Давным-давно, когда фестивалей стрит-арта еще не было в проекте, а художник Тимофей Радя еще и не думал покупать первый баллончик с краской, глобальным украшением архитектуры Екатеринбурга была мозаика. Сегодня в городе не так много мозаичного роскошества — где-то мозаику сбили оттого, что она устарела, где-то скрыли, но в некоторых местах ее еще можно увидеть.
Редакция Чойса и команда Музея Бориса Ельцина составили гид по шедеврам мозаичного ремесла. А заодно поговорили об истории возникновения такого вида искусства и о том, что с ним случилось.
Редакция Чойса и команда Музея Бориса Ельцина составили гид по шедеврам мозаичного ремесла. А заодно поговорили об истории возникновения такого вида искусства и о том, что с ним случилось.
Марина Соколовская
руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина
В середине 1950-х в СССР началась эпоха индустриального домостроения и произошел поворот к модернизму, в архитектуре стали преобладать простые геометрические формы. Встал вопрос о том, как функциональные и зачастую скучные зданиям сделать красивее, как создать более эстетичную и уникальную среду в городе.
Самым распространенным способом стала мозаика. Ее размещали не только на фасадах зданий, но и внутри. В Екатеринбурге первая такая композиция появилась на Доме культуры Машиностроительного завода им. М. И. Калинина, который мы знаем сейчас как Дом культуры им. Лаврова. Само по себе здание типовое и заурядное, но за счет мозаик стало уникальным.
К сожалению, сейчас мозаичные панно часто сбивают, закрашивают, прячут. И на это есть несколько причин. Во-первых, восстанавливать их очень сложнои дорого. Во-вторых, мозаики несли идеологические и ценностные послания, которые сегодня могут быть неактуальны.
Показательная история произошла в нашем ТЮЗе. Интерьер театра был украшен большим мозаичным панно, но во время реконструкции его закрыли, мозаика сохранилась, но спрятана. Советские мозаики рассказывали о преемственности поколений в построении социализма, о революции, Гражданской войне, индустриализации, Великой Отечественной войне, освоении космоса — содержательно и стилистически такие мозаики могут казаться непонятными современному зрителю или лишними в современных интерьерах.
«Советский Свердловск»
пр. Космонавтов, 23 (ДК Лаврова)
На здании располагается огромный — во всю стену — мозаичный рисунок из цветной смальты и уральских камней. Это совместный труд художников-монументалистов мастерских художественного фонда. Тема панно, над которым они работали два с лишним года, — преемственность поколений.
Авторы мозаичных панно — Донат Лепихин, Борис Зуев, 1967 год. Художники Борис Зуев и Донат Лепихин выполнили работы по оформлению Дворца культуры Машиностроительного завода им. М. И. Калинина (Дворца культуры им. М.В. Лаврова) с 1965 по 1970 годы. Художники создали две мозаики из натуральных камней, плитки и смальты на фасадах, витражи и чеканку в интерьерах.
Авторы мозаичных панно — Донат Лепихин, Борис Зуев, 1967 год. Художники Борис Зуев и Донат Лепихин выполнили работы по оформлению Дворца культуры Машиностроительного завода им. М. И. Калинина (Дворца культуры им. М.В. Лаврова) с 1965 по 1970 годы. Художники создали две мозаики из натуральных камней, плитки и смальты на фасадах, витражи и чеканку в интерьерах.
«Дети в спорте»
ул. Куйбышева, 32а (стадион «Юность»)
Мозаика иллюстрирует спортивные сюжеты: бег на коньках, хоккей, футбол, атлетику. В центре сюжета — мальчик и девочка с олимпийским факелом. Авторы мозаик — Михаил Заводчиков и Владимир Бубенщиков, 1970-е годы.
«Акушер» и Medicus curat
ул. Решетская, 51 (детская больница № 9)
Здесь сразу две мозаики. На первом панно изображены врач-педиатр, ребенок и его мать. Надпись «Medicus curat» переводится как «Врач лечит». На второй — акушер с ребенком на руках. Автор — Николай Орешко, 1986 год.
«Времена года»
ул. Малышева, 76
Мозаика создана из цветной смальты, которая не тускнеет от света. Автор панно — один из самых известных живописцев Екатеринбурга Герман Метелёв, 1987 год. Многие думают, что в композиции четыре женских персонажа, которые олицетворяют времена года. Но в действительности здесь пять героинь. Возможно, автор намекал на непредсказуемую уральскую погоду.
Панно «Времена года» долгое время было скрыто рекламным баннером, который убрали только после заявления Владимира Шахрина (группа «Чайф») в прокуратуру. Мозаика «Времена года» официально признана произведением искусства, подлежащим охране.
Панно «Времена года» долгое время было скрыто рекламным баннером, который убрали только после заявления Владимира Шахрина (группа «Чайф») в прокуратуру. Мозаика «Времена года» официально признана произведением искусства, подлежащим охране.
Мозаика у входа в Дом печати
Тургенева, 13
«Искра. Правда. Октябрь», «Советы. Союз. Труд» — на мозаичных панно выложены ключевые советские слова и изображены люди, верящие в человека труда. Автор панно — Вениамин Степанов. Появились они здесь в 1984 году.
«Освобожденный человек»
ул. Комвузовская, 9
Самая известная мозаика Екатеринбурга — «Освобожденный человек» художника Бориса Тальберга, 1968 год. Он представляет образ свободы как человека, который разорвал цепи и парит в космическом пространстве. Поскольку мозаика выложена на спортивном комбинате, тело человека сильное и крепкое. В 2000-е владелец здания решил сбить мозаику, потому что она постарела и начала осыпаться. Тогда уральские художники отстояли ее и помогли реконструировать.
Staring Faces
ул. Куйбышева, 48
Эта мозаика была создана по эскизу голландского художника Арно Кунена в 2002 году. Люди, изображенные на ней, — зрители боев без правил.
Мозаичное панно на фасаде НИЗМК
ул. Самаркандская, 57
Панно изображает окруженного искрами электросварщика со щитком и держателем для электрода в руках. Рядом с рабочим — титульная продукция НИЗМК: на фоне дымящихся труб козловой кран устанавливает на колонны металлическую ферму; позади стоит металлическая мачта. Слева от сварщика начертана стилизованная аббревиатура названия завода — по информации ekb7.ru.
Выполненную неизвестным художником в ярких контрастных цветах мозаику лучше рассматривать в холодное время года: летом она скрыта листвой не совсем удачно высаженных деревьев.
Выполненную неизвестным художником в ярких контрастных цветах мозаику лучше рассматривать в холодное время года: летом она скрыта листвой не совсем удачно высаженных деревьев.
Барельеф на ДК им. 50-летия Октября
ул. Грибоедова, 13
Барельеф на фасаде районного ДК является одним из самых узнаваемых символов Химмаша. Его сюжет обыгрывает индустриальную специфику микрорайона — тему химического машиностроения. На абстрактной композиции различимы колбы и очертания шестерней. Изображение сложено из цельных блоков с элементами имитации сграффито. Его можно рассматривать бесконечно: необычные цветовые и пластические решения придают композиции удивительную динамичность и создают эффект многослойности — по информации ekb7.ru.
«Одуванчик»
ул. Пушкина, 9
Мозаичная работа в рамках фестиваля «Стенограффия» художницы Анастасии Москвиной.
«Медведь и соболь»
ул. Малышева, 74
Работа-мозаика Светланы Растебиной «Медведь и соболь» теперь находится на небольшой вентиляционной будке.