая библиотека и мини-галерея с работами местных и российских уличных художников. Здесь же работает команда направления STENKA, которая занимается визуальным преображением городской среды и наделением ее ценностями.


«У нас много параллельных проектов. STENKA — это наше кураторское направление, с которым мы работаем по России за рубежом. Мы делаем проекты не только в Екатеринбурге, но и в Нижнекамске, Ноябрьске и даже на Кипре. Например, в последнем старый винзавод превращается в культурный кластер, и мы курируем паблик-арт-программу. Это расширение — логичное продолжение идеи „Стенограффии“», — рассказывает сооснователь фестиваля, граффити-художник и продюсер STENKA Константин Самое.
Константин показывает архивные фотографии, принты и арт-объекты от художников: «Мы не просто собираем предметы, а храним память о каждой работе. У нас есть скульптуры Рустама Кубика, эскизы Кирилла Ведерникова, куски стен, расписанные командой художников SPEKTR и Тимуром Fork. Иногда муралы исчезают, дома сносят, но у нас остается их след».
Константин показывает архивные фотографии, принты и арт-объекты от художников: «Мы не просто собираем предметы, а храним память о каждой работе. У нас есть скульптуры Рустама Кубика, эскизы Кирилла Ведерникова, куски стен, расписанные командой художников SPEKTR и Тимуром Fork. Иногда муралы исчезают, дома сносят, но у нас остается их след».


По словам Константина, офис выполняет функцию живого архива и лаборатории: «Отсюда запускаются проекты, тут мы координируем художников и сюда же стекаются идеи. Это наш штаб, но в то же время постоянно обновляющаяся выставка, где все дышит процессом». На одной из полок он показывает альбом с фотографиями из 2000-х со старыми тегами на стенах и ранними смелыми граффити. Константин уверен, что это и есть часть визуальной памяти города. Поэтому задача команды — ее сохранить, переосмыслить и показать другим.


Мини-музей уличного искусства: холст Покраса Лампаса и креативная коробка из-под пиццы
Каждый сантиметр пространства говорит о фестивале: от эскиза с Александром Невским до винтажных стикеров, от красок и баллончиков до личных экспонатов команды. Это рабочее пространство, где создаются муралы, запускаются выставки, собираются арт-коллекции, и — как бы между делом — решаются вопросы проведения одного из главных фестивалей уличного искусства в стране.
На кухне висит холст Покраса Лампаса — работа вне рамок галерей, созданная в ночь после росписи площади Первой Пятилетки на Уралмаше. Тогда художник вернулся на локацию, чтобы внести последние штрихи, а на другом конце площади в этот момент происходила массовая драка. Пока шумно разъезжалась полиция, команда успела завершить работу и вызвать такси. В ожидании рейса автор написал этот холст — спонтанно, на эмоциях, в перерыве между муралом и аэропортом.
На кухне висит холст Покраса Лампаса — работа вне рамок галерей, созданная в ночь после росписи площади Первой Пятилетки на Уралмаше. Тогда художник вернулся на локацию, чтобы внести последние штрихи, а на другом конце площади в этот момент происходила массовая драка. Пока шумно разъезжалась полиция, команда успела завершить работу и вызвать такси. В ожидании рейса автор написал этот холст — спонтанно, на эмоциях, в перерыве между муралом и аэропортом.


На другой стене — отрывок от коробки из-под пиццы, превращенный в арт-объект художником из Уфы Мансуром Зияевым. Он расписал его между делами во время обеда. А чуть дальше — каллиграфия от Васи Баса и работы движения «Картинник» старика Б. У. Кашкина.
Многие предметы хранятся в «запасниках», как называет их команда. Это настоящий склад культурных артефактов: награды за креативные кампании, первые зины команды и арт-книги. Некоторые вещи подписаны: «в архив для музея стрит-арта».
«Когда мы начинали, не знали, что оставлять, а что нет. Теперь понятно: нужно хранить все. Даже коробка из-под молока может оказаться важной. Мы постоянно в движении, но офис остается для нас якорем. Здесь формируется наша память», — размышляет Константин.
Многие предметы хранятся в «запасниках», как называет их команда. Это настоящий склад культурных артефактов: награды за креативные кампании, первые зины команды и арт-книги. Некоторые вещи подписаны: «в архив для музея стрит-арта».
«Когда мы начинали, не знали, что оставлять, а что нет. Теперь понятно: нужно хранить все. Даже коробка из-под молока может оказаться важной. Мы постоянно в движении, но офис остается для нас якорем. Здесь формируется наша память», — размышляет Константин.


Высшая точка, где видны работы «Стенограффии» и хранятся следы стрит-арта прошлых лет
Балкон офиса «Стенограффии» — одна из любимых локаций команды. Это своего рода смотровая площадка: с нее открывается вид на центр города и некоторые работы фестиваля. Сюда сотрудники приходят выдохнуть между задачами, посмотреть закат и просто побыть в тишине.
Отсюда видно хромакей, созданный совместно с кинокомпанией Red Pepper Film, обновленный подземный переход на Плотинке «Эта музыка будет вечной». С балкона можно провести импровизированную экскурсию по стрит-арту, не покидая седьмого этажа.
Отсюда видно хромакей, созданный совместно с кинокомпанией Red Pepper Film, обновленный подземный переход на Плотинке «Эта музыка будет вечной». С балкона можно провести импровизированную экскурсию по стрит-арту, не покидая седьмого этажа.


«По Ленина часто разъезжали наши трамваи, которые мы расписывали вместе с художниками Васей Бас и Лерой Солодовниковой. Незабываемые ощущения такое наблюдать с балкона», — делится пресс-секретарь «Стенограффии» Катерина Кизюн.
Здесь сохранились следы стрит-арта прошлых лет: кто-то из художников оставил теги. По словам команды, именно такие детали и создают атмосферу: балкон живет фестивалем не меньше, чем рабочие комнаты.
В команде зреет план — превратить восьмой этаж в полноценное рабочее пространство. С верхнего уровня открывается панорамный вид на город, а огромные окна в пол наполняют помещение светом. Такой этаж мог бы стать новым этажом фестиваля — символическим ростом «Стенограффии».
Здесь сохранились следы стрит-арта прошлых лет: кто-то из художников оставил теги. По словам команды, именно такие детали и создают атмосферу: балкон живет фестивалем не меньше, чем рабочие комнаты.
В команде зреет план — превратить восьмой этаж в полноценное рабочее пространство. С верхнего уровня открывается панорамный вид на город, а огромные окна в пол наполняют помещение светом. Такой этаж мог бы стать новым этажом фестиваля — символическим ростом «Стенограффии».

