Если вы активный горожанин и уже испробовали разные методы отдыха: пешие экскурсии, прогулки с аудиогидами, предлагаем новый метод, который поможет по-новому взглянуть на привычные места — дрейфы. Это спонтанные бесцельные прогулки, для которых в целом можно и не выезжать за пределы района.
В этой инструкции художница, дизайнер и иллюстратор Катя Червонных, которая проводит такие прогулки в Екатеринбурге, рассказывает что такое дрейфы, как можно в них поучаствовать или отправиться исследовать город самостоятельно.
В этой инструкции художница, дизайнер и иллюстратор Катя Червонных, которая проводит такие прогулки в Екатеринбурге, рассказывает что такое дрейфы, как можно в них поучаствовать или отправиться исследовать город самостоятельно.
Что такое дрейф
Дрейф — это один из инструментов психогеографии. Психогеография изучает, как на человека влияет городская среда и окружение на эмоциональном уровне. Дрейф как раз помогает отследить эти состояния и проанализировать. Как правило, это свободная спонтанная прогулка без определенной цели. То есть в маршруте нет конечной точки Б, и мы не знаем, куда придём в итоге. Смысл дрейфа — в процессе путешествия.
Во время дрейфа нужно руководствоваться чувствами, эмоциями, обращать внимание на вещи, которые привыкли не замечать. Это и помогает выйти за привычные паттерны поведения в городской среде и сформировать о ней новые представления.
Людям иногда трудно абстрагироваться от своих обычных принципов перемещения в пространстве и выдумать себе новый маршрут без ориентира в виде конечной точки.
Во время дрейфа нужно руководствоваться чувствами, эмоциями, обращать внимание на вещи, которые привыкли не замечать. Это и помогает выйти за привычные паттерны поведения в городской среде и сформировать о ней новые представления.
Людям иногда трудно абстрагироваться от своих обычных принципов перемещения в пространстве и выдумать себе новый маршрут без ориентира в виде конечной точки.
Катя Червонных — о дрейфе
Про психогеографию и дрейф я узнала во время лаборатории художника и теоретика уличного искусства Игоря Поносова. Если я зову людей в коллективный дрейф, то беру на себя роль режиссера процесса: придумываю для участников абсурдные задания — «ситуации», которые помогают выйти за рамки привычного восприятия города. Мы делимся на группы — обычно по 3−4 человека. Руководствуясь полученным списком «ситуаций», все свободны в своем исследовании города. После окончания прогулки мы можем собраться с дрейфовавшими в одной точке, зафиксировать и обсудить, какие открытия удалось совершить.
В работе с дрейфами мне важно соучастие горожан, потому что опыт каждого из нас индивидуален. Мне нравится наблюдать преломление города через призму взглядов жителей на пространство. И у людей довольно большой отклик на такие прогулки-исследования.
В работе с дрейфами мне важно соучастие горожан, потому что опыт каждого из нас индивидуален. Мне нравится наблюдать преломление города через призму взглядов жителей на пространство. И у людей довольно большой отклик на такие прогулки-исследования.
В прошлом году я проводила дрейфы для фестиваля «Стенограффия», мы гуляли в Тюмени в рамках «Морфологии улиц», а в этом году была одним из тьюторов проекта творческих лабораторий «Скрытые чувства» для школьников в Нижнем Новгороде. Необычные дрейфы у нас получились в проекте «Искусство жить дома» от Уральского филиала Пушкинского музея: участники искали «драгоценные» камни, которые становились отражением их эмоционального состояния. Найденное «золото» было музеефицированно и превращено в две коллекции драгоценных камней, которые экспонировались в домах-музеях Павла Бажова. Про метод рассказывала и в фотолаборатории «Что в поле растет» в Академическом районе от «Атома».
Я анонсирую дрейфы в своих социальных сетях, за анонсами можно следить в телеграм. Но вы можете отправиться на дрейфы сами.
Я анонсирую дрейфы в своих социальных сетях, за анонсами можно следить в телеграм. Но вы можете отправиться на дрейфы сами.
Шаг 1. Выбираем место для дрейфа
Берем координаты какой-нибудь локации в городе, например, центра или района в онлайн-картах. Последние две-четыре цифры закидываем в «рандомайзер» или меняем эти цифры сами и обратно вбиваем карты. Так можно выбрать для себя нетипичное место для прогулки и отправиться его изучать.
Также можно скачать приложение Derive (интерфейс на английском). Оно предлагает задания с отсчетом времени. Еще одно приложение «Рандонавтика» поможет выбрать нетипичные точки на картах, а вы будете пытаться до них добраться — это тоже целое приключение.
Также можно скачать приложение Derive (интерфейс на английском). Оно предлагает задания с отсчетом времени. Еще одно приложение «Рандонавтика» поможет выбрать нетипичные точки на картах, а вы будете пытаться до них добраться — это тоже целое приключение.
Шаг 2. Готовимся к прогулке
Ничего специально с собой брать не нужно. Если хочется фиксировать что-то по дороге, то всегда есть телефон. Можно вести заметки, снимать видео, делать какие-то аудиозаписи, рисовать скетчи, в общем пригодится любой из способов привычной нам документации жизни.
