СПЕЦПРОЕКТ
Арт-миля: спецпроект о дружбе большого города и самокатов
СПЕЦПРОЕКТ
Арт-миля: спецпроект о дружбе большого города и самокатов

Количество жителей в городах России постоянно растет. Только Екатеринбург за последние десять лет прибавил в свой актив 200 тысяч человек. Границы микрорайонов расширяются, а вместе с ним и расстояния, которые нужно преодолевать их жителям. Именно так во многих городах и возникает проблема первой и последней мили — когда людям неудобно пешком добираться до автобуса или трамвая, а также перемещаться на общественном транспорте внутри района (ну не едет автобус прямо от Городка чекистов до Литературного сквера). Из-за этого многие вынуждены пользоваться личным авто, что вызывает увеличение пробок, загрязнение воздуха и многие другие проблемы. Средства индивидуальной мобильности, как, например, самокаты, могут стать решением в таких ситуациях.


Вместе с Яндекс Go и исследователем уличного искусства Алексеем Шаховым мы прогулялись на самокатах по центру Екатеринбурга. Совместили приятное с полезным: посмотрели на стрит-арт (преступлением было бы отказаться от личной экскурсии) и протестили улицы на пригодность для самокатов. Спойлер: дружба города и средств индивидуальной мобильности крепнет, инфраструктура развивается, а самокаты наравне с граффити становятся привычной частью облика Екатеринбурга.

Количество жителей в городах России постоянно растет. Только Екатеринбург за последние десять лет прибавил в свой актив 200 тысяч человек. Границы микрорайонов расширяются, а вместе с ним и расстояния, которые нужно преодолевать их жителям. Именно так во многих городах и возникает проблема первой и последней мили — когда людям неудобно пешком добираться до автобуса или трамвая, а также перемещаться на общественном транспорте внутри района (ну не едет автобус прямо от Городка чекистов до Литературного сквера). Из-за этого многие вынуждены пользоваться личным авто, что вызывает увеличение пробок, загрязнение воздуха и многие другие проблемы. Средства индивидуальной мобильности, как, например, самокаты, могут стать решением в таких ситуациях.


Вместе с Яндекс Go и исследователем уличного искусства Алексеем Шаховым мы прогулялись на самокатах по центру Екатеринбурга. Совместили приятное с полезным: посмотрели на стрит-арт (преступлением было бы отказаться от личной экскурсии) и протестили улицы на пригодность для самокатов. Спойлер: дружба города и средств индивидуальной мобильности крепнет, инфраструктура развивается, а самокаты наравне с граффити становятся привычной частью облика Екатеринбурга.

Обгонять время
Алексей Шахов
экскурсовод и исследователь уличного искусства
Алексей Шахов исследует стрит-арт, а вместе с ним и улицы Екатеринбурга. Еще он проводит экскурсии, создает подкасты про урбанистику и ведет свой телеграмм-канал. В безумной череде дел и встреч он «обгоняет» время на самокате. В основном передвигается на нем на расстояние двух или трех кварталов, но порой уезжает в далекие от центра районы города. Говорит, что такой способ передвижения иногда выгоднее и быстрее такси.

Алексей самый внимательный человек на улице — профессия обязывает, а личный интерес мотивирует, поэтому с точностью до метра он может указать на изменения в облике города.

«Я точно могу сказать, что стало гораздо чище, гораздо меньше той самой уральской грязи, что обычно весной и осенью захватывала город. Еще последние пять лет наблюдаю, как меняется отношение людей к пространству вокруг себя. Они более осознанно относятся к месту, где живут, заботятся о том, что имеют, а еще экспериментируют, пытаясь сделать город лучше. Я пользуюсь кикшерингом, поэтому вижу, как в центре появляются новые пространства для самокатов, пандусы. Да проблемы еще есть, но мы идем путем исцеления. Вот и сами люди все меньше хаотично раскидывают самокаты, аккуратнее ими пользуются».
Алексей составил маршрут по известным и новым арт-объектам, который удобно проехать на самокате. Он рассчитан на всех, кто хочет познакомиться с уличным искусством с ветерком: не напрягая ноги и экономя время.

Добрососедство
«Начинаем нашу экскурсию с проспекта Ленина. Сюда я на самокате добирался с улицы Бажова. Боялся опоздать, если пешком пойду. Кстати, на Ленина довольно широкие тротуары и много парковок для велосипедов и самокатов у разных заведений. Удобно, когда новое в городе учится существовать друг с другом. Благодаря самокату я даже раньше приехал, хотя останавливался за кофе. Часто беру его в одном месте и в этот раз не стал изменять себе. Правда, пришлось петлю сделать, но я не пешком же, все успел.

Перемещаемся в Городок чекистов. Я знаком с этим двором очень давно и каждый раз нахожу что-то новое. Если с Городком чекистов немного поработать, можно сделать своеобразный музей стрит-арта. У него для этого хорошая база.
Недавно в Городке прошел фестиваль добрососедства «Заходи». Организаторы поиграли на контрастах, выбрав один из самых загадочных микрорайонов не с самым приятным прошлым и пригласив студийную художницу Ольгу Хатмулину. Она сместила холст на поверхность гаража, чтобы нарисовать голубей — наших соседей, с которыми нам так или иначе приходится мириться. Мы не выбираем их, как и гаражи. В своё время гаражи ведь наобум устанавливали во дворах.

