Если вы активный горожанин и уже испробовали разные методы отдыха: пешие экскурсии, прогулки с аудиогидами, предлагаем новый метод, который поможет по-новому взглянуть на привычные места — дрейфы. Это спонтанные бесцельные прогулки, для которых в целом можно и не выезжать за пределы района.
В этой инструкции художница, дизайнер и иллюстратор Катя Червонных, которая проводит такие прогулки в Екатеринбурге, рассказывает что такое дрейфы, как можно в них поучаствовать или отправиться исследовать город самостоятельно.
Что такое дрейф
Дрейф — это один из инструментов психогеографии. Психогеография изучает, как на человека влияет городская среда и окружение на эмоциональном уровне. Дрейф как раз помогает отследить эти состояния и проанализировать. Как правило, это свободная спонтанная прогулка без определенной цели. То есть в маршруте нет конечной точки Б, и мы не знаем, куда придём в итоге. Смысл дрейфа — в процессе путешествия.
Во время дрейфа нужно руководствоваться чувствами, эмоциями, обращать внимание на вещи, которые привыкли не замечать. Это и помогает выйти за привычные паттерны поведения в городской среде и сформировать о ней новые представления.
Людям иногда трудно абстрагироваться от своих обычных принципов перемещения в пространстве и выдумать себе новый маршрут без ориентира в виде конечной точки.
Катя Червонных — о дрейфе
Про психогеографию и дрейф я узнала во время лаборатории художника и теоретика уличного искусства Игоря Поносова. Если я зову людей в коллективный дрейф, то беру на себя роль режиссера процесса: придумываю для участников абсурдные задания — «ситуации», которые помогают выйти за рамки привычного восприятия города. Мы делимся на группы — обычно по 3−4 человека. Руководствуясь полученным списком «ситуаций», все свободны в своем исследовании города. После окончания прогулки мы можем собраться с дрейфовавшими в одной точке, зафиксировать и обсудить, какие открытия удалось совершить.
В работе с дрейфами мне важно соучастие горожан, потому что опыт каждого из нас индивидуален. Мне нравится наблюдать преломление города через призму взглядов жителей на пространство. И у людей довольно большой отклик на такие прогулки-исследования.
В прошлом году я проводила дрейфы для фестиваля «Стенограффия», мы гуляли в Тюмени в рамках «Морфологии улиц», а в этом году была одним из тьюторов проекта творческих лабораторий «Скрытые чувства» для школьников в Нижнем Новгороде. Необычные дрейфы у нас получились в проекте «Искусство жить дома» от Уральского филиала Пушкинского музея: участники искали «драгоценные» камни, которые становились отражением их эмоционального состояния. Найденное «золото» было музеефицированно и превращено в две коллекции драгоценных камней, которые экспонировались в домах-музеях Павла Бажова. Про метод рассказывала и в фотолаборатории «Что в поле растет» в Академическом районе от «Атома».
Я анонсирую дрейфы в своих социальных сетях, за анонсами можно следить в телеграм. Но вы можете отправиться на дрейфы сами.
Шаг 1. Выбираем место для дрейфа
Берем координаты какой-нибудь локации в городе, например, центра или района в онлайн-картах. Последние две-четыре цифры закидываем в «рандомайзер» или меняем эти цифры сами и обратно вбиваем карты. Так можно выбрать для себя нетипичное место для прогулки и отправиться его изучать.
Также можно скачать приложение Derive (интерфейс на английском). Оно предлагает задания с отсчетом времени. Еще одно приложение «Рандонавтика» поможет выбрать нетипичные точки на картах, а вы будете пытаться до них добраться — это тоже целое приключение.
Шаг 2. Готовимся к прогулке
Ничего специально с собой брать не нужно. Если хочется фиксировать что-то по дороге, то всегда есть телефон. Можно вести заметки, снимать видео, делать какие-то аудиозаписи, рисовать скетчи, в общем пригодится любой из способов привычной нам документации жизни.
Планировать дрейф лучше днем. Ночью будет сложно что-то разглядеть, а иногда это может быть опасно.
Интересно, что Ги Дебор — знаменитый философ, основоположник термина психогеографический дрейф и соавтор исследований по теме, считал, что группа для дрейфа должна быть максимум 2−3 человека. Дрейфуя группой побольше, вы естественным путем разобьетесь на более маленькие группки и будете гулять в них. Поэтому лучше сразу начинать в комфортных для всех условиях.
Кстати, еще одно ограничение по версии Ги Дебора касается времени: прогулки лучше проводить от сна до сна, вряд ли в современных реалиях это возможно сделать. Поэтому можно поставить себе временное ограничение — 40 минут, 1 час или условие — например, пока не устанете.
Шаг 3. Идем на прогулку!
Если дрейфуете самостоятельно, можно придумать себе задания. Например, взять идеи из литературы — для проекта «Искусство жить дома» придумывали задания на основе сказа Бажова «Орлиное перо». Надо было найти птичье перо, посмотреть, куда смотрит его остриё и идти в том направлении 10 минут.
Еще можно изучить историю района и придумать задания на ее основе. К примеру, на ЖБИ искать железобетонные конструкции и ощупывать их всеми органами чувств.
Или можно использовать уже разработанные приложения для дрейфа (см. шаг 1).
Что еще можно взять за основу дрейфа — список заданий от Кати Червонных
Представь, что асфальт — это лава. Иди по поребрику так долго, как сможешь.
Следуй за человеком, который смотрит в свой телефон, пока идёт.
Закрой глаза. Прислушайся к звукам. Открой глаза и следуй за понравившимся звуком. Сфотографируй его источник.
Двигайся вперёд, пока не встретишь машину жёлтого цвета. Затем повернись на 90 градусов и продолжи свой путь.
Открой топографическую карту (карту высотности) города и иди в направлении самой высокой точки 7 минут.
Найди стрит-арт (граффити, теги и др.) с помощью «орлиного зрения» (прищурься). Иди по нему 10 мин.
При нахождении лестницы иди по ней обязательно, после чего двигайся вдоль стены справа до ее конца.
Если тебе встретится животное, иди за ним в течение 8 минут.
Шаг 4. Фиксируем результаты
Самый простой способ — составление ментальной карты. Возьмите белый чистый лист и попробуйте перенести на него то, что запомнилось вам больше всего во время прогулки. Совсем необязательно иметь для этого навыки рисования, ведь тут важно не как, а что вы наносите на эту карту. Это может быть лишь один объект, который займет все пространство вашего листа, или вы попытаетесь восстановить в своей памяти маршрут, который прошли и как-то его зафиксировать на бумаге. Вариантов достаточно много, не бойтесь экспериментировать — тут нет правильного или неправильного ответа, все зависит только от внутренних ощущений. Отмечаем то, что запомнили больше всего или что запало в душу, что вызвало сильные чувства. Например, деревья, люди, странные машины и другие объекты.
Используйте предметы. Это очень похоже на коллекционирование сувениров из путешествий. Несмотря на то, что дрейф-путешествие будет меньшего масштаба, подобранный сувенир может иметь ничуть не меньшую значимость, чем магнитик из Египта. Главное, не забудьте убедиться, что предмет никому не принадлежит. Подойдут природные вещи — камни или неперерабатываемый мусор.
Ещё один классный способ фиксации действительности — это 3D-сканирование на телефон. Это снимок, который можно рассмотреть с разных сторон, и он относит нас к определенному моменту времени. Тем самым мы будто замораживаем мгновение в виде такого скульптурного слепка. Это может быть то, что дорого только вам — клумба в форме цветка, а рядом с ней банка из-под корнишонов — забытый мусор.