Планировать дрейф лучше днем. Ночью будет сложно что-то разглядеть, а иногда это может быть опасно.
Планировать дрейф лучше днем. Ночью будет сложно что-то разглядеть, а иногда это может быть опасно.
Интересно, что Ги Дебор — знаменитый философ, основоположник термина психогеографический дрейф и соавтор исследований по теме, считал, что группа для дрейфа должна быть максимум 2−3 человека. Дрейфуя группой побольше, вы естественным путем разобьетесь на более маленькие группки и будете гулять в них. Поэтому лучше сразу начинать в комфортных для всех условиях.
Кстати, еще одно ограничение по версии Ги Дебора касается времени: прогулки лучше проводить от сна до сна, вряд ли в современных реалиях это возможно сделать. Поэтому можно поставить себе временное ограничение — 40 минут, 1 час или условие — например, пока не устанете.
Кстати, еще одно ограничение по версии Ги Дебора касается времени: прогулки лучше проводить от сна до сна, вряд ли в современных реалиях это возможно сделать. Поэтому можно поставить себе временное ограничение — 40 минут, 1 час или условие — например, пока не устанете.
Шаг 3. Идем на прогулку!
Если дрейфуете самостоятельно, можно придумать себе задания. Например, взять идеи из литературы — для проекта «Искусство жить дома» придумывали задания на основе сказа Бажова «Орлиное перо». Надо было найти птичье перо, посмотреть, куда смотрит его остриё и идти в том направлении 10 минут.
Еще можно изучить историю района и придумать задания на ее основе. К примеру, на ЖБИ искать железобетонные конструкции и ощупывать их всеми органами чувств.
Или можно использовать уже разработанные приложения для дрейфа (см. шаг 1).
Еще можно изучить историю района и придумать задания на ее основе. К примеру, на ЖБИ искать железобетонные конструкции и ощупывать их всеми органами чувств.
Или можно использовать уже разработанные приложения для дрейфа (см. шаг 1).
Что еще можно взять за основу дрейфа — список заданий от Кати Червонных
- Представь, что асфальт — это лава. Иди по поребрику так долго, как сможешь.
- Следуй за человеком, который смотрит в свой телефон, пока идёт.
- Закрой глаза. Прислушайся к звукам. Открой глаза и следуй за понравившимся звуком. Сфотографируй его источник.
- Двигайся вперёд, пока не встретишь машину жёлтого цвета. Затем повернись на 90 градусов и продолжи свой путь.
- Открой топографическую карту (карту высотности) города и иди в направлении самой высокой точки 7 минут.
- Найди стрит-арт (граффити, теги и др.) с помощью «орлиного зрения» (прищурься). Иди по нему 10 мин.
- При нахождении лестницы иди по ней обязательно, после чего двигайся вдоль стены справа до ее конца.
- Если тебе встретится животное, иди за ним в течение 8 минут.
Шаг 4. Фиксируем результаты
Самый простой способ — составление ментальной карты. Возьмите белый чистый лист и попробуйте перенести на него то, что запомнилось вам больше всего во время прогулки. Совсем необязательно иметь для этого навыки рисования, ведь тут важно не как, а что вы наносите на эту карту. Это может быть лишь один объект, который займет все пространство вашего листа, или вы попытаетесь восстановить в своей памяти маршрут, который прошли и как-то его зафиксировать на бумаге. Вариантов достаточно много, не бойтесь экспериментировать — тут нет правильного или неправильного ответа, все зависит только от внутренних ощущений. Отмечаем то, что запомнили больше всего или что запало в душу, что вызвало сильные чувства. Например, деревья, люди, странные машины и другие объекты.
Используйте предметы. Это очень похоже на коллекционирование сувениров из путешествий. Несмотря на то, что дрейф-путешествие будет меньшего масштаба, подобранный сувенир может иметь ничуть не меньшую значимость, чем магнитик из Египта. Главное, не забудьте убедиться, что предмет никому не принадлежит. Подойдут природные вещи — камни или неперерабатываемый мусор.
Ещё один классный способ фиксации действительности — это 3D-сканирование на телефон. Это снимок, который можно рассмотреть с разных сторон, и он относит нас к определенному моменту времени. Тем самым мы будто замораживаем мгновение в виде такого скульптурного слепка. Это может быть то, что дорого только вам — клумба в форме цветка, а рядом с ней банка из-под корнишонов — забытый мусор.
Ещё один классный способ фиксации действительности — это 3D-сканирование на телефон. Это снимок, который можно рассмотреть с разных сторон, и он относит нас к определенному моменту времени. Тем самым мы будто замораживаем мгновение в виде такого скульптурного слепка. Это может быть то, что дорого только вам — клумба в форме цветка, а рядом с ней банка из-под корнишонов — забытый мусор.
Фотографии: обложка — Илья Ермаков, 1, 2, 3 — Любовь Кабалинова, 4 — Юлия Каширина, 5, 6 — Антон Улатов, 7, 8 — предоставлны Катей Червонных.