Публикации

Ищет новые лица и зажигает восходящие звезды: кастинг-директор и киноагент Лена Чигвинцева — о работе и дружбе с актерами, поиске фактурных героев и популярности

В мире кино зрители восхищаются актерами, запоминают их яркие образы и редко задумываются, как тот или иной человек вообще оказался в фильме. В тени часто остается работа киноагента и кастинг-директора, которые ищут таланты и собирают команду артистов, идеально подходящих для конкретной картины.

Киноагент и основатель asap сasting Лена Чигвинцева начинала карьеру в Екатеринбурге. Сегодня она — один из самых заметных кастинг-директоров Москвы и агент востребованных актеров. Среди ее подопечных — плеяда звезд из нашумевшего сериала «Слова пацана»: Рузиль Минекаев, Слава Копейкин, Ярослав Могильников, блогер stasprostoklass (Стас Круглицкий) и другие представители нового поколения кино.

При этом Лену не отпускает Урал: она помогает режиссеру Ивану Соснину с кастингами и поддерживает местные проекты Red Pepper Film. Например, на главную роль в фильме «Пришелец» агент нашла девятилетнюю актрису, которая, кажется, очаровала абсолютно всех.

В интервью для Чойса Лена рассказала, какой прошла путь, чтобы стать кастинг-директором, как случайно познакомилась с парнем ростом 215 сантиметров и открыла ему мир кино и почему агент должен быть одновременно менеджером, психологом и другом.

Иллюстрации к материалу для нас подготовила Софья Содерберг. Ее творчество — визуальная поэзия и графичный импрессионизм. Познакомиться с автором можно в блиц-интервью, а рассмотреть работы — в соцсетях.

Стать классным агентом можно, если чувствуешь людей

Сегодня вы — киноагент со звездным составом актеров. Как начинали свой путь?

Это путь длиною в жизнь. В 17 лет я поступила в Свердловский колледж искусств и культуры (в народе «Кулек») на театральную режиссуру. Дальше было много разной работы, которая впоследствии привела меня туда, где я сейчас.

При этом у вас нет высшего образования киноагента (спойлер для читателей: такой вышки не существует в России). Как стать классным специалистом без академической базы?

Я кастинг-директор и агент без профильного образования — абсолютная самоучка, все на собственном опыте. Стать классным спецом можно, если чувствуешь людей, видишь в каждом потенциал и ведешь правильным путем. Мне пригодились дипломы психолога-консультанта и PR-специалиста — эти знания очень помогают в работе с разными людьми.

Как думаете, нужно создавать в вузах образовательные программы для агентов актеров?

Нужно и важно. Если не ошибаюсь, сейчас при ВГИКе стали обучать на кастинг-директоров, также есть отдельные курсы для агентов. Это радует, так как хочется больше профессионалов и упрощенной коммуникации в нашей индустрии.

Чему нужно учить киноагентов? Какими навыками должен обладать такой специалист?

Время очень беспощадно ко всем. Раньше кастинги делали на «Мосфильме», бегая по всему земному шару, а сейчас достаточно включить VPN, чтобы найти нужного актера или его агента в шапке профиля. Искать в соцсетях, смотреть платформы и кино. Ходить на премьеры, вечеринки, мероприятия. Дружить с режиссерами, продюсерами или знать их в лицо. Быть PR-специалистом актера, рекламным менеджером, другом, психологом. Уметь выстраивать связи «агент — кастинг-директор», «агент — исполнительный продюсер» и многое другое. Главное, учиться выстраивать коммуникацию «агент — актер». Поддержать, если все идет не очень, или быть рядом, когда настиг настоящий успех. Самому развиваться и качать свой личный бренд. Быть в тренде.

Сейчас непростое время — нужно поддерживать друг друга

Как происходит подбор актеров? Кастинг-менеджер фильма передает вам техническое задание и пожелания, а вы уже смотрите по своей базе?

Когда я читаю сценарий, сразу представляю определенные образы. Это могут быть как известные артисты, так и актеры, которых я пока ни разу в жизни не видела. Главное — образы в моей голове. После того, как я набросала каст, все показываю режиссеру, продюсерам и другим. Дальше важно, чтобы ансамбль устроил все инстанции.

Где вы ищите актеров? Поделитесь интересным опытом.

В кино, театрах, вузах, наконец, на улице. Однажды для черно-белого немого кино Филиппа Юрьева «Сказка о глухом и волшебной музыке» я нашла 215-сантиметрового великана с огромным шрамом на лице. Внешне он был похож на Франкенштейна. Я его увидела на фейс-контроле в ночном клубе Москвы: тогда я взяла его телефон и сказала: «Вы должны сняться в кино!». Через два года после нашего знакомства он снялся в паре с лилипутом Виктором — это был крутой контраст. В целом, я могу подойти на улице к любому человеку и взять номер телефона, если у него фактурная и кинематографичная внешность.

