Чемпион по благодарностям от пассажиров: история бортпроводника, который в небе обеспечивает комфортный полет, на земле занимается моделированием и ведет блог об авиации
Бортпроводники на борту самолета — это не просто обслуживающий персонал, а настоящие эмоциональные огнетушители, которым нужно всегда проявлять спокойствие и собранность. Поэтому, чтобы сохранить нервы и найти силы на следующий рейс, вне работы им важно заниматься чем-то отвлеченным. Кирилл Фрош пришел в авиацию по воле случая. Но за время работы в небе он не только стал чемпионом по благодарностям от пассажиров, но и нашел несколько интересных хобби — блогинг и моделирование.

Чойс продолжает знакомить читателей с сотрудниками авиакомпании «Уральские авиалинии» — людьми, которые в свободное от работы время занимаются балетом, футболом, тайским боксом, прыгают на батутах или ставят музыку за диджейским пультом
Кирилл Фрош
старший бортпроводник «Уральских авиалиний»

Как мечта стать дальнобойщиком привела в бортпроводники

В детстве мы с отцом много путешествовали по стране на машине, и я мечтал стать дальнобойщиком: привлекало все большое и далеко идущее. Я думал, что когда все время куда-то движешься, это очень круто. А потом прошло много лет, и так совпало, что я двигаюсь в чем-то большом и куда-то далеко. Но не на фуре. Получается, мечта сбылась, только немного по-другому.
В авиацию я пришел случайно: работал в разных местах, до «Уральских авиалиний» продавал машины в автосалоне. Зарплаты катастрофически не хватало (как раз купил машину в кредит), и я подумал, что надо срочно менять работу. Абсолютно случайно мне попалась на глаза вакансия «бортпроводник без первоначальной подготовки». Откликнулся, позвали на собеседование, прошел мандатную комиссию, где оценивают внешние данные, общаются с кандидатом, затем медицинскую. Потом началось обучение.
Первоначальная подготовка проходила в учебно-тренировочном центре: теория, практика, а затем экзамен в Росавиации. В апреле 2017 года я прошел собеседование, а в октябре состоялся первый рабочий вылет. У меня за плечами было довольно много жизненного опыта и служба в армии, так что было легко. Трудно разве что возвращаться в родной Екатеринбург после таких городов, как Прага, Дубай, Бангкок, где все совершенно иначе. Вот так решил попробовать себя в авиации, и занимаюсь этим уже семь лет. Кстати, на курсах я был старостой группы, а теперь лидерские качества проявляю в роли старшего бортпроводника.
Пассажирам на вопрос «Страшно ли летать?» отвечаю: «Страшно только первую тысячу раз, потом привыкаешь». Неважно куда лететь: любой рейс и любой пассажир — это часть нашей работы. В свое время инструкторы очень правильно нам сказали: «Мы — не турагентство и не бюро заказов отпусков. Мы выполняем определенную работу». Сегодня мне повезло полететь в ночь в Душанбе, завтра повезло еще больше — полететь в Дубай со стоянкой. Послезавтра повезло еще больше — у меня выходной.
Очень хорошо запомнил свой первый рейс: когда в составе экипажа прилетел в аэропорт Домодедово, был поражен его исполинским размером и колоссальным количеством самолетов — с точки зрения экипажа, когда ты находишься по другую сторону стекла от пассажира, аэропорт выглядит совершенно иначе. Но когда в 2018 году я попал в международный аэропорт Пекина, то понял, что на его фоне Домодедово — небольшой кружок авиапланеристов.

Бортпроводник как эмоциональный огнетушитель

В рейсе все очень сильно зависит от пассажиров. На коротком рейсе могут быть максимально беспроблемные пассажиры: зашли, сели, и за полтора часа даже не заметишь, что они были на борту. Но, например, за рейс Москва — Благовещенск ты успеешь со многими и подружиться, и жениться, и родить детей, и развестись. Утрирую, но на выходе пассажиры жмут руку и смотрят на тебя как на члена семьи. Если люди настроены на позитивный дружеский вайб, то рейс пройдет отлично. Если же человек изначально пришел на борт с какими-то претензиями, с ним приходится работать, и чем длиннее полет, тем дольше. Мне больше нравится летать куда-то далеко: больше часов налета, много дел. Прилетел и почувствовал, что поработал — настоящая авиация.
Есть стереотип, что бортпроводник — преимущественно женская профессия. Действительно, в российских и топовых мировых авиакомпаниях девушек-стюардесс подавляющее большинство. Во всех остальных авиакомпаниях в мире, сколько ни пересекались с другими экипажами, соотношение примерно 50 на 50, причем заметно, что ребята-бортпроводники старше нас.
В нашей работе важно умение переключаться и не приносить личные проблемы с собой на борт — на них обязательно отреагирует кто-нибудь из пассажиров. Чем больше абстрагируешься от домашних проблем на работе и от рабочих вопросов дома, тем лучше. Слава богу, за все годы у меня было всего несколько конфликтных ситуаций. Некоторые моменты гораздо проще не допускать, чем решать на месте, тушить конфликт на корню, выступать эмоциональным огнетушителем для пассажира. Знаете, сколько раз я сталкивался с хамством? Негатив нельзя пропускать через себя, важно настроиться на нечто позитивное. Например, попытайтесь найти в комнате все красные объекты — и вы не увидите ни одного синего. И в любой ситуации нужно знать аварийные процедуры. Они как подушка безопасности в машине — может, никогда не пригодятся, но работать должны безотказно.
Нужно помнить, что жизнь одна: через два часа пассажир покинет борт и вы больше никогда не встретитесь. Хотя бывает, что на одних и тех же рейсах попадаются одни и те же люди: кто-то из Екатеринбурга регулярно летает в Москву, порой в бизнес-классе я встречаю одних и тех же пассажиров. Однажды ко мне подошел пассажир и спросил: «Кирилл, помните, мы с вами летели рейсом 263 из Москвы 4 ноября 2017 года?»

