СПЕЦПРОЕКТ
Как работники авиакомпании привыкают к постоянным командировкам и успевают жить
«На работе управляю самолетом, в свободное время — парусом»
СПЕЦПРОЕКТ
Как работники авиакомпании привыкают к постоянным командировкам и успевают жить
«На работе управляю самолетом, в свободное время — парусом»

Пилоты, бортпроводники, инженеры, диспетчеры — невозможно представить градус ответственности, с которым в каждую рабочую смену заступают эти люди. А что они делают в своё свободное время, как отдыхают и что помогает «почувствовать» землю? Мы поговорили с сотрудниками «Уральских авиалиний» — узнали, что привело их в авиацию, как развивалась их карьера, что их вдохновляет в работе и как они проводят выходные. Оказалось, у многих из них — необычное хобби (хотя куда ещё), которое при этом помогает расслабиться и переключиться.

Пилоты, бортпроводники, инженеры, диспетчеры — невозможно представить градус ответственности, с которым в каждую рабочую смену заступают эти люди. А что они делают в своё свободное время, как отдыхают и что помогает «почувствовать» землю? Мы поговорили с сотрудниками «Уральских авиалиний» — узнали, что привело их в авиацию, как развивалась их карьера, что их вдохновляет в работе и как они проводят выходные. Оказалось, у многих из них — необычное хобби (хотя куда ещё), которое при этом помогает расслабиться и переключиться.

Евгений Ветлицин
Командир воздушного судна

Моё детство прошло на аэродроме

Я — пилот, моя задача — безопасно и комфортно перевезти пассажиров из одного города в другой. Это коротко. Реальность такова, что командир воздушного судна должен организовать работу экипажа, обеспечить благоприятную атмосферу и порядок на борту судна, взаимодействовать с наземными службами аэропорта — всё это влияет на безопасное выполнение полёта. Опыт в авиации начинается с момента первого самостоятельного полёта, у меня он случился в 1991 году в аэроклубе. С тех пор летаю уже 23 года, у меня — 13 тысяч часов налёта на разных воздушных судах.

Хорошо помню свой первый в жизни полёт. Мне было 5 лет, я летел вместе с мамой на самолёте Ан-2 из Верхотурья в Екатеринбург (тогда ещё Свердловск). Самолёт тогда очень болтало. А поскольку раньше в Ан-2 кабину пилота не закрывали, он увидел меня, сжалился и посадил на колени за штурвал. Тогда, думаю, и зародилась моя мечта стать пилотом. Потом был кружок авиамоделирования, аэроклуб, Академия гражданской авиации, лётное училище. Семья, конечно, тоже оказала влияние на мой выбор — у нас многие связаны с авиацией. Бабушка работала диспетчером, её муж работал мотористом в аэропорту.

Главным примером стала мама. Она занималась в аэроклубе, летала в качестве спортсмена, была лётчиком-наблюдателем, пыталась учиться дальше, но в те времена женщин в пилоты не брали. Потом она прошла обучение стала работать диспетчером управления воздушным движением. Поэтому всё моё детство прошло на аэродроме.

Каждый полёт неповторим — и это интересно

В «Уральских авиалиниях» я сначала проходил практику, а в 2002 году стал работать штурманом Ту-154. В 2012 после окончания Бугурусланского лётного училища я начал свою работу в качестве пилота самолёта Airbus A320. Последние пять лет работаю командиром воздушного судна.

Не каждому подойдёт такой график работы — командировки, частая смена часовых поясов, ночные полёты. Нужно постоянно поддерживать свою квалификацию — техническая учёба, тренажёрная подготовка, поддержание знаний английского языка. Всегда нужно следить за своим здоровьем — пилоты каждый год проходят медицинскую комиссию, где определяется его пригодность к выполнению полётов.

Командировка длится пять дней, три рейса с перерывом на отдых, затем два дня выходных. Как получается вывозить такой режим? Самоорганизация. Например, накануне ночного рейса днём я всегда отдыхаю. Утром — зарядка, йога или пробежка. Перед полётом умеренное питание.

Я действительно люблю свою работу. Каждый полёт неповторим — и это интересно. Поменять работу я никогда не хотел. Конечно, хочется чаще видеть детей, родителей. Но большую часть жизни я провожу в небе. Это мой выбор: я совершенствуюсь, путешествую, узнаю мир. Обычно между рейсами минимум 12 часов отдыха. Если времени больше, стараюсь организовывать для экипажа разные экскурсии, поездки. Из недавнего — удалось посетить океанариум во Владивостоке, ездили на Байкал, когда были в Иркутске.