Чуть дальше на хозяйственном сооружении поселилось зеркало в виде замочной скважины. Арт с отсылкой к чекистам называется «У каждого своя тайна». Ты как бы подглядываешь за другими, но видишь в отражении себя.
Другую сторону занимает работа Степана Rare.God. Он творит на стыке — очень органично совмещает стиль плохого граффити и художества коммунальщиков, которые эти граффити закрашивают. Поэтому многие воспринимают его работу за чистую монету. Его творчество совпадает с моим тезисом, что на улицах Екатеринбурга есть две проблемы: не все люди адекватно пользуются баллоном, а коммунальные службы не всегда справляются с этим. У меня часто спрашивают, как это решить, но игнорируют тезис о том, что нужно победить несанкционированные объявления. Тогда уличное искусство «излечится».
Лекарство от «баннерной слепоты»
Выезжаем на улицу Луначарского и двигаемся в сторону Шарташской. Фасад дома №9 уже несколько лет глючит пространство. Художники Артем Стефанов и Илья Високосов создали мурал «Дисперсия №5». “Вблизи и вдали это два разных объекта. Каждый физический фрагмент работы, то есть каждый блок, раскрашен по-своему: красный переходит в фиолетовый и уходит в чёрный. Там, где цвет больше меняется, дисперсия расходится сильнее. И наоборот: где изменения менее заметны, там и цвет более стабильный. Мурал привлекает наши замылившиеся эффектом баннерной слепоты глаза. Но самый классный эффект от дисперсии — во время жары, когда всё вокруг плавится, солнце припекает. Ты смотришь, и голову просто сносит”, — добавляет Алексей.

Далее по Луначарского едем до перекрёстка с улицей Шевченко. Как раз рядом с парковкой самокатов сразу два мурала. Первый — «Тотем счастья» Степы и Алины Айфо. Они спросили у людей, что такое счастье, и превратили ответы в арт — так на стене появилось несколько тотемов. “Наши предки, создавая такие, выбирали животных, у которых хотели перенять лучшие качества: силу медведя, скорость волка и зрение, например, орла. Удивительно, что порой они миксовали животных, которые в дикой среде не могут мирно сосуществовать. Но в тотеме они гармонично выглядят, потому мы видим в них только хорошие качества. Если бы и люди научились видеть друг в друге лучшее, то всё было бы классно”, — рассказывает Алексей.

Чуть дальше второй мурал «Аллеша», где хипстер красит стену в цвет неба. На рюкзаке у него надпись «Go» — хороший призыв, созвучный со стоящим рядом самокатом. Коммунальщики когда-то покрасили фасад первого этажа, поэтому лестница Аллеши теперь не достаёт до земли, но зато опирается на панель в стене дома.

“Я проводил бы некоторые свои экскурсии на самокате, но с группой людей сделать это сложнее. Поэтому часто приезжаю на самокате к месту старта, а дальше пешком. Всегда пытаюсь выигрывать время — это очень важный ресурс. Можно, наверно, выйти на 15 минут раньше, но тогда не успеешь что-то за компом сделать. Вижу еще одно преимущество самоката — он позволяет насладиться поездкой и городом, пока сезон”, — говорит Алексей.

Микс живого и искусственного
Остановимся во дворе Городского дворца творчества и молодёжи. Здесь Сергей Акрамов расписал стену дома, показав взаимоотношения природы и человека. «На работу лучше смотреть через объектив камеры на телефоне — так она лучше читается, — объясняет Алексей. — Художник сделал микс на грани живого и искусственного: за живое отвечает растение, за искусственное — обрывки рекламных постеров и неоновые линии».

Вот мы и подъехали к ТЮЗу. Как современный город невозможно представить без электросамокатов, так и ТЮЗ без красного человечка. Это пример арта, который слился с локацией. Такие же ощущения остаются от арки Покраса Лампаса у «Салюта», головы младенца на визовском пляже или надписи «Кто мы? Куда мы? Откуда?» на екатеринбургской набережной. Или, если представлять зимний город в районе Оперного театра, то обязательно с оранжевыми абажурами.

Спускаемся в переход, самокаты скатим по пандусу — они нам пригодятся на Вознесенской горке. Переход у ТЮЗа в этом году преобразили. Теперь это объект искусства. Вова Nootk к юбилею города нарисовал на стенах историю появления и развития Екатеринбурга. Художник поиграл пространством, добавил объёма. Он не стал рисовать здания один в один с оригиналом. Например, изображая цирк, художник использовал свой паттерн, а скульптуры на фасадах заменил на буквы своего псевдонима. Но мы все равно понимаем, о чём говорит автор.

Выходим в парк, прямо к стеле фиолетовой линии Яндекса и фестиваля Стенограффия. На ней нанесен маршрут для знакомства с уличным искусством. По нему, кстати, тоже можно проехать на самокате. Тогда время на дорогу заметно сократится и можно за раз охватить больше объектов.

«Почти каждую экскурсию нахожу новый стрит-арт, искусство развивается. Как и покрытие сервисов кикшеринга. Если раньше это был в основном центр, то сейчас, к счастью, совершенно спокойно можно добраться почти во все районы города. Еще в кикшеринге мне нравится, что нет чувства беспокойства. Не представляю, как бы я оставлял личный самокат на улице. А тут взял в прокат, доехал до локации, оставил на парковке. И не надо идти лишние три квартала. Теперь почти в каждом квартале есть стоянка самокатов и даже не одна. Средство передвижения востребованное, и город меняется под него. Я раньше на скейтборде катался, в некоторых местах было нереально съехать с тротуара или подняться на него. Сейчас таких все меньше, строят спуски и пандусы. Почти все нужные мне локации спокойно объезжаю на самокате.

Пока! Я на самокат и на следующую встречу».
Материал подготовлен
при поддержке
Реклама
go.yandex