Экипаж — это команда

Если в экипаже опытные коллеги, с которыми вы много раз летали вместе, то не нужно ничего объяснять, вы понимаете друг друга с полуслова. Где, что, как надо сделать, кто что любит и не любит: я точно знаю, кому оставить курицу, а кому томатный сок. С молодыми коллегами чуть сложнее — иногда приходится руководить чуть более жесткой рукой, методом кнута и пряника, иногда играть в доброго папу, который объясняет, что и как надо делать.
Экипаж — это команда. Мы делаем одно общее дело, поэтому для молодых коллег очень важны взаимовыручка и взаимопомощь. Коллектив — это не враги, а прежде всего друзья, которые ответят на любой вопрос и помогут, а при необходимости поддержат.

Когда мы куда-то прилетаем, то всей командой отдыхаем: посещаем какие-то увеселительные мероприятия, сидим в кафе, смотрим достопримечательности, лежим на пляже при возможности. После работы уже в родном городе с кем-то видимся, катаемся на велосипедах, ходим в гости и на дни рождения.

Блог об авиации

Как-то я узнал, что можно писать на платформе «Дзен», и подумал, что можно сделать для людей нечто полезное. Мой канал называется «Говорит старший бортпроводник», и он посвящен авиации: я стараюсь давать какую-то дельную информацию. Чем отличаются самолеты, какой самолет чем запомнился, какой вошел в историю, какие особенности у разных рейсов, что надеть, что стоит есть, а что нет, что выгоднее и удобнее. Я публикую полезную информацию, которая может пригодиться пассажирам. Часто бывает так: напишу статью, например, про обувь, и в комментариях спрашивают, как лучше одеться. Оказывается, какие-то очевидные темы для многих абсолютно не раскрыты. Некоторые девушки не понимают, почему не надо лететь в вечернем платье, а мужчины — почему из Сочи в Новый Уренгой не надо лететь в шлепанцах и шортах. Иногда приходится доносить базовые вещи, иногда что-то технически сложное.
Часто спрашивают, как перенести полет комфортно. Если кажется, что не можешь удобно устроиться в кресле, значит, не выйдет отвлечься. Заряженный телефон, наушники, пауэрбанк, игра, книга, фильм — половина успеха. Важно умение ограничить свое виртуальное пространство: чем больше ты увлечен чем-то посторонним, тем меньше обращаешь внимание на полет. Обязательно взять в аэропорту бутылку воды — 100−150 рублей, и с собой будет запас, и я бы взял еще шоколадку. Хочется спать — поспи.

Как переключиться с рейсов с помощью моделей танков и велосипеда

Однажды, когда я был маленьким, отец принес домой пластиковую модель истребителя МИГ-29: «Смотри, какая штука!» Я пришел в полный восторг — из кучи бесцветного пластика появляется самолет. Сейчас собираю модели танков из наборов «Звезда». Очень прикольно, когда своими руками создаешь нечто цельное, особенно технику, вокруг которой развивается история.
Один клиент заказал мне четыре танка в четырех стилях, и я изобразил их в разных погодных условиях, с нанесением повреждений и грязи. Такой процесс созидания всегда творческий и захватывающий. Детали не всегда подходят друг к другу, и зачастую приходиться кастомизировать, изобретать новое: собери по инструкции, остальное доработай напильником.
После сборки модель нужно подготовить к покраске, затем нанести базовые слои краски, а потом сделать танк таким, как задумано. Сборка занимает два дня, еще столько же покраска. Суммарно собрал больше десяти моделей.
Собирать танки — занятие, диаметрально противоположное работе, абсолютно другой аспект жизни, который позволяет переключиться. За сборкой и покраской время летит незаметно, это медитативный процесс, когда можно отвлечься и побыть наедине с собой.
Расслабляться и находиться в состоянии, когда в голове ничего нет, мне помогает и велосипед. Плюс он и по физике подтягивает. Не гонюсь за сверхрезультатами, хотя для себя могу похвастаться успехами. С товарищами мы ездим на дальние расстояния, устраиваем за день 100+ километров пробега. Это позволяет поддерживать форму как в физическом, так и в эмоциональном плане, потому что махнешь на велике сотку в хорошем темпе — приезжаешь домой усталый и с чувством совершенного подвига.
Материал подготовлен
при поддержке
Реклама
www.uralairlines.ru
erid: 2Vtzqv8M4Rr