Управляю ветром и поднимаюсь над водой

Расслабиться и перезагрузиться мне помогает виндсерфинг. Мне всегда нравилось воздушная стихия и море. Однажды я увидел на воде человека на доске с парусом, заинтересовался, но тогда сложилось представление, что это спорт только для молодёжи. Позже я познакомился с людьми, которые занимаются этим спортом уже в зрелом возрасте. Последние три года я занимаюсь виндсерфингом на Шарташе в клубе «Спарта». Сначала катался с инструктором, теперь самостоятельно. Было сперва сложно, как и везде. Но помогает практика и ещё раз практика. Был в Египте, там самый лучший ветер. Да, и за этим тоже туда ездят. Виндсерфинг — классный спорт, он даёт возможность управлять ветром, подниматься над водой, скользить по волнам. Так я поддерживаю не только физическую форму, но и переключаюсь с рабочих задач. Катаюсь не часто, потому что перед рейсом нужно давать отдых организму. Когда всё совпало — есть длинные выходные и ветер, тогда выхожу на воду.

Александр Двойнин
Внутренний аудитор

Было бы классно работать в авиации

Я учился в УрФУ в Высшей школе экономики и менеджмента по направлению «Мировая экономика и международный бизнес». На третьем курсе нам нужно было проходить производственную практику. Компании, которые предлагал университет, меня не привлекли. Стал думать, в какой сфере мне было бы интересно работать. Примерно в этот период на дне рождении друга я познакомился с парнишкой, который работал в «Уральских авиалиниях». Весь вечер я расспрашивал его о работе и компании. Меня заинтересовало, и я подумал, было бы классно работать в авиации. В итоге, я прошёл практику, договорился, что буду писать здесь и диплом. А в процессе понял, что хочу остаться работать здесь на постоянку.

Я работаю внутренним аудитором в «Уральских авиалиниях» полтора года. Контролирую внешние расходы и слежу, чтобы деятельность авиакомпании и наших партнёров проходила в соответствии с законами РФ. Главный офис находится в аэропорту Кольцово. У меня стандартный график — пятидневка с 8:00 до 17:00 — удаётся приезжать и уезжать, не заставая пробки. В моей деятельности не исключены командировки, но у меня пока их не было. В целом, работа классная — интересные задачи, руководство всегда готово пойти навстречу, дружеская атмосфера в коллективе.

Тренируюсь, общаюсь и путешествую

Помимо основной работы в авиакомпании я учусь в магистратуре, являюсь тренером и действующим участником команды по спортивному чирлидингу «Феномен А» на базе УрФУ.

Я с детства в спорте — 10 лет занимался спортивной гимнастикой. Закончил из-за травм. Затем какое-то время занимался тайским боксом. Когда поступил в университет, прошёл отбор и меня приняли в состав команды «Феномен А». Так шесть лет назад началась моя спортивная карьера в чирлидинге. За это время я стал мастером спорта. Самый результативный год был 2019 — тогда мы с командой заняли второе место на Чемпионате России и четвёртое — на Чемпионате Европе.

В этом спортивном сезоне я, продолжая выступать, начал ещё сам тренировать ребят. У меня несколько задач: продумать программу выступления, объяснить технические моменты исполнения того или иного элемента и составить тренировочный план. А ещё создать в коллективе атмосферу доверия и взаимопонимания — в нашем спорте это очень важно.

Мне нравится чирлидинг не только потому, что я могу в своё удовольствие заниматься спортом, общаться с классными людьми, но и за возможности путешествовать. Мы каждый год участвуем в Чемпионате России, ездим по разным городам. До пандемии участвовали в Чемпионатах Европы, были в Хельсинки, например.

По началу было сложно совмещать работу, учёбу и хобби — свободного времени почти нет. Но отказаться от спорта я не готов. На тренировках я отключаюсь от рабочих задач, забываю о проблемах в учебе, голова отдыхает и перезагружается, а это положительно влияет на продуктивность.

Юрий Попов
Старший инструктор авиационного технического центра

С авиацией расставаться не хотелось

Авиационно-технический центр занимается обслуживанием самолётов. Сейчас я обучаю техников, бортпроводников и пилотов — каждый из них должен разбираться в конструкции летательного аппарата. До преподавания я сам долгое время работал инженером. Например, самолёты возвращаются из рейса, и пилоты пишут замечания по работе самолётов. Нам нужно найти неисправность, устранить её и подготовить аппарат к следующему вылету.

Изначально я хотел быть лётчиком-пилотом. Но на медицинской комиссии в Кольцово меня до полётов не допустили по состоянию здоровья. Как потом выяснилось, обманули. Просто желающих стать лётчиками тогда было слишком много. С авиацией расставаться не хотелось, и я пошёл поступать в Рижский институт инженеров гражданской авиации.

График работы у инженеров ненормированный, есть и ночные смены — самолеты летают круглосуточно. Сейчас я работаю преподавателем в учебном центре и у меня обычный «человеческий» график — пятидневка. Работа и сфера, конечно, нравятся. Это интересная, но специфическая отрасль — даже техником быть не у всех получается. На мою специальность поступало 15 человек, пошли работать в авиацию только пять человек. Из них через 10 лет осталось двое, еще через 10 лет — только я один. По всей стране таких специалистов в пределах тысячи.

Спорт дарит ощущение свободы

Ещё в дошкольном возрасте я увлекался авиамоделизмом. Студентом пошёл заниматься в аэроклуб. Тогда мы летали на маленьких самолётах и прыгали с парашютом. Потом начал летать на параплане. Это захватывающий вид спорта. Здесь и ощущение свободы, когда летишь, и забываешь про всякий стресс, и потрясающие виды, которые открываются с неба. Как и в любом спорте, здесь нужна физическая подготовка.

Я летаю в основном на границе с Башкирией — там ощутимо меньше лесов. Летать можно в любое время года, главное, чтобы был нужный ветер и температура была не ниже 15−20 градусов. А тренируюсь в границах Екатеринбурга, у нас тоже есть подходящие места. Но самые живописные места для полёта в Крыму — здесь и горы, и степь, и море. Конечно, очень красиво и в Таиланде. Причем, там можно летать и над океаном.

Дмитрий Боровенский
Бортпроводник

Прокачать коммуникации и иностранные языки

Я сходил в армию и подумал, почему бы не попробовать себя в авиации. Начал подавать заявки, «Уральские авиалинии» первые откликнулись. Работаю здесь уже 6 лет. Конечно, первое за чем все идут в профессию, и я в их числе, — это путешествия. В процессе работы понимаешь, что ещё есть много всего интересного — общение с коллегами, пассажирами, поиск решений в разных вопросах, прокачка навыка коммуникаций и иностранного языка. Полёты — нагрузка на организм, для собственного комфорта я стараюсь правильно питаться, принимаю витамины, занимаюсь спортом, достаточно сплю.

В первом рабочем полёте было страшно. Во время второй командировки стало легче. Конечно, на обучении мы прорабатываем разные сценарии, но когда сталкиваешься вживую — это другое.

Расскажу один запомнившийся момент. Спустя полгода с начала моей работы мы выполняли рейс Екатеринбург — Благовещенск (как раз там, где я служил). И вот я провожу демонстрацию аварийно-спасательного оборудования, а на половину самолёта стоит гогот. Я присмотрелся, а там сидят мои сослуживцы, человек 15−20 и командир. Они меня узнали, мы пообщались, вспомнили разное. Было здорово.

Мечтаю о семейном путешествии

Мне нравится открывать новые города и страны. Любимые направления — там, где тепло. Пусть на два-три дня, но приятно отдохнуть, поплавать. В этом году, кстати, руководство авиакомпании разрешило по льготной цене возить родителей сотрудников в те направления, куда летают «Уральские авиалинии». Сейчас у меня мечта — организовать совместное семейное путешествие.

Недавно впервые был в Душанбе и Астане. Интересно было посмотреть, не ожидал такого величия и красоты. В одном из этих городов наша гостиница находилась в горах. Рядом протекала горная река, я открывал окно в номере и не мог надышаться просто этим воздухом. Ну и вид обалденный!

Наладить самоорганизацию

С 18 лет занимался диджеингом. Год назад клуб закрылся и, к сожалению, пришлось попрощаться с этой эпохой. Раньше я мог после рейса, сразу ехать в клуб и отыграть сет. Чувствовал себя прекрасно, это был самый действенный метод расслабиться после затяжной командировки.

Сейчас занимаюсь тайским боксом, чтобы поддерживать хорошую физическую форму. Этот спорт направлен на все группы мышц, при этом он не статичный и не скучный. В командировках у меня даже получается выполнять комплекс упражнений, которые дал тренер. А в выходные дни, когда я точно знаю, что буду в городе, всегда записываюсь на тренировки в спортзал. Наша работа отлично прокачивает самоорганизацию.

Материал подготовлен
при поддержке
Реклама
www.uralairlines.ru