Публикации

Конструктивизм VS Советский модернизм: изучаем архитектуру на площади Малышева

2025-06-09 10:00 Город
Площадь Малышева в Екатеринбурге — не просто центр города. Это настоящая архитектурная галерея, где переплетаются стили конструктивизма и советского модернизма. Здесь, среди знаковых зданий, таких как Дом обороны и Дом контор, скрыты истории и тайны, которые отражают дух времени и культурные трансформации города.

Команда проекта «Территория авангарда» буквально разобрала по кирпичикам историю площади Малышева и особенности архитектуры зданий, которые мы каждый день проходим мимо — получился компактный городской маршрут, который поможет лучше понять, как прошлое формирует облик современного Екатеринбурга.

В прошлых маршрутах мы знакомились с маркерами архитектуры конструктивизма на примере зданий на площади Парижской коммуны и искали отголоски Свердловска 1920−30-х на Уралмаше.

Площадь Малышева

Как бы вы описали пространство на пересечении улиц 8 Марта и Малышева? Кто-то обращает внимание на остановку «Храм Большой Златоуст», кто-то — на здание «Рубин», а кто-то может вспомнить, что когда-то здесь находился памятник терке. Все это — площадь Малышева. С севера она ограничена зданием театра эстрады, а с востока — Домом обороны.

Площадь Малышева не стала точкой притяжения для горожан. Однако в 1920-е и 1960-е годы у градостроителей были иные планы. Если в начале ХХ века здесь зарождался конструктивистский ансамбль, вдохновленный идеями нового быта, то во второй половине — стали воплощаться проекты совмода, неразрывно связанные с идеями технического прогресса, удобства и доступности. Так площадь собрала вокруг себя архитектурные памятники как эпохи авангарда (Дом контор, Дом обороны), так и эпохи «социального оптимизма» (комбинат бытового обслуживания «Рубин», театр эстрады).

Комплекс Дома обороны (ныне ДОСААФ)

Комплекс возводился для членов Уральского ОСОАВИАХИМа (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству — прим. ТА). В 1920-е годы по всей стране появлялись тиры, аэроклубы и военно-спортивные кружки, которые создавались данной организацией. А в 1931 году общество предложило программу всеобщей физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне СССР».

Изначальный проект Дома обороны в Свердловске впечатлял своими масштабами. Комплекс должен был раскинуться на весь квартал улиц Малышева, Воеводина, 8 Марта и проспекта Ленина. Внушительную часть проекта занимал зрительный зал. Вместо плоской крыши планировалось возвести купол, под которым могли проходить выступления и соревнования. Впоследствии были воплощены три корпуса: административно-учебный с клубной частью, спортивный зал (ныне утрачен) и общежитие для спортсменов.

Дом обороны (Штаб ОСОАВИАХИМА)

Адрес: ул. Малышева, 31д
Архитекторы: Георгий Валенков
Годы постройки: 1933
Функции: административная, учебная, клубная

Многие конструктивистские здания напоминают своими формами корабли, все благодаря закругленным торцам. Такой прием использовался и при проектировании административно-учебного корпуса, знакомого горожанам как «Дом с самолетиком». Его первый этаж выдвинут вперед и образует «нос» корабля. В здании проходило обучение добровольцев и военных инструкторов. Привычное название ДОСААФ появилось в 1951 году с реорганизацией общества и его переименованием.

Общежитие ОСОАВИАХИМА

Адрес: ул. Воеводина, 6
Архитекторы: Георгий Валенков
Годы постройки: 1930-е
Функции: жилье

В комплексе Дома обороны был предусмотрен и жилой корпус — общежитие для спортсменов. В отличие от главного здания комплекса здесь преобладают строгие формы. Приковывают взгляд чередование горизонтальных и вертикальных линий расположения окон, выступающие прямоугольные объемы на фасаде, длинный балкон на последнем этаже и контрастная линия полукруглых балконов на торце дома.

Здание на Воеводина, 6 многие проходят изо дня в день, выбегая из метро и направляясь по дворам к музею ИЗО. Раньше здесь располагались клуб «Мизантроп» и магазин «Шаг Маг». Возможно, это здание вызывает воспоминания и у вас. Не так давно появилась новость, что эксперты все-таки выдали положительное заключение на признание здания памятником.

