Все было здорово, пока не бахнул кризис 2014 года. Отчетливо помню этот момент: раньше в нашем офисе бесконечно звонили телефоны — франчайзи, клиенты и прочие, — но вдруг наступила гробовая тишина, ни одного звонка. Курс евро подскочил до ста рублей, и все туры, которые рассчитывались в валюте, подорожали в два раза и стали никому не нужны.
Тогда перед нами встала нетривиальная задача — привлекать клиентов на российские курорты. Сделать это оказалось не так просто: невозможно было даже найти нормальные фотографии отелей для каталога. К примеру, ты запрашиваешь фото отеля из Геленджика, а тебе присылают стену с ковром и снимок старого продавленного дивана. После фотографий Сицилии это выглядело особенно контрастно. Создавалось такое впечатление, что отели и санатории сами не верили, что к ним кто-то поедет. Таким получился мой первый опыт антикризисного smm.
Довольно скоро я ушел руководить smm-направлением в крупный уральский банк, после чего неоднократно менял сферу работы: от финансов к промышленности, затем ушел в логистику. Сейчас я руковожу торгово-маркетинговым направлением Почты России на Урале, перейдя таким образом из узкой ниши smm в классический маркетинг на довольно большой территории. Смена сферы деятельности, кстати, многое дает: каждый раз меняются задачи, подход: все это воспитывает неоднобокий взгляд на мир.
Когда я только начинал, smm-щик должен был уметь все: этакий продажник, дизайнер, таргетолог и копирайтер в одном лице. Такая ситуация держалась довольно долго, так как работодатели и сами не знали, чего они хотят, а когда не знаешь, требуешь абсолютно всего. Сейчас же ситуация изменилась в другую сторону: в сфере smm много ниш, к нему стали подходить намного серьезней. Теперь это часть большой бюрократической структуры компании, а это множество правок и согласований, что может стать проблемой, так как smm для меня, в первую очередь, про ситуативку. Главный скилл smm-щика — это скорость реакции, и она не должна зависеть от скорости компании: нужно уметь продавить свою точку зрения.
Каждый из нас сейчас пользуется соцсетями, отчего и у руководителей, и у соискателей на вакансии появляется иллюзия, что smm — это легко, и с постами в соцсетях любой может справиться. Я собеседую кандидатов на должности в smm, и во многих читается, что они именно пользователи соцсетей — знают, как постить, какой контент крутой, хотят самореализоваться, но не знают, как быть полезными бизнесу, хотя это главная задача smm, как и всего маркетинга. В сфере катастрофически не хватает людей с системным подходом, которые могут мыслить стратегически.
Самый комфортный путь в профессию smm — это самообразование или наставничество, как в IT берут джуна и дотягивают его до уверенного специалиста. По большей части все курсы в данной сфере, которые я анализировал, это бесполезная трата времени и денег, на них объясняют азы, которые все понимают на начальном этапе. Книги и учебники по smm — тоже мимо. Сам формат книги предполагает что-то доброе, разумное, вечное, а в smm-тренд живет несколько часов — настолько быстро меняются алгоритмы соцсетей. Но, опять же, многие забывают, что smm — это маркетинг, поэтому у smm-щика должна быть хорошая маркетинговая школа.