Вы давно работаете в Москве, но вас не отпускает Урал: работаете в агентстве Red Pepper Film и проектах Ивана Соснина. В чем сила уральского кино?

Да, я не отпускаю ребят, иногда что-то делаем вместе. Несмотря на то, что Ваня работает по кастингам не только со мной, он все равно часто приходит ко мне за советом по тем или иным героям. Сила уральского кино в таланте Вани Соснина и его команде. Red Pepper Film — это единый слаженный организм, где люди дружат много лет и понимают друг друга с полуслова, в этом их секрет. Очень радуюсь, что наша Свердловская киностудия под началом Евгения Григорьева начала с ними работать.
Изображение: Red Pepper Film

На главную роль фильма «Пришелец» Ивана Соснина вы нашли девятилетнюю Алену Мирошникову. Как случилось знакомство?

Мама Алены написала мне в соцсетях, как только мы открыли агентство. Я ее взяла и через 10 дней после открытия asap сasting показала Ване фотографии — это очень классное лицо для кино. Ваня тут же интегрировал ее на главную роль к актеру Максу Стоянову. Режиссер написал под Алену роль — она его вдохновила.

В феврале вашему агентству asap casting исполнилось три года. В соцсетях вы активно делитесь жизнью проекта: у вас часто проходят душевные встречи с актерами, совместные фотосессии и яркие вечеринки. Зачем создавать атмосферу дружбы в рабочем коллективе?

Создание атмосферы, вечеринки и душевных посиделок — это продолжение меня и моей повседневной жизни. Это классный пример для других агентств, которые подхватили этот тренд и стали делать совместные фотосессии, вечеринки и собрания, где агенты знакомятся ближе со своими актерами. Для нас это дополнительные формы контакта. Сейчас очень непростое время: нужно поддерживать друг друга и делиться позитивными эмоциями.
Фото: Анастасия Паламарчук

Ответственность за успех актера должна лежать на обоих, иначе это игра в одни ворота

Есть ли у вас под крылом уральские дарования? С кем из екатеринбургских актеров хотелось бы заключить контракт?

Уральские дарования часто просятся ко мне в агентство, но у меня ограничено количество людей. У меня заключен контракт с Ярославом Могильниковым из Лысьвы (Пермский край) — этого пока достаточно.

Ярослава Могильникова действительно нельзя не отметить: после роли в сериале «Слово пацана» он пробует себя в разных амплуа. На агенте лежит ответственность за карьерный успех актера?

Я взяла Ярослава, когда ему было 15 лет. Тогда «Слова пацана» еще не вышло, и мы только нащупывали его актерский путь. На счастье случился сериал «Юг», и это заслуженная роль. В 2025 году с ним выходят три новых проекта, где он совершенно разный. Хочу, чтобы Ярослав развивался и учился дальше. Считаю, что ответственность за успех актера должна лежать на обоих, иначе это игра в одни ворота.
Изображение: Red Pepper Film

Вы говорили, что принципиально не берете в агентство детей и подростков, а Алена и Ярослав — исключения. Почему придерживаетесь этого правила?

Я принципиально не работаю с детьми и подростками, но Алена и Ярослав действительно оказались исключениями из правил. Работа в этих возрастных категориях — это еще и коммуникация с родителями. У меня нет на это ресурса и желания, тем более это совсем другие проекты, кастинги и иной подход.

После «Слова пацана» вы тоже проснулись звездой. Как вам удалось одновременно поддерживать своих актеров и самой справляться с чрезмерным вниманием фанатов?

«Проснулась звездой» — это громко сказано. Я полгода просыпалась от тысячи звонков, сообщений и писем во все каналы связи. Это было очень тяжело: ни я, ни актеры к этому не были готовы. Это морально выматывало — мне даже понадобилась помощь врачей, так как я была истощена. Например, на фан-встрече в Рыбинске Рузиль потерял пять килограммов, а у Ярика были панические атаки. Безумие продолжалось около года, но мы выдержали. Фанаты ребят меня любили, так как в своих соцсетях я публиковала закулисный контент из обычной жизни актеров.

Вы открыли Марка Эйдельштейна для главной роли в сериале «Смычок». Теперь актер покоряет Голливуд и фотографируется с Тимоти Шаламе на красной дорожке. Насколько комфортно русским актерам в зарубежной киноиндустрии?

Пока ни разу за всю историю кино никто из российских актеров не покорил запад, сколько ни пытался. Я безумно горжусь Марком, он достоин всех красных дорожек мира. Думаю, у него все только начинается. Важно, что ребята из «Аноры» живут и работают в России — за это отдельный респект.

В одном из интервью вы рассказывали, что вам очень нравится советское кино: вдохновляетесь съемкой, операторской работой и актерами. А какие современные фильмы вы с удовольствием бы показали своим детям и внукам?

Фильмы Ивана Соснина, зарубежную и советскую классику и все картины, где я была кастинг-директором.
Люди