Дом контор

Адрес: ул. Малышева, д. 42
Архитекторы: Георгий Валенков, Владимир Смирнов
Год постройки: 1929−1930
Функции: общественное, конторское здание
Большой закругленный торец Дома Контор жители Екатеринбурга видят чуть ли не каждый день, пробегая по центру. Но еще здание засветилось в клипе группы The Beatles — на 34-й секунде ролика «Back in the U.S.S.R.». Дом Контор уверенно стоит на углу улиц Малышева и 8 Марта, привлекая внимание масштабным фасадом с ленточным остеклением. Дом создавался как деловой центр: на первом этаже располагались магазины, на втором — банк, на третьем и четвертом — конторские кабинеты.

К сожалению, у Дома Контор непростая судьба: в годы войны он использовался как эвакогоспиталь, а в 1974 пережил крупный пожар. Сегодня здание вошло в список одних из тех немногих конструктивистских, которые сохранили свою функцию: на первом этаже все так же магазин спорттоваров, много офисных кабинетов. Но главное, в Доме Контор теперь можно переночевать и взглянуть на центральный Екатеринбург из широких окон — в нем работает апарт-отель.

Сберегательный банк

Адрес: ул. Малышева, д. 31в
Архитекторы: Евгений Коротков
Год постройки: 1939
Функции: банк
Отойдем на десятилетие от конструктивистских зданий к сталинской неоклассике. Массивное и симметричное здание Сбербанка выполнено по канонам парадного советского неоклассицизма — с балюстрадами, колоннами, карнизами. Увенчивает банк герб СССР.

Сегодня здесь располагается отделение Сбербанка. Внутри все не сильно изменилось: в самом центре клиентского зала — статуя Ленина, установленная более 70 лет назад.

Дома специалистов

Адрес: Банковский переулок, 8, 10
Архитекторы: Георгий Голубев
Год постройки: 1930-е
Функции: жилая
Весной 1932 года в Москве принимается постановление СНК и ЦК ВКП (б) «О постройке домов для специалистов», призванное улучшить бытовые условия квалифицированных кадров. В рамках всесоюзной двухлетней программы Свердловску отводится особое место: здесь должны появиться сразу три дома по сто квартир. Участок под застройку выбирают на Банковском переулке — в центре деловой и культурной активности города.

В домах жили инженеры, врачи, ученые, артисты. Архитектор дома Георгий Голубев тоже поселился здесь — его фамилия числится в телефонном справочнике рядом с домом № 10. Несмотря на аскетичность фасадов, свойственную уходящему авангарду, внутри квартиры подсказывают главные принципы конструктивистской планировки — просторные комнаты, сквозное проветривание, светлые кухни и ванные комнаты. Сегодня в здании на Банковском, 8 можно позавтракать в кофейне Breakfast Unit — с высоким потолком и свисающей зеленью.

«Союзхлеб» / Здание «Госстраха»

Адрес: Банковский переулок, 9
Архитекторы: Георгий Валенков
Год постройки: 1926−1929-е
Функция: государственный, акционерный трест
Заброшенное здание, скрытое за навесом и деревьями сначала принадлежало акционерному обществу «Союзхлеб», позднее — отделению Госстраха. Глядя на состояние здания, можно предугадать, что оно пережило много историй: во время войны в помещениях работал госпиталь № 1705, после оно перешло к заводу медицинских препаратов, затем — банку «Вятич». Последние пятнадцать лет здание пустует, поскольку было признано аварийным, однако до сих пор находится под охраной как памятник архитектуры регионального значения.

Горожане сравнивают конструктивистскую форму с танком — фронтальный угол с вертикальным ленточным остеклением срезан, в выпирающей нише аккуратно размещен вход. Здание специально строилось напротив гостиницы «Ярмарком» — оба конструктивистских объекта работали в ансамбле, связывая Банковский переулок.

Сейчас судьба дома остается неопределенной.
Появление архитектуры советского модернизма на площади Малышева

Рождение советского архитектурного модернизма связано со вступлением в силу постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955). Тогда перед архитекторами встали противоречивые задачи: разрешение жилищного кризиса, которое предполагало создание типовых проектов, и разработка экспериментальных проектов для воплощения нового образа советских городов.

Советский архитектурный модернизм или совмод — стиль, который сделал шаг навстречу человеку, новым и забытым идеям архитекторов и веяниям времени. Все дело в том, что над обликом Свердловска в 1950-е начали работу как молодые приглашенные архитекторы, так и те, кто трансформировал город еще в 1920—1930-е годы. Новое поколение предлагало экспериментальные идеи, черпало вдохновение из западных журналов, вдохновлялось проектами Ле Корбюзье, Алвара Аалто и многих других. Старожилы свердловского градостроительства же доставали запылившиеся конструктивистские проекты.

В ходе такого взаимного сотрудничества появлялись здания, которые еще никогда не проектировались в Советском Союзе, обновлялись уже существующие площади и разрабатывались новые концепции развития города. Поэтому в 1960-е звуки строительства снова наполнили перекресток. Вдоль ул. 8 Марта растянулось светлое здание из стекла и бетона — Дом политпросвещения (ныне Театр эстрады). А на углу вырос девятиэтажный комбинат бытового обслуживания «Рубин». По вечерам на нем вспыхивали огни рекламы, а через стеклянный фасад на улицу лились потоки света.

Бытовой комбинат «Рубин»

Адрес: ул. Малышева, 44
Архитекторы: Петр Деминцев и Феликс Таксис
Годы постройки: 1964
Функции: бытовой комбинат
«Подарок свердловчанам», «здание из стекла и металла», «украшение города» — так в 60-е годы называли в газетах недавно возведенный «Рубин». Девятиэтажное здание на углу улиц 8 Марта и Малышева и сейчас является высотной доминантой перекрестка, даже несмотря на выглядывающее из-за Дома контор здание «Radius».

Однако изменилась включенность здания в жизнь горожан. Возможно, вы слышали истории близких, о том, как они ходили сюда в парикмахерскую, мастерскую часов или же в ателье. «Рубин» был крупнейшим в городе комбинатом бытового обслуживания. В 1964 году в газете «Свердловский строитель» писали, что в нем можно «починить и пошить обувь и одежду, отремонтировать бытовые приборы, часы, сдать в чистку или окраску одежду, сделать отличную прическу».

Каждый этаж — разные сферы услуг. Первый этаж — кафе-закусочная. Второй — столовая. Третий и четвертый отведены под услуги красоты. На пятом этаже были размещены мастерские мелкого ремонта. Выше можно было оказаться в выставочных павильонах и ателье.

Для комфорта посетителей художники и архитекторы стремились создать внутри много света и воздуха. Разрабатывались прозрачные перегородки, стены и потолки, которые отделывались на тот момент новыми материалами: пластмассой, цветным линолеумом, релином. С архитектурой «Рубина» гармонировала и мебель, и приборы освещения.

Дом Политпросвещения (Театр эстрады)

Адрес: ул. 8 Марта, 15
Архитектор: Аркадий Заславский, Олег Гаврилин
Годы постройки: 1970
Функции: просветительская
Простота планировки, строгость линий, минимум декоративных элементов, использование новых материалов — эти и другие приницпы архитектуры совмода также воплощены в Доме политпросвещения. Но, к сожалению, как и многие здания этого периода, объект претерпел изменения.

Дома политпросвещения создавались как центры для руководителей агитколлективов. Архитекторы должны были предусмотреть пространства для семинаров, лекций, конференций и консультаций. В свердловском Доме политпросвещения были запроектированы аудитории для занятий, небольшие фойе для взаимодействия посетителей, два зала для выступлений, а также библиотека и читальный зал. Для отделки были выбраны соответствующие материалы: металл, разноцветный мрамор и дерево, обработанное полиэфирной смолой.

В конце 1980-х Аркадий Заславский работал над проектом пристроя к Дому политпросвещения. Поэтому несмотря на то, что пристрой появился позднее, он как будто продолжает композицию здания — поддерживает аскетичность и строгость форм.
Во время прогулки по площади Малышева можно проследить, как идеи архитекторов в разные периоды меняли логику, функции и образ одного пространства. Советуем отправиться на знакомство с окрестностями площади Малышева в компании, чтобы в диалоге формировалось еще одно измерение — общей памяти.

В Екатеринбурге появляется все больше проектов, актуализирующих наследие архитектуры советского модернизма. Не только проходят выставки, но и запускаются целые лаборатории. В течение года Арт-клуб старшего поколения в Уральском филиале Пушкинского музея вместе с местными художниками и исследователями занимается изучением и переосмыслением зданий совмода.

Если хотите продолжить знакомство, советуем начать с документального фильма «Совмод. Предвосхищая будущее» (2023 г.), в котором можно послушать воспоминания самих архитекторов. Архивные фотографии, хронику и фрагменты из газет можно найти в телеграм-канале «Про дома и не только». А отправиться на прогулку с горожанами и исследователями можно с экскурсоводами сообщества «Екбгуляем», например, Светлана Мельникова из «Территории авангарда» проводит специальные культурные медиации по Площади